ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 августа 1998 года
Дело N 49-Г98-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Зайцева В.Ю.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании 4 августа 1998 г. дело по
кассационной жалобе К. на решение судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 июня 1998 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Зайцева В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с жалобой о нарушении его конституционных
прав избирать и быть избранным в орган государственной власти
Республики Башкортостан, ссылаясь на то, что глава администрации
Калтасинского района Республики Башкортостан должен избираться
населением, а не назначаться на должность Президентом Республики
Башкортостан. В связи с этим заявитель просил назначить дату
выборов главы администрации Калтасинского района Республики
Башкортостан.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Башкортостан от 4 июня 1998 года в удовлетворении
жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе К. ставится вопрос об отмене решения суда
по мотивам его незаконности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная
коллегия оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не
находит.
Согласно статье 77 Конституции Российской Федерации система
органов государственной власти республик, краев, областей
устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя Российской
Федерации и общими принципами организации представительных и
исполнительных органов государственной власти, установленными
федеральным законом. Поскольку федеральный законодатель до
настоящего времени не урегулировал вопрос об установлении общих
принципов организации системы органов государственной власти и об
общих принципах организации представительных и исполнительных
органов, Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации
в праве сама осуществить собственное правовое регулирование по
вопросам организации государственной власти в Республике, включая
установление системы представительных и исполнительных органов
государственной власти.
Из дела видно, что система органов государственной власти
Республики Башкортостан включает в себя как высшие органы власти,
так и территориальные органы государственной власти, действующие в
районах и городах республиканского подчинения, которые
непосредственно входят в состав Республики Башкортостан в качестве
ее административно-территориальных единиц.
Закрепляя такую систему органов государственной власти,
Республика Башкортостан реализовала полномочия, предоставленные ей
Конституцией Российской Федерации. При этом в п. 15 ст. 95
Конституции Республики Башкортостан и ст. 25 Закона Республики
Башкортостан "О местном государственном управлении в Республике
Башкортостан" закреплено, что главы территориальных исполнительных
органов государственной власти Республики назначаются на должность
и освобождаются от нее Президентом Республики Башкортостан.
Поскольку Президент Республики Башкортостан 8 февраля 1996 года
назначил главу администрации Калтасинского района, суд первой
инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований
для удовлетворения жалобы заявителя о нарушении его
конституционных прав и назначении выборов главы администрации
Калтасинского района Республики Башкортостан.
По вышеизложенным обстоятельствам Судебная коллегия не может
согласиться с доводами кассационной жалобы заявителя о том, что
суд неправильно применил законодательство, не назначив выборы
главы администрации Калтасинского района Республики Башкортостан.
Отсутствие федерального закона по вопросу установления общих
принципов организации системы органов государственной власти при
наличии права субъекта Российской Федерации на собственное
правовое регулирование по этому вопросу не позволяет согласиться с
доводом заявителя о том, что главы территориальных исполнительных
органов государственной власти должны получать свои полномочия
только в результате их выборов на эту должность. В связи с этим не
может быть признана обоснованной и ссылка заявителя на п. 4 ст. 10
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав
граждан и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", предусматривающий возможность назначения судом выборов
лишь в выборные органы государственной власти. В названном
Федеральном законе не содержится нормы, запрещающей главам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации назначать в
установленном законодательством этих субъектов порядке глав
территориальных органов исполнительной власти.
Не может служить основанием к отмене решения суда и ссылка на
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24
января 1997 года, поскольку им были признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации положения некоторых
законодательных актов Удмуртской Республики, а не Республики
Башкортостан.
Руководствуясь ст. ст. 294, 305 п. 1, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Башкортостан от 4 июня 1998 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
|