ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 1998 года
Дело N 59-Г98-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова Д.П.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 28 июля 1998 г. по
кассационной жалобе Ч. и С. на решение судебной коллегии по
гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 июня 1998
г. дело по заявлению Ч. и С. о приостановлении действия
постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от
16 декабря 1997 г. N 314 "О назначении выборов депутатов
Законодательного Собрания Нижегородской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения Ч., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей
решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области
от 16 декабря 1997 г. N 314 "О назначении выборов депутатов
Законодательного Собрания Нижегородской области" на 29 марта 1998
г. были назначены очередные выборы депутатов Законодательного
Собрания Нижегородской области.
Ч. и С. обратились в суд с заявлением о признании указанного
постановления недействительным, о назначении выборов в
Законодательное Собрание Нижегородской области в судебном порядке
и о возбуждении уголовного дела в отношении депутатов
Законодательного Собрания Нижегородской области, незаконно
продливших свои полномочия после их истечения в марте 1996 г. и не
назначивших своевременно новые выборы в Законодательное Собрание
Нижегородской области, ссылаясь на то, что все действия
Законодательного Собрания Нижегородской области и его депутатов
после марта 1996 г. должны быть признаны незаконными.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского
областного суда от 15 июня 1998 г. требования заявителей были
оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявители просят отменить решение, как
вынесенное с нарушением норм материального и процессуального
права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения
не усматривает.
В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации
установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
В настоящее время федеральный закон о представительных и
исполнительных органах государственной власти субъектов Российской
Федерации не принят, в связи с чем вопросы, связанные с
организацией системы органов государственной власти и их
функционированием, регулируются законами и иными нормативными
актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава Нижегородской области
полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области
прежнего состава и его депутатов прекращаются со дня начала работы
Законодательного Собрания нового созыва.
До формирования Законодательного Собрания Нижегородской области
нового созыва Законодательное Собрание Нижегородской области
прежнего состава в установленном порядке распущено не было,
полномочия его депутатов не прекращались, в связи с чем доводы
заявителей о незаконности всех без исключения действий депутатов
Законодательного Собрания после марта 1996 г. обоснованными быть
признаны не могут.
Ссылка заявителей на то, что решением Нижегородского областного
суда от 28 января 1998 г. было признано, что депутаты
Законодательного Собрания прежнего созыва утратили свои
полномочия, также не может быть признана обоснованной, поскольку
определением Судебной коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации от 24 марта 1998 г. из этого решения
было исключено указание о прекращении полномочий депутатов и всего
Законодательного Собрания Нижегородской области со дня вступления
решения в законную силу.
Судом установлено, что в соответствии с законодательством
Нижегородской области назначение выборов в Законодательное
Собрание Нижегородской области должно производиться решением
Законодательного Собрания области, что и было выполнено с
принятием постановления Законодательного Собрания N 314 от 16
декабря 1997 г.
Довод заявителей о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 10
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" это
постановление должно быть отменено, а выборы должны быть назначены
самим судом, не может быть признано обоснованным, так как в
соответствии с указанной нормой Федерального закона суд назначает
выборы лишь тогда, когда этого не сделали уполномоченный на то
орган, или должностное лицо, либо соответствующая избирательная
комиссия, и только с целью гарантировать соблюдение избирательных
прав граждан. Отмена уже назначенных Законодательным Собранием
Нижегородской области выборов не направлена на защиту
избирательных прав граждан, но, напротив, могла привести к их
нарушению, в связи с чем суд обоснованно оставил требования
заявителей без удовлетворения, приняв во внимание то, что 29 марта
1998 г. выборы были проведены и признаны состоявшимися.
Законодательное Собрание Нижегородской области нового созыва было
сформировано и приступило к работе.
На основании ст. ст. 304, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 15 июня 1998 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Ч. и С. - без
удовлетворения.
|