ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1998 г. N 867
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
(с изм. согл. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном
учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и
медико - социальной помощи.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 июля 1998 г. N 867
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную,
реабилитационную, оздоровительную и финансово - хозяйственную
деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих
проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся
в психолого - педагогической и медико - социальной помощи.
Настоящее Типовое положение является типовым для
государственных и муниципальных образовательных учреждений для
детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико -
социальной помощи, - центров: диагностики и консультирования;
психолого - медико - социального сопровождения; психолого -
педагогической реабилитации и коррекции; социально - трудовой
адаптации и профориентации; лечебной педагогики и
дифференцированного обучения и других.
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в
психолого - педагогической и медико - социальной помощи (далее
именуется - учреждение), создается для детей и подростков от 3 до
18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и
дополнительные) и начального профессионального образования.
Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение
является примерным.
2. Основными задачами учреждения являются:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении
образовательных программ;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической,
психологической, социальной, медицинской и юридической помощи
детям;
оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по
вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и
социальной адаптации.
3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по
общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и
начального профессионального образования в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их
соматического и психического здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития и
отклонений в поведении детей;
организация коррекционно - развивающего и компенсирующего
обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении
профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
4. Учреждение несет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке ответственность перед органами
государственной власти, органами местного самоуправления за
соответствие применяемых форм, методов и средств организации
образовательного процесса, коррекционно - реабилитационной и
оздоровительной работы возрастным психофизиологическим
особенностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и
здоровья детей.
5. В своей деятельности учреждение руководствуется
международными актами в области защиты прав и законных интересов
ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российский Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, настоящим Типовым положением,
своим уставом.
II. Организация деятельности и учреждения
6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и
регистрируется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
7. Учредителями государственного учреждения могут быть
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации; учредителями муниципального
учреждения являются органы местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением
определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
8. Права юридического лица в части ведения уставной финансово
- хозяйственной деятельности, направленной на организацию
образовательного процесса, возникают у учреждения с момента его
государственной регистрации.
Учреждение является юридическим лицом и имеет устав,
закрепленное за ним имущество, расчетный и другие счета в
банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп и
бланки со своим наименованием.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, осуществляет
бухгалтерский учет и предоставляет информацию о своей деятельности
органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю
(учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения.
9. Право на ведение образовательной деятельности и получение
льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и
задачами может реализовывать дополнительные образовательные
программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на
договорной основе).
11. Учреждение создается из расчета одно учреждение на 5 тыс.
детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение
может быть создано для меньшего количества детей, проживающих в
городе (районе).
Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении
должна быть не более 9 - 12 человек.
Для детей дошкольного возраста в учреждении могут
организовываться разновозрастные воспитательные группы.
12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по
нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных
учреждений интернатного типа.
III. Образовательный процесс
13. Содержание образования определяется образовательными
программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением
самостоятельно.
14. Организация образовательного процесса в учреждении
регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и
расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением
самостоятельно.
15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с
использованием индивидуально - ориентированных коррекционно -
развивающих образовательных программ.
16. Для детей дошкольного возраста организация
образовательного процесса осуществляется в соответствии с Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении.
17. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в
учреждении может проводиться общеобразовательным учреждением,
имеющим государственную аккредитацию, на основе договора,
заключенного между учреждением и общеобразовательным учреждением.
18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их
родителей (законных представителей) по договорам и совместно с
предприятиями, учреждениями, организациями может проводить
профессиональную подготовку детей в качестве дополнительных (в том
числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей
лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется
исходя из региональных и местных условий, ориентированных на
потребность в рабочих кадрах, с учетом интересов и индивидуальных
особенностей психофизического развития обучающихся.
20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции,
кружки, студии и другие объединения по интересам.
IV. Участники образовательного процесса
21. Участниками образовательного процесса являются дети, их
родители (законные представители), педагогические, медицинские,
инженерно - педагогические работники, юристы учреждения.
22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью
самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей),
направленные другим образовательным учреждением с согласия
родителей (законных представителей):
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся
посещать общеобразовательные учреждения;
с нарушением эмоционально - волевой сферы;
подвергшиеся различным формам психического и физического
насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние
матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также
пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и
другие.
23. Зачисление детей в учреждение производится на основании
заключения психолого - педагогической и медико - педагогической
комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.
24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные
учреждения осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации об образовании.
25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном
учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в
соответствующий класс на основе документов об их промежуточной
аттестации, выданных учреждением.
26. Родители (законные представители) имеют право защищать
законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности
учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами
наблюдений, характером реабилитационных методов обучения,
воспитания и оздоровления детей.
27. В зависимости от содержания и основных направлений
деятельности в штате учреждения могут предусматриваться должности
методиста, педагога - психолога, социального педагога, учителя -
логопеда, учителя - дефектолога, врачей - специалистов,
медицинской сестры, специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и
других.
28. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие
профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности и подтвержденную документами об образовании.
29. Отношения между работниками и администрацией учреждения
регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не
могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс
мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и
оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а
также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей
и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение
деятельности учреждения в области защиты интересов и социальных
прав детей, проводят работу по правовому воспитанию детей и
консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам
охраны прав детей.
32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный
или специально закрепленный органом здравоохранения медицинский
персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит
мероприятия лечебно - профилактического характера, углубленную
диагностику состояния физического и психического здоровья детей,
оздоровительные мероприятия, консультативную помощь детям, их
родителям, педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании,
токсикомании, алкоголизма и других заболеваний.
33. Работники учреждения имеют право:
участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом
уставом учреждения;
повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования, а также в учреждениях повышения
квалификации;
проходить медицинское обследование за счет средств учредителя
(учредителей) учреждения.
34. Педагогические, инженерно - педагогические и медицинские
работники учреждения пользуются правами и льготами в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, а также
дополнительными льготами, предоставляемыми в регионе
педагогическим, инженерно - педагогическим и медицинским
работникам образовательных учреждений.
35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы
(должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по
оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно -
квалификационными требованиями на основании решения аттестационной
комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и
других выплат стимулирующего характера в пределах средств
учреждения, направляемых на оплату труда.
V. Управление учреждением
36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и
строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами
самоуправления являются совет учреждения, попечительский совет,
общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок
выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция
определяются уставом учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет
директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом учреждения.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа
местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной
порядок.
38. Директор учреждения несет ответственность за свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской
Федерации, уставом учреждения, функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым
договором (контрактом).
VI. Имущество и средства учреждения
39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет
имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за государственным или
муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся
в его оперативном управлении.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за
ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества,
своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за
учреждением, допускается только в случаях и в порядке,
установленных законодательством Российской Федерации.
40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем
(учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением;
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и
юридических лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах
находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей
ему собственности. При недостаточности этих средств по
обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с
государственными и местными нормативами финансирования, которые
устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров
финансирования учреждения за счет средств его учредителя
(учредителей).
43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
регулирующим предпринимательскую деятельность и предусмотренную
его уставом.
44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество
и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное
имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом
платежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
|