МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 13 августа 1998 г. N 04-03-01
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В связи с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотреть проект Соглашения о взаимодействии
государств-участников СНГ по вопросам налогообложения в области
железнодорожного транспорта Минфин России сообщает следующее.
Положения статей 2 и 3 указанного проекта Соглашения в части
освобождения перевозчиков Сторон от уплаты ряда налогов нарушают
налоговый суверенитет государств-участников СНГ, поскольку
национальных перевозчиков освобождать от уплаты налогов и сборов,
перечисленных в этих статьях (налог на прибыль, налог на землю,
акцизы, пошлины, налог на недвижимость), оснований не имеется.
Налогообложение же иностранных перевозчиков в рамках СНГ, как
показывает международная практика, должно регулироваться
соответствующими двусторонними и многосторонними соглашениями об
избежании двойного налогообложения, заключаемыми между конкретными
государствами.
Что касается налога на добавленную стоимость, то вопрос
применения этого налога при транспортировке и обслуживании грузов
и перевозке пассажиров и багажа, оказываемых железнодорожным
транспортом на территории государств-участников СНГ, целесообразно
рассматривать в целом при решении вопроса по применению косвенных
налогов во взаимных торговых отношениях в рамках СНГ. В связи с
этим необходимо отметить, что рабочая группа экспертов со стороны
Российской Федерации принимает участие в работе экспертов по
доработке и согласованию разработанного вами проекта Соглашения о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, работ, услуг между государствами-участниками СНГ. После
ратификации данного Соглашения в установленном порядке
транспортные услуги, в том числе железнодорожного транспорта,
налогом на добавленную стоимость облагаться не будут.
Кроме того, согласно статье 2 проекта Соглашения предлагается
освободить от акцизов и таможенных пошлин железнодорожные
транспортные средства и запасные части к ним при ввозе на
территории Сторон Соглашения. Необходимо отметить, что
железнодорожные транспортные средства и запасные части к ним,
происходящие с территории государств Содружества, при ввозе на
территорию Российской Федерации указанными налогами не облагаются.
Учитывая изложенное, статьи 2, 3, 4, 5 и 6 проекта Соглашения
следует исключить. В связи с этим заключение данного Соглашения
становится нецелесообразным, тем более, что вряд ли обосновано
заключать соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в
области налогообложения только услуг железнодорожного транспорта,
не принимая во внимание аналогичные вопросы по другим отраслям
экономики.
Руководитель Департамента налоговой политики - член Коллегии
А.И.Иванеев
|