ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 1998 г. N ВК-6-16/474
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ П. 10 НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
ПРОВЕРОК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА 1998 ГОД
В соответствии с п. 10 Национального плана проверок
налогоплательщиков на 1998 год в апреле - мае 1998 года
налоговыми органами совместно с органами Федеральной службы
налоговой полиции и органами внутренних дел проведены проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации о применении
контрольно - кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных
расчетов с населением на рынках, ярмарках, выставочных комплексах,
на других территориях, отведенных для осуществления торговли, а
также платных автостоянках. В отдельных проверках участвовали
специалисты комитетов (отделов) по защите прав потребителей,
органов госсанэпиднадзора и других контролирующих органов.
Проверки осуществлялись в соответствии с программой,
направленной Госналогслужбой России в адрес государственных
налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации письмом от
24.03.98 N ВК-6-16/196@.
Повышению эффективности проверок способствовали: организация
рейдовых форм их совместного проведения, создание мобильных
оперативных групп, "челночная" и "перекрестная" форма проведения
проверок, использование фактора внезапности и одновременного
охвата проверкой нескольких точек, предварительное наблюдение и
отбор объектов контроля, заблаговременное планирование, подготовка
и всестороннее инструктирование проверяющих и др.
Всего проверено 9446 рынков, ярмарок и выставочных комплексов
с наличием торговых мест в проверенных объектах - 245606, из
которых проверке подверглись 68675 или 28 процентов. В ряде
случаев работники налоговых органов одновременно в комплексе
осуществляли проверку документов на право торговли и занятия
предпринимательской деятельностью, накладных на товар, документов
об оплате за торговые места, лицензий на право торговли, ведения
бухгалтерского учета, соответствия фактического вида торгового
места указанному в разрешении на право торговли. Активно эта
работа проводилась в госналогинспекциях по Республике Карелия,
Красноярскому краю, Амурской, Брянской, Ивановской и Московской
областям.
В целом проверками установлено 7440 случаев нарушений
законодательных и нормативных актов о применении ККМ. В
Краснодарском, Ставропольском, Красноярском, Приморском и
Хабаровском краях, Белгородской, Вологодской, Кемеровской,
Московской, Новосибирской, Саратовской областях, г. г. Москве и
Санкт - Петербурге выявлены нарушения у каждого третьего - пятого
пользователя ККМ.
За нарушения законодательных и нормативных актов о применении
ККМ предъявлено штрафных санкций в 6354 случаях на общую сумму
49,1 млн. руб. При этом наибольшая сумма штрафов начислена за
неприменение ККМ - 38,8 млн. руб. или 79,0% от общей суммы
штрафов. 70,1% нарушений связано с невыдачей чека покупателю
(клиенту) - 4454 случая. Сумма штрафов за невыдачу чека
покупателям (клиентам) составила 4,5 млн. руб. или 9,2% от всей
суммы штрафов.
Проверками 3675 автостоянок выявлены нарушения в 711 случаях.
Предъявлено штрафных санкций на сумму 8,9 млн. руб. Наибольшее
количество нарушений связано с ведением денежных расчетов без
применения контрольно - кассовых машин (269 нарушений или 46,1% от
общего количества) на сумму 7,6 млн. руб.(85,9%). При проверке
автостоянок установлены также факты завышения стоимости услуг за
парковку против нормативной, отсутствие договоров на аренду
земельных участков, занятых автостоянками, предварительная набивка
чеков на ККМ со стоимостью услуги на будущий период. По всем
выявленным нарушениям налоговыми органами приняты меры по их
устранению и недопущению в будущем.
Среди нарушений полноты оприходования выручки чаще всего
встречаются нарушения порядка ведения Книги кассира -
операциониста, они установлены в 2293 случаях, в том числе в
2175 случаях (94,9%) - при торговле на рынках, ярмарках,
выставочных комплексах. Количество проверок, в которых выявлено
неоприходование выручки, полученной с применением контрольно -
кассовой машины, составило 419, в том числе 32 - на автостоянках.
Сумма неоприходованной выручки по итогам проверок составила
774,6 тыс. руб., при этом основная часть неоприходованной выручки
приходится на рыночно - ярмарочную торговлю - 763,2 тыс. руб. или
98,5% от общей суммы. За неоприходование выручки налоговыми
органами предъявлено штрафных санкций в сумме 748,6 тыс. руб.
В целом сумма взысканных штрафных санкций по итогам проверок
составила 7,1 млн. руб.
Наряду с устойчивой позитивной тенденцией по переоснащению
предприятий современными контрольно - кассовыми машинами с
фискальной памятью, при активном участии в этой работе налоговых
органов, проверками во многих регионах вскрыта приобретающая все
более широкие размеры негативная направленность в деятельности
предприятий и предпринимателей по изысканию ими всевозможных
лазеек в налоговом и ином законодательстве и нормативных
подзаконных актах с целью уклонения от применения ККМ и сокрытия
наличной денежной выручки.
Так, по информациям, поступившим от налоговых органов ряда
республик, краев и областей, все большее распространение
приобретает торговля продовольственными и промышленными товарами,
реализуемыми из сборно - разборных нестационарных легких палаток,
с разборных столиков и других подобных нестационарных торговых
точек, устанавливаемых вне крытых помещений, на улицах, открытых
площадках в открытых торговых рядах на территориях рынков, с
лотков, установленных рядом с контейнерами, автофургонами, или так
называемая "торговля с асфальта". В ряде случаев подобная торговля
не только не упорядочивается и не пресекается органами местного
самоуправления, но нередко даже ставится ими под свою защиту. В
оправдание подобных действий органами местного самоуправления и
субъектов Российской Федерации принимаются нормативные акты,
противоречащие федеральному законодательству. В результате
принимаемых мер и настойчивых действий налоговых органов подобного
рода нарушения удается устранить. Значительное внимание этой
работе уделяют налоговые органы Республики Татарстан, Камчатской,
Костромской, Новосибирской, Ростовской, Томской и некоторых других
областей.
Налоговые органы на местах обязаны отслеживать развитие тех
или иных негативных тенденций, вносить для их устранения
соответствующие предложения органам законодательной и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и оперативно
информировать об этом Госналогслужбу России.
В Республике Башкортостан проверкой зафиксирован факт
реализации продовольственных товаров с использованием вместо
контрольно - кассовой машины чекопечатающего калькулятора, с
отключением установленной контрольно - кассовой машины. По
материалам проверки вынесено решение о применении финансовых
санкций.
При проверке автостоянки ООО "Лебедь" в г. Нефтекамске
выявлено отсутствие прейскуранта цен на оказываемые услуги. При
этом на квитанции утвержденного образца за парковку автомобилей не
указывались сумма принятых наличных денежных средств от населения
и реквизиты юридического лица. По итогам данной проверки к
предприятию применены штрафные санкции за отсутствие ценника в
100-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, а на
приемщика - кассира наложен административный штраф.
Проверки показали также учащение случаев допуска к работе на
кассовых аппаратах лиц, не прошедших необходимое обучение, а также
лиц, не имеющих договоров с работодателем - владельцем ККМ о
приеме на работу.
Отдельные госналогинспекции по субъектам Российской Федерации
организовали дополнительно проведение проверок других объектов, не
предусмотренных программой проверки. Так, в Республике Бурятия
проверены предприятия общественного питания, по результатам
которых применены штрафные санкции на сумму 92,4 тыс. руб., из них
взыскано 71,7% от общей суммы. Налоговые органы Калининградской
области организовали проверки игорных заведений и ломбардов.
Не снижается количество претензий от налоговых органов на
искажение данных при снятии ежедневных и периодических фискальных
отчетов на контрольно - кассовых машинах моделей "SAMSUNG-ER -
4615RF", ЭКР 3101.1Ф и АМС-100Ф, а также моделей "SAMSUNG-ER -
4615R", Елка-82МБF, "Электроника-92-Аквариус". Аналогичные
нарекания по учету выручки высказываются по ККМ модели
Меркурий-115Ф, не имеющей контрольной ленты и денежного ящика и
часто применяющейся при выездной торговле.
Госналогслужбой России учтено мнение госналогинспекций по
субъектам РФ об отсутствии ответственности центров технического
обслуживания за ненадлежащее выполнение отдельных обязанностей,
предусмотренных Положением о порядке продажи, технического
обслуживания и ремонта ККМ в РФ, в разрабатываемых
нормативно - методических документах.
В целях устранения неоднозначности толкования наименования
объектов розничной торговли (палатка, лоток, контейнер и т.д.)
Госналогслужба России рекомендует налоговым органам активнее
ставить вопрос перед местными органами законодательной и
исполнительной власти о разрешении данной проблемы путем ее
регламентации изданием соответствующих актов (постановлений,
решений и т.д.) на территории субъектов Российской Федерации с
учетом Постановления Правительства Российской Федерации от
19.12.97 N 1607.
Придавая особое значение усилению внимания и контроля со
стороны не только налоговых органов, но и местных администраций за
соблюдением законодательства о применении ККМ, Госналогслужба
России обратилась с соответствующей просьбой к руководителям
органов законодательной и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (письмо Госналогслужбы России от 22.07.98
N БФ-8-16/343 прилагается).
Государственная налоговая служба Российской Федерации,
направляя настоящий обзор и учитывая возрастающее значение
контроля налоговых органов за соблюдением установленного порядка
применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, предлагает:
1. Довести настоящее письмо до налоговых органов по городам и
районам в порядке обмена опытом организации и проведения проверок
рынков, ярмарок, выставочных комплексов и автостоянок по вопросу
применения контрольно - кассовых машин при денежных расчетах с
населением.
2. Активизировать разъяснительную работу через местную печать,
радио и телевидение о политике государства по реализации
фискальных функций в области наличного денежного обращения,
необходимости и перспективах более широкого применения ККМ во всех
сферах при реализации товаров и оказании услуг населению.
3. Обеспечить постоянный контроль налоговых органов за
соблюдением юридическими и физическими лицами Закона Российской
Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением", а также
других нормативных материалов по данному вопросу.
Заместитель Руководителя -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
Приложение
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июля 1998 г. N БФ-8-16/343
О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ
В целях упорядочения приема наличных денежных средств,
поступающих от населения в качестве платы за товары и услуги,
своевременного их оприходования по учету, полного сбора налоговых
платежей в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав
потребителей Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля
1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых
машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм
собственности при осуществлении расчетов с населением" и Законом
Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" предусмотрено обязательное применение контрольно -
кассовых машин (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с
населением.
Контроль за соблюдением предприятиями и физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, законодательства о применении ККМ возложен на
глав местных администраций и налоговые органы.
В настоящее время в налоговых органах зарегистрировано около
1,6 млн. ККМ, принадлежащих более 840 тыс. предприятий и
индивидуальных предпринимателей. Ежегодно налоговыми органами по
вопросам применения ККМ при расчетах с населением подвергается
проверке практически каждый второй пользователь ККМ. Результаты
проверок свидетельствуют о том, что фактическое положение дел с
соблюдением законодательства о ККМ является неудовлетворительным,
в целом по России нарушения устанавливаются при каждой пятой
проверке, а в отдельных регионах - при каждой второй - третьей
проверке. К нарушителям законодательства о ККМ налоговыми органами
применены штрафные санкции в 1997 году на сумму 943 млн. и в
первом квартале т.г. на сумму 187 млн. деноминированных рублей.
Крайне неблагополучно обстоит дело с соблюдением
законодательства о ККМ на оптово - розничных рынках, ярмарках,
выставочных комплексах, в других местах массовой торговли, платных
автостоянках, автозаправочных станциях, при пассажирских
перевозках, на предприятиях общепита и в некоторых других сферах
предпринимательской деятельности.
Проверки показывают, что в целях сокрытия от учета и
налогообложения наличных денежных средств, полученных от продажи и
оказания услуг населению, предприятия и особенно индивидуальные
предприниматели изыскивают и используют имеющиеся "дыры" в
действующем законодательстве и подзаконных нормативных актах,
регламентирующих применение ККМ при расчетах с населением. После
выхода в свет Постановления Правительства Российской Федерации от
06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на
других территориях, отведенных для осуществления торговли"
повсеместно существенно расширилась торговля промышленными и
продовольственными товарами без применения ККМ из ежедневно
собираемых легких палаток, с лотков и разборных столиков,
устанавливаемых рядом с контейнерами, автофургонами, стационарными
киосками и палатками на территориях рынков и других открытых
площадках, так называемая "торговля с асфальта".
Подобная организация торговли с целью ухода от применения ККМ
не только не пресекается органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления, а нередко берется
даже под защиту.
В отдельных регионах постановлениями и решениями указанных
выше органов власти оборудованные прилавки в крытых помещениях
рынков и ярмарок были неправомерно приравнены к лоткам, а срок
введения (с 1 апреля 1997 г.) обязательного применения ККМ на
рынках, ярмарках и на других отведенных для торговли территориях
перенесен на более поздние сроки. Администрациями некоторых
районов населенные пункты, имеющие нормальные транспортные
сообщения, неоправданно относятся к пунктам, расположенным в
отдаленных или труднодоступных местностях, что позволяло
предприятиям не применять ККМ при расчетах с населением. В ряде
городов и административных центров при молчаливом согласии органов
местного самоуправления до настоящего времени реализация
промышленных товаров с открытых прилавков крытых рынков
осуществляется без применения ККМ.
Имеют место факты принятия органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления других
решений и постановлений, которые противоречат федеральному
законодательству о применении ККМ.
Органами исполнительной власти практически всех субъектов
Российской Федерации не используется предоставленное им
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.97
N 1607 право принимать решения об ограничении действия перечня
отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения ККМ.
Госналогслужба России и ее налоговые органы на местах
принимают дополнительные меры по усилению контроля за применением
предприятиями и индивидуальными предпринимателями ККМ при
осуществлении денежных расчетов с населением.
Учитывая исключительную важность организации надлежащего учета
наличных денежных средств, поступающих от населения за
реализованные товары и оказанные услуги, в целях обеспечения
полного и своевременного поступления в казну государства налогов и
других обязательных платежей Государственная налоговая служба
Российской Федерации предлагает:
- рассмотреть фактическое положение дел с применением ККМ при
осуществлении денежных расчетов с населением и обязать глав
местных администраций принять меры к усилению контроля за строгим
соблюдением предприятиями и физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, действующего законодательства и подзаконных нормативных
актов, регламентирующих применение ККМ;
- проинвентаризировать принятые органами законодательной и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления законы, постановления, решения и иные нормативные
акты по вопросам применения ККМ и в случае, если они противоречат
действующему федеральному законодательству, привести их в
соответствие с этим законодательством или отменить;
- в целях расширения сферы применения ККМ, повышения
эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и
услуг и предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения шире
использовать предоставленное субъектам Российской Федерации право
по ограничению действия перечня предприятий, которым разрешено не
применять ККМ при осуществлении расчетов с населением;
- оказывать постоянную и всестороннюю помощь налоговым органам
в организации и осуществлении контроля за применением
предприятиями и индивидуальными предпринимателями ККМ при
осуществлении денежных расчетов с населением.
О принятых мерах просьба уведомить Государственную налоговую
службу Российской Федерации.
Министр Российской Федерации -
Руководитель
Б.Г.ФЕДОРОВ
|