ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 1998 года
Дело N 72-Г98-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 11 августа 1998 г.
кассационную жалобу Читинской областной Думы на решение Читинского
областного суда от 18 июня 1998 г. по заявлению прокурора
Читинской области о признании частично недействительным
нормативного акта.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П. и заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Корягиной Л.Л. об
оставлении судебного решения без изменения, Судебная коллегия
установила:
решением от 5 октября 1995 г. Читинская областная Дума
утвердила Порядок рассмотрения Читинской областной Думой
кандидатур на должности судей судов Читинской области.
Согласно части 4 п. 2 данного нормативного акта при
рассмотрении кандидатур на должности судей районных и городских
судов области до сведения депутатов Думы в обязательном порядке
доводится мнение по рассматриваемой кандидатуре соответствующего
представительного органа местного самоуправления.
Ссылаясь на несоответствие указанного порядка согласования
кандидатур на должности судей области требованиям Конституции
Российской Федерации и федерального законодательства, прокурор
области обратился в суд с заявлением о признании недействительной
части 4 п. 2 Порядка рассмотрения Читинской областной Думой
кандидатур на должности судей судов Читинской области.
Решением Читинского областного суда от 18 июня 1998 г.
заявление прокурора удовлетворено.
Обжалуя решение суда, Читинская областная Дума просит о его
отмене, ссылаясь на законность нормативного акта, опротестованного
прокурором акта в части.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив
доводы жалобы и проверив материалы дела, оснований к отмене
судебного решения не находит.
Обсуждая вопрос о законности установленного законодательным
органом Читинской области Порядка согласования кандидатур на
должности судей районных и городских судов области, суд, исходя из
положений п. "л" ч. 1 ст. 72 и частей 2, 5 ст. 76 Конституции
Российской Федерации и ее субъектов по вопросам о кадрах судебных
органов и приоритета федерального законодательства над законами и
иными нормативными актами субъекта Российской Федерации,
обоснованно пришел к выводу о несоответствии опротестованной
прокурором части нормативного акта требованиям федерального
законодательства.
Действующим Федеральным конституционным законом от 01.01.97 "О
судебной системе Российской Федерации" и Законом Российской
Федерации от 26.06.92 "О статусе судей в Российской Федерации" (с
последующими изменениями и дополнениями), устанавливающими порядок
наделения федеральных судей полномочиями и процедуру отбора
кандидатур на должности судей, органы местного самоуправления
полномочиями по формированию судейского корпуса и подбору кадров
на должности федеральных судей не наделены, при согласовании с
субъектами Российской Федерации кандидатур на федеральные
судейские должности предоставление каких-либо других материалов,
кроме представлений Председателя Верховного Суда РФ и заключений
квалификационных коллегий, согласно п. 6 ст. 13 названного Закона
"О судебной системе Российской Федерации" не требуется.
Наделяя органы местного самоуправления полномочиями по подбору
кадров федеральных судей, законодательный орган Читинской области,
по существу, вышел за пределы своей компетенции, предоставленной
ему законом, что в соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ
влечет признание принятого им нормативного акта частично
недействительным.
Таким образом, вывод суда о незаконности действий
законодательного органа Читинской области является правильным, а
решение суда - законным и обоснованным.
Оснований к отмене решения, о чем просит председатель Читинской
областной Думы, не имеется.
Изложенные в его кассационной жалобе доводы были предметом
судебного разбирательства, вывод суда о их необоснованности в
решении подробно мотивирован и аргументирован.
В то же время Судебная коллегия считает ошибочной и подлежащей
исключению из решения ссылку суда на ст. ст. 23, 24 и ч. ч. 2, 3
ст. 55 Конституции РФ, поскольку допущенное законодательным
органом области нарушение в части наделения местных органов
самоуправления дополнительным полномочием по представлению своего
мнения в отношении рассматриваемых кандидатур на должности судей
районных и городских судов ни в какой степени не затрагивает их
частную жизнь, честь, доброе имя, а также другие права и свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 304, п. 1 ст.
305, 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Читинского областного суда от 18 июня 1998 г. оставить
без изменения, кассационную жалобу Читинской областной Думы - без
удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения ссылку суда на ст.
ст. 23, 24 и ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
|