ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 1998 года
Дело N 5-Г98-55
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 18 августа 1998 г.
кассационную жалобу Б. на решение Московского городского суда от
16 июня 1998 г. по делу по заявлению Б. о признании распоряжений
мэра г. Москвы недействительными.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П. и объяснения Б.,
Судебная коллегия
установила:
согласно распоряжению мэра г. Москвы N 43/1-РМ от 02.07.96 "Об
организации обеспечения населения г. Москвы лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по
рецептам врачей бесплатно или со скидкой" (с изменениями,
внесенными распоряжением мэра г. Москвы N 245-РМ от 03.04.97)
обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения бесплатно или со скидкой осуществляется лишь населению
г. Москвы.
Б., являясь жителем Московской области, обратился в суд с
заявлением о признании данных нормативных правовых актов
недействительными, полагая, что они противоречат Конституции
Российской Федерации и Федеральному закону "О ветеранах", так как
нарушают его права участника Великой Отечественной войны и
инвалида 2-й группы на получение лекарств бесплатно.
Одновременно Б. просил взыскать с Министерства здравоохранения
РФ материальный ущерб в сумме сто двадцать тысяч рублей.
Определением Московского городского суда от 16 июня 1998 г.
дело в части возмещения материального вреда выделено в отдельное
производство и передано на рассмотрение в Тверской
межмуниципальный суд г. Москвы по подсудности.
В остальной части в удовлетворении заявления решением
Мосгорсуда от 16 июня 1998 г. отказано.
Обжалуя судебные постановления по мотиву незаконности, Б.
просит о их отмене и направлении дела в суд на новое рассмотрение
и в полном объеме.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, в
том числе и дополнительной, оснований к отмене решения не находит.
Исходя из положений п. "ж" ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции
Российской Федерации о разграничении компетенции Российской
Федерации и ее субъектов по вопросам здравоохранения, установления
мер социальной защиты и социального обеспечения граждан и
приоритете федерального законодательства над законами и иными
нормативными актами субъекта Российской Федерации принимаемые
последними законодательные нормы по вопросам социальной защиты и
социального обеспечения не должны противоречить федеральному
законодательству.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" и
ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" реализация государственной политики в
отношении инвалидов в области их социальной защиты и
финансирования мер в этой области осуществляется за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и других не запрещенных
законом источников.
В силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" (ст. 13) и принятого в его исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 30.07.94
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"
медицинская помощь инвалидам, в том числе и лекарственное
обеспечение, должна оказываться бесплатно или на льготных условиях
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за
счет средств своих бюджетов и иных источников.
Обжалуемым заявителем распоряжением мэра г. Москвы N 431-РМ от
02.07.96 установлено бесплатное и на льготных условиях обеспечение
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в г.
Москве только жителей г. Москвы, что федеральному законодательству
не противоречит, поскольку указанная медицинская помощь
оказывается за счет средств бюджета г. Москвы.
Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения бесплатно или со скидкой инвалидов, проживающих на
территории других субъектов Российской Федерации, за счет средств
бюджета г. Москвы в обязанности ее исполнительной власти не входит
и федеральным законодательством не предусмотрено.
Данным нормативным правовым актом права и интересы Б. не
нарушаются, поскольку он проживает в г. Химки Московской области и
установленные распоряжением мэра льготы в части оказания
квалифицированной медицинской помощи инвалидам на него не
распространяются.
Таким образом, распоряжение мэра г. Москвы N 43/1-РМ от
02.07.96 "Об организации обеспечения населения г. Москвы
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения,
отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой" принято
им в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями
федерального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе заявителю в
удовлетворении требования о признании распоряжения
недействительным является правильным.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к обжалованию
действий главного врача поликлиники N 3 Министерства
здравоохранения Российской Федерации, но этот вопрос предметом
данного судебного разбирательства не был и Б. такое требование не
заявлялось.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 311, п. 1 ст. 305
ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 16 июня 1998 г. оставить
без изменения, кассационные жалобы Б. - без удовлетворения.
|