ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 августа 1998 года
Дело N 49-Г98-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Зайцева В.Ю.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании 4 августа 1998 г. дело по
кассационной жалобе К. на решение судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 мая 1998 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Зайцева В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Корягиной Л.Л., полагавшей решение суда отменить и направить дело
на новое судебное рассмотрение, Судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с жалобой о нарушении его конституционных
прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления
Калтасинской сельской администрации и о назначении даты выборов
главы данной администрации.
В обоснование жалобы заявитель указал, что глава Калтасинской
сельской администрации был назначен на эту должность в 1995 году,
в 1997 году срок его полномочий истек, но выборы главы сельской
администрации не назначаются, чем нарушаются его избирательные
права.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Башкортостан от 27 мая 1998 года постановлено назначить
выборы в местный орган самоуправления Калтасинского сельского
Совета по Калтасинскому району, возложив определение срока и
проведение выборов на Государственное Собрание Республики
Башкортостан.
В кассационной жалобе заявителя указывается о несогласии с
решением суда в части того, что суд не назначил дату выборов главы
Калтасинской сельской администрации.
Проверив в интересах законности решение суда первой инстанции в
полном объеме и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная
коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В преамбуле Федерального закона "Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления" (в редакции от 23 октября 1996
года) закреплено, что этот Закон устанавливает правовые нормы,
обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления в субъектах Российской Федерации, не осуществивших
соответствующее законодательное регулирование, в соответствии с
Конституцией РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 1 названного
Федерального закона, дата выборов депутатов представительных
органов местного самоуправления и выборных должностных лиц
местного самоуправления назначается судом. В соответствии с
пунктом 9 статьи 3 Федерального закона в решении суда указываются
основания для назначения даты проведения выборов, нормативный
правовой акт, на основании которого будут проводиться выборы, а
также указывается администрация (исполнительный орган) местного
самоуправления муниципального образования, а в случае ее
отсутствия - исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации, на который возлагается исполнение решения
суда. Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Вышеприведенные положения Закона судом при рассмотрении дела
были нарушены. Признавая необходимым назначение выборов в местный
орган самоуправления Калтасинского сельского Совета, суд не
назначил дату этих выборов, не указал в решении нормативный акт,
на основании которого должны проводиться выборы, а также не указал
администрацию местного самоуправления муниципального образования,
на которую возлагается исполнение решения суда. Не указал суд и о
немедленном исполнении вынесенного решения. Возложив определение
срока проведения выборов на Государственное Собрание Республики
Башкортостан, суд по существу отказал заявителю в удовлетворении
требования о назначении даты выборов.
Кроме того, в резолютивной части решения вообще не указано о
том, какие органы местного самоуправления должны быть избраны на
выборах, назначенных на территории Калтасинского сельского Совета.
Между тем в силу ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" на
муниципальных выборах могут быть избраны депутаты, члены иных
выборных органов местного самоуправления, выборные должностные
лица местного самоуправления. При этом исходя из смысла п. 1 ст.
16 названного Федерального закона выборы главы муниципального
образования (выборного должностного лица, возглавляющего
деятельность по осуществлению местного самоуправления на
территории муниципального образования) могут быть назначены лишь в
том случае, если должность главы муниципального образования
предусмотрена уставом муниципального образования. В указанном
Законе также специально оговорено, что глава муниципального
образования может избираться гражданами, проживающими на
территории муниципального образования, на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном голосовании либо
представительным органом местного самоуправления из своего состава
в порядке, установленном федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Разрешая жалобу заявителя, суд не установил, является ли
Калтасинский сельский Совет муниципальным образованием, принят ли
в нем устав, предусматривающий должность главы муниципального
образования, избираемого непосредственно населением, истекли ли
сроки полномочий этого должностного лица.
Между тем без выяснения этих юридически значимых обстоятельств
не может быть правильно разрешена жалоба заявителя о назначении
даты выборов главы Калтасинской сельской администрации.
С учетом вышеизложенного решение суда подлежит отмене с
направлением дела на новое рассмотрение для устранения допущенных
при рассмотрении дела нарушений закона.
Руководствуясь ст. ст. 294, 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Республики Башкортостан от 27 мая 1998 года отменить, направить
дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
|