КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 1998 г. N 16-1
О РЕФОРМИРОВАНИИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления почтовой связи
В.В. Коршунова о совершенствовании системы почтовой связи
Российской Федерации, коллегия отмечает:
Почтовая связь представляет собой единую сеть предприятий
почтовой связи и функционирует на территории страны как
взаимоувязанный производственно - хозяйственный комплекс.
В период коренных изменений экономики страны почтовой связи,
как и всем отраслям народного хозяйства, не удалось избежать
негативных явлений, связанных с либерализацией цен в этот период.
Произошло обвальное (в 5 - 6 раз) уменьшение объемов
предоставляемых услуг почтовой связи. Это вызвало уменьшение
темпов роста доходов почты и увеличение количества убыточных
организаций федеральной почтовой связи.
По итогам работы за 1997 г. в целом по почтовой связи
балансовая прибыль с учетом дотации из федерального бюджета
составила 307,7 млн. руб. при уровне рентабельности 3,4%.
Непокрытый балансовый убыток 29 нерентабельных УФПС составил
80,7 млн. руб.
В 1997 г. на покрытие убытков нерентабельных УФПС, содержание
социальной сферы и выплату социальных льгот из федерального
бюджета выделена дотация в сумме 7,0 млн. руб. из предусмотренных
93,1 млн. руб., или 1,6% от фактической потребности.
Недостаточно высокие для расширенного воспроизводства
финансовые результаты обусловлены следующими факторами:
- тарифы на наиболее массовые услуги почтовой связи
устанавливаются много ниже их фактической себестоимости на
доступном для населения уровне (пересылка почтовых карточек,
писем, бандеролей);
- темпы роста тарифов и цен на услуги и продукцию смежных
отраслей (пробег почтовых вагонов, воздушный транспорт,
электроэнергия и др.) носят опережающий характер по сравнению с
темпами роста на основные услуги почтовой связи;
- предоставление бесплатных и льготных услуг почтовой связи
ряду категорий потребителей, предусмотренных действующим
законодательством (Федеральные законы: "О статусе военнослужащих"
(до 01.01.98), "Об обязательном экземпляре документов", "О
государственной поддержке средств массовой информации и
книгоиздания Российской Федерации" (1996 - 1998 гг.), "О
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
(1996 - 2001 гг.). Удельный вес этих льгот в общем объеме
предоставляемых услуг в 1997 г. возрос до 20%, почта недополучила
более 500,0 млн. руб.;
- недостаточная государственная финансовая поддержка на
покрытие убытков от услуг, предоставляемых по регулируемым
тарифам, и на содержание нерентабельных объектов почтовой связи на
селе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Регулируемые тарифы в 1,5 - 3 раза ниже их реальной себестоимости.
В целях обеспечения конкурентоспособности и эффективного
функционирования почтовой связи в условиях развития и
совершенствования элементов рыночных отношений целесообразна ее
структурная перестройка путем реорганизации организаций
федеральной почтовой связи на основе их слияния в Федеральное
государственное унитарное предприятие "Почта России" с правом
хозяйственного ведения, входящее в единую систему связи
Государственного комитета Российской Федерации по связи и
информатизации.
Создание Федерального государственного унитарного предприятия
"Почта России" на базе региональных управлений федеральной
почтовой связи, преобразованных в филиалы с предоставлением им
некоторых прав юридического лица со структурными подразделениями
на уровне районного звена, позволит решить следующие задачи:
- сократить количество хозяйствующих субъектов с 91 до одного
юридического лица;
- отказаться начиная с 1999 г. от бюджетных финансовых средств
на государственную поддержку социально значимой отрасли (дотации,
инвестиции из федерального бюджета);
- централизовать платежи в федеральный бюджет по налогу на
прибыль при сохранении действующего порядка платежей в бюджеты
субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
- улучшить работу с крупными корпоративными клиентами для
поддержки развития предпринимательства в России и улучшения
качества обслуживания населения;
- проводить единую тарифную политику и политику
внутрисистемных расчетов за услуги почтовой связи, в том числе
централизованных расчетов за перевозку почты, включая
железнодорожный транспорт, путем объединения финансовых ресурсов
региональных хозяйствующих субъектов почтовой связи и на основе
перераспределения доходов между филиалами;
- осуществлять централизованные закупки технического
оборудования и транспорта в больших количествах и, соответственно,
со значительными скидками, что позволит уменьшить затраты на
эксплуатационную деятельность;
- централизовать финансовые потоки, исключить искусственное
занижение прибыли и рентабельности, направить дополнительные
средства на развитие и перевооружение почтовой связи.
Предлагаемые структурные преобразования почтовой связи
позволят в течение 2 - 3 лет оздоровить финансовое состояние
отрасли, технически переоснастить и перевооружить сеть почтовой
связи, закончить внедрение автоматизированной информационной
системы почтовой связи, за счет эксплуатации которой получить
значительные дополнительные доходы. Повышение доходности приведет
к увеличению обязательных платежей в бюджеты всех уровней, включая
федеральный бюджет.
При достижении уровня рентабельности в целом по почтовой связи
20 - 25% возможно проведение дальнейших структурных преобразований
почтовой связи, обеспечить ее финансовую автономию и
инвестиционную привлекательность для отечественных и иностранных
инвесторов. Этот уровень возможно достичь к 2003 - 2005 гг. после
завершения работ по техническому и технологическому перевооружению
почтовой отрасли.
В связи с изложенным коллегия постановляет:
1. Согласиться с предложением УПС (Коршунов) о реформировании
почтовой связи путем создания на базе организаций федеральной
почтовой связи единого Федерального государственного унитарного
предприятия "Почта России".
2. УПС (Коршунов) в установленном порядке организовать работу
по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами
подготовленных документов по созданию Федерального
государственного унитарного предприятия "Почта России" и внести их
в Правительство Российской Федерации на рассмотрение.
3. УПС (Коршунов), МТУСИ (Шахгильдян) совместно с научными
организациями в 3-месячный срок разработать механизм финансово -
хозяйственной деятельности унитарного предприятия.
4. Контроль за ходом выполнения Постановления коллегии
возложить на УПС (Коршунов).
Председатель коллегии,
Председатель Госкомсвязи России
А.Е.КРУПНОВ
|