МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 1998 г. N 12-01-07
О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев по
поручению Правительства Российской Федерации предложения
Министерства государственного имущества Российской Федерации по
разгосударствлению социальной сферы, подготовленные в соответствии
с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от
21.03.98 N 321 "Об итогах социально - экономического развития
Российской Федерации в 1997 году и задачах на 1998 год", сообщает.
Государственные и муниципальные учреждения социальной сферы
призваны обеспечивать реализацию конституционных прав граждан в
области социальных гарантий населения (общедоступность и
бесплатность образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях, охрана здоровья и
бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения, государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развитие системы социальных служб).
Поэтому, по мнению Минфина России, при рассмотрении вопроса о
возможности разгосударствления указанных учреждений необходимо
прежде всего проведение по каждому типу социально - культурных
учреждений всестороннего анализа с целью определения оптимальной
организационно - правовой формы реформируемых объектов, возможных
социально - экономических последствий приватизации, выработки
действенной системы защиты конституционных прав граждан,
оптимального сочетания государственных (муниципальных) и
негосударственных учреждений соответствующего профиля,
экономического эффекта от приватизации. Кроме того, указанные
преобразования должны проводиться в рамках действующего
законодательства Российской Федерации.
Без этого изменение формы собственности указанных объектов
приведет к значительному увеличению расходов на обучение, лечение,
культурное обслуживание населения, удорожанию стоимости путевок в
санатории и, как следствие, резко ограничит доступность этих видов
услуг для социально незащищенных слоев населения.
Как показывает опыт, при приватизации объектов социально -
культурной сферы, как правило, происходит их частичное или полное
перепрофилирование. Примером этому может служить произведенная
приватизация кинотеатров.
В настоящее время законодательно установлен мораторий или
запрет на приватизацию практически всех видов социально -
культурных учреждений, кроме ряда объектов культуры (концертных
организаций, цирков, театров, домов культуры и клубов, кинотеатров
научно - методических центров культуры).
Так, Федеральным законом от 16.05.95 N 74-ФЗ "О сохранении
статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений
и моратории на их приватизацию" установлен мораторий на
приватизацию государственных и муниципальных образовательных
учреждений всех типов, включая объекты их производственной и
социальной инфраструктуры. Закон Российской Федерации от 09.10.92
N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
предусматривает запрет на приватизацию культурного наследия
народов Российской Федерации, в том числе культурных ценностей,
хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев,
архивов и библиотек, картинных галерей, включая помещения и
здания, где они расположены. В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" не подлежат приватизации
государственные и муниципальные библиотеки, Федеральным законом от
26.05.96 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях
Российской Федерации" - музейные предметы и музейные коллекции,
включенные в состав государственной части Музейного фонда
Российской Федерации, Федеральным законом от 02.08.95 N 122-ФЗ "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" -
государственные и муниципальные учреждения социального
обслуживания. Также, в соответствии с Основными положениями
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденными
Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535,
не осуществляется, до принятия соответствующего федерального
закона, приватизация учреждений и организаций здравоохранения (за
исключением аптечных учреждений и предприятий).
Что касается предложения Мингосимущества России о
преобразовании учреждений социальной сферы в акционерные общества,
то оно противоречит положениям Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федеральных законов от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" и от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации", в соответствии с
которыми в процессе приватизации в акционерные общества могут быть
преобразованы государственные и муниципальные предприятия, т.е.
коммерческие организации, к которым не относятся учреждения
социальной сферы.
Заместитель Министра
И.П.МОЛЧАНОВ
|