ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 1998 года
Дело N 86-Г98-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Толчеева Н.К.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 23 июля 1998 года дело по
заявлению прокурора Владимирской области о признании незаконным
постановления главы администрации Владимирской области "О
задолженности органов местного самоуправления по страховым
платежам на обязательное медицинское страхование неработающего
населения Владимирской области за 1996 год" N 421 от 5 июля 1997
года по кассационной жалобе и.о. главы администрации области на
решение Владимирского областного суда от 10 июня 1998 года,
которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Лаврентьевой М.Н., представителя администрации Владимирской
области Земскова В.А. и заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей
решение суда отменить, Судебная коллегия
установила:
прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением о
признании незаконным и недействительным с момента издания
постановления главы администрации Владимирской области N 421 от 5
июля 1997 года "О задолженности органов местного самоуправления по
страховым платежам на обязательное медицинское страхование
неработающего населения Владимирской области за 1996 год".
В обоснование заявления прокурор указал, что названным
постановлением произведено снижение подлежащих к уплате страховых
платежей на обязательное медицинское страхование неработающего
населения за 1996 год путем уменьшения размера платежа на одного
неработающего жителя области по сравнению с ранее принятым
постановлением главы администрации области N 223 от 6 мая 1996
года.
Однако упомянутые платежи были уже определены расчетным путем,
закреплены в базовой программе обязательного медицинского
страхования области с утверждением главой исполнительной власти, а
поэтому, изменив условия исполнения местных бюджетов муниципальных
образований в их расходной части, глава администрации области
вышел за пределы своих полномочий, нарушив требования Федеральных
законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и "Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных
и исполнительных органов государственной власти республик в
составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления".
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе и.о. главы администрации области просит
об отмене решения суда как необоснованного.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации находит, что решение суда подлежит отмене по
следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленное прокурором области требование, суд
исходил из того, что постановление главы администрации области от
5 июля 1997 года N 421 представляет собой фактическое
вмешательство в условия исполнения расходной части бюджетов
муниципальных образований области, что является нарушением
положений указанных выше Федеральных законов, касающихся
полномочий органов местного самоуправления.
Вывод суда основан на ошибочном толковании норм материального
права.
Согласно материалам дела (л.д. 59 - 62) Законодательным
Собранием Владимирской области 16 июля 1997 года был принят Закон
"О бюджете Владимирского областного фонда обязательного
медицинского страхования на 1997 год", которым при определении
доходов областного фонда обязательного медицинского страхования на
1997 год установлена фактическая стоимость территориальной
программы ОМС населения в 1996 году, в том числе определена сумма
задолженности по страховым платежам на обязательное медицинское
страхование неработающего населения 220127 млн. руб.
Право установления нормативных отчислений в соответствующие
бюджеты представительному органу государственной власти субъекта
Федерации предоставлено упомянутым выше Законом "Об основах
бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
фондов представительных органов и исполнительных органов
государственной власти республик..." (ст. ст. 7, 11 Закона).
Согласно Инструкции о порядке взимания и учета страховых
взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование,
утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018 "О мерах по
выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в
РСФСР", платежи на обязательное медицинское страхование
неработающего населения производятся органами исполнительной
власти с учетом территориальных программ обязательного
медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в
соответствующих бюджетах на здравоохранение (п. 2 Инструкции).
Таким образом, принимая обжалуемое прокурором области
постановление, глава администрации области, устанавливая размер
страховых платежей на одного неработающего жителя каждого
конкретного города и района Владимирской области на основе уже
принятой Законодательным Собранием области базовой программы
обязательного медицинского страхования, действовал в пределах
предоставленных прав, в соответствии с требованиями названного
Закона, а не вопреки ему, как указал суд в решении.
Кроме того, как усматривается из имеющихся в деле материалов,
установлением размера названных платежей на основании решения
представительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации не изменена расходная часть бюджетов
муниципальных образований области за 1996 год, установлена лишь
сумма фактических расходов на указанные цели. Формирование же
бюджетов местного самоуправления на 1997 год на время принятия
решения Законодательного Собрания области от 16 июля 1997 года о
Законе Владимирской области "О бюджете областного фонда ОМС на
1997 год" не имело места.
Таким образом, вывод суда о допущенном главой администрации
области при принятии постановления N 421 от 5 июля 1997 года
вмешательстве в условия исполнения расходной части бюджетов
муниципальных образований области и тем самым нарушении требований
Законов Российской Федерации "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об основах
бюджетных прав..." является необоснованным.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела,
установлены на основе имеющихся в деле материалов, Судебная
коллегия, отменяя решение суда, считает возможным, не передавая
дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым в
удовлетворении заявления прокурора области отказать.
Руководствуясь ст. ст. 305, 306 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
определила:
решение Владимирского областного суда от 10 июня 1998 года
отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении
заявления прокурора Владимирской области отказать.
|