МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июля 1998 г. N 01-153/16-29
ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
Направляем для информации и использования в работе
аналитическую записку о результатах изучения обращений граждан в
адрес руководства страны по вопросам библиотечного обслуживания
населения, подготовленную Управлением Президента Российской
Федерации по работе с обращениями граждан.
Министерство культуры Российской Федерации также постоянно
анализирует письма и обращения, поступающие к нам от библиотечных
работников и читателей библиотек и учитывает вносимые идеи и
предложения при планировании и осуществлении мероприятий в сфере
библиотечного дела. Наши выводы в основном совпадают с содержанием
записки Управления Президента Российской Федерации по работе с
обращениями граждан. Эти выводы широко использовались при
подготовке и проведении парламентских слушаний "О библиотечном
обслуживании населения Российской Федерации", состоявшихся
24 апреля 1998 года в Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации. Рекомендации слушаний были направлены
циркулярным письмом Минкультуры России от 09.07.98 N 01-143/16-29.
Учитывая возросшее в период социально - экономических
преобразований в стране значение библиотек как единственных
общедоступных информационных и культурных центров, считаем
необходимым включить в планы работы органов культуры рассмотрение
вопросов, связанных с состоянием и совершенствованием
библиотечного обслуживания населения в субъектах Российской
Федерации, в соответствии с Рекомендациями парламентских слушаний
и материалами аналитической записки Управления Президента
Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
Просим довести эту информацию до органов управления культуры
муниципальных образований и осуществлять их поддержку в целях
реализации упомянутых документов.
Заместитель Министра
В.П.ДЕМИН
Приложение
Президенту Российской Федерации
Б.Н.ЕЛЬЦИНУ
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
О СОСТОЯНИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Регулярный анализ почты граждан в адрес руководства страны
свидетельствует о том, что многие авторы определяют свое
социальное самочувствие не только в сфере материальной, но и
духовной жизни. Так, за минувший и текущий годы лишь по вопросам
культуры, искусства, информации поступило свыше 3 тысяч обращений
(с начала этого года - 770). Среди них - сотни о состоянии
библиотечного обслуживания населения страны.
Отмечается, что "библиотеки остались одними из немногих
бесплатных очагов культуры и источников информации для трудящихся,
учащихся, пенсионеров. Без книг не могут жить образование, наука,
искусство, все виды производства. По словам академика Д. Лихачева,
"библиотеки - важнее всего в культуре" (из письма работников
Сафоновской районной библиотеки, Смоленская область).
Корреспонденты считают, что в условиях значительного
сокращения сети клубных учреждений, особенно на селе, резко
возросло значение библиотек как культурных центров, организующих
досуг населения и способствующих реализации конституционных прав
граждан на получение информации, доступ к культурным ценностям
(статьи 29, 44 Конституции Российской Федерации).
В этой связи заявителей беспокоит нынешнее состояние
библиотечного дела, финансирование по остаточному принципу
государственных, муниципальных и ведомственных библиотек, которые
составляют основу библиотечной сети страны. При этом надо
отметить, что преобладают заявления не работников культуры, а
именно населения, и каждое десятое обращение - коллективное.
По данным Министерства культуры, при уменьшении в России сети
библиотек с 1985 года на 15% (53 тысячи общедоступных библиотек)
число читателей выросло на 11% и составляет 60 миллионов человек
или около 40% населения страны. Посещаемость самых насыщенных в
информационном плане центральных библиотек субъектов Федерации
увеличилась за последние 4 года более чем на 30%, то есть
востребованность библиотечных фондов резко возросла.
Однако при наличии такой тенденции, заметно обострилась
проблема комплектования фондов. К примеру, А. Осадец из Волгограда
сообщает, что за полгода в областную библиотеку не поступило ни
одного нового журнала.
Работники культуры Константиновского района Амурской области
пишут: "Более пяти лет прошло, как приняты "Основы
законодательства Российской Федерации о культуре", но мы так и не
увидели тех 2% федерального бюджета, что закреплены статьей 45
этого Закона (не говорим уже о 6% в местных бюджетах). Подписка
урезана в 5 раз, комплектование сельских библиотек более 4 лет
вообще не ведется, вынуждены работать с идейно устаревшим фондом".
В целом, по информации Минкультуры России, приток новых
изданий в библиотечные фонды сократился с 1993 года более чем в
2 раза. До 80% отечественных изданий последнего времени не
попадают даже в главные библиотеки субъектов Федерации. В разных
регионах страны затраты на пополнение фондов государственных
библиотек различаются в десятки раз, а муниципальных - до полутора
тысяч раз (более 2/3 общедоступных библиотек с 83% всех читателей
перешли в ведение органов местного самоуправления). Причем анализ
расходов показывает, что зачастую нет прямой зависимости между
уровнем финансирования библиотек и состоянием экономического
развития региона.
Не менее обостренно отражаются в почте вопросы социальной
защиты библиотечных работников. Уровень их зарплаты по Единой
тарифной сетке "не пересматривался с сентября 1995 года" и стал "в
два раза меньше среднего по России, а в трети субъектов
Федерации - ниже статистического прожиточного минимума"
(информация Минкультуры). Об этом пишут и заявители из Амурской,
Архангельской, Белгородской, Кемеровской, Новосибирской, Рязанской
областей и даже сотрудники Российской национальной библиотеки
(Санкт - Петербург), которая признана особо ценным объектом
культурного наследия народов России. К тому же в ряде территорий
имеют место задержки зарплаты и пособий на детей, что в женских
коллективах воспринимается особо критично.
Сохранение совокупности вышеназванных проблем, по мнению
авторов, усугубит уже возникшие серьезные диспропорции доступа к
новой информации населения разных регионов страны, в его
библиотечном обслуживании, скажется на уровне реализации прав
граждан на информацию и пользование учреждениями культуры. Может
сорваться и выполнение задачи, сформулированной Президентом России
в Послании Федеральному Собранию, - "начать модернизацию
российских библиотек, где работают настоящие подвижники".
Разрешение ситуации авторы видят на пути усиления контроля за
соблюдением федеральных законов о культуре, библиотечном деле,
обязательном экземпляре документов, принятых еще в 1992 -
1994 годах, их доработки с учетом новых реалий, в том числе
распространения электронных носителей информации, создания
общероссийской библиотечной компьютерной сети "Либнет", что
позволит повсеместно и максимально полно ввести в культурный и
научный оборот все накопленные информационные ресурсы. Необходимо
менять и отношение руководителей органов власти всех уровней к
библиотекам - вовсе не периферийной отрасли информационной и
образовательной деятельности.
Полагается также целесообразным включить в разрабатываемую
Правительством страны антикризисную программу раздел
соответствующих мероприятий по сфере культуры; рассмотреть
Рекомендации по результатам парламентских слушаний о библиотечном
обслуживании населения страны (Совет Федерации, апрель 1998 года),
в частности, предложить государствам СНГ заключить соглашение о
создании межбиблиотечного абонемента.
Начальник Управления
Президента Российской Федерации
по работе с обращениями граждан
М.МИРОНОВ
25 мая 1998 года
|