ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 1998 г. N С5-1/УЗ-613
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ РАБОТНИКОВ (НАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует о
принятии Государственной Думой Федерального закона "Об
особенностях правового положения акционерных обществ работников
(народных предприятий)" (далее - Федеральный закон), который
подписан Президентом Российской Федерации 19 июля 1998 г.
N 115-ФЗ.
Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 29 июля
1998 г. N 142 и вступает в силу с 1 октября 1998 г.
В связи с этим предлагается обратить внимание на отдельные
положения Федерального закона.
1. Федеральный закон определяет особенности создания и
правового положения акционерных обществ работников (народных
предприятий) (далее - народные предприятия), права и обязанности
их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов
акционеров (пункт 1 статьи 1).
К народным предприятиям применяются правила Федерального
закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных
обществах, если иное не предусмотрено названным Федеральным
законом (пункт 2 статьи 1).
2. Вопросу порядка создания народного предприятия посвящена
статья 2 Федерального закона.
Пунктом 1 установлено, что народное предприятие может быть
создано в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом,
путем преобразования любой коммерческой организации, за
исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных
унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам
которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала.
Создание народного предприятия иным способом не допускается.
3. Статья 3 Федерального закона содержит положения о договоре
о создании народного предприятия и уставе народного предприятия.
В частности, договор о создании народного предприятия помимо
сведений, указанных в пункте 5 статьи 9 Федерального закона "Об
акционерных обществах", должен содержать условия, сроки и порядок
выкупа народным предприятием акций народного предприятия у его
акционеров в целях соблюдения названного Федерального закона и
условий договора о создании народного предприятия (подпункт 3
пункта 1 статьи 3).
Устав народного предприятия помимо сведений, указанных в
пункте 3 статьи 11 Федерального закона "Об акционерных обществах",
должен содержать сведения, в частности, о максимальной доле акций
народного предприятия в общем количестве акций, которой может
владеть один работник народного предприятия (абзац 2 пункта 4
статьи 3).
4. В статье 4 регулируются вопросы уставного капитала
народного предприятия.
Устанавливается, в частности, что минимальный уставный капитал
народного предприятия должен составлять не менее 1000-кратного
размера минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на дату государственной регистрации народного
предприятия (пункт 7 статьи 4).
5. Вопросу наделения акциями работников народного предприятия
посвящена статья 5 Федерального закона. При этом пункт 5
устанавливает, что положения данной статьи вступают в силу после
выполнения условий договора о создании народного предприятия.
6. Федеральным законом устанавливаются ограничения на право
владения и распоряжения акциями народного предприятия (статья 6).
7. Статья 8 регулирует вопрос продажи акций народного
предприятия, находящихся на его балансе. При этом акции народного
предприятия, находящиеся на его балансе, полностью или частично
могут быть проданы его работникам, а также физическим лицам, не
являющимся его работниками, и / или юридическим лицам (абзац 1
пункта 1 статьи 8).
8. Согласно пункту 4 статьи 9 число акционеров народного
предприятия не должно превышать пять тысяч. При превышении
указанного числа народное предприятие обязано в течение одного
года привести его в соответствие с настоящим пунктом либо
преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
При невыполнении указанного требования в течение указанного
срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке
по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию
юридических лиц, или уполномоченного на то государственного
органа, или органа местного самоуправления.
9. Федеральный закон устанавливает, в частности, компетенцию
общего собрания акционеров (статья 10), внеочередного общего
собрания акционеров (статья 11), наблюдательного совета народного
предприятия (статья 12), компетенцию генерального директора
народного предприятия (статья 13).
10. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 14 решения
контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием
акционеров или обжалованы в суд.
О.В.БОЙКОВ
|