ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 1998 г. No. 1148/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации на решение от 11.11.97 и постановление
апелляционной инстанции от 06.01.98 Арбитражного суда города
Москвы по делу No. А40-29822/97-79-189.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Международный общественный фонд "Национальный фонд спорта"
обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к
Государственной налоговой инспекции No. 4 Центрального
административного округа города Москвы о признании
недействительным ее решения от 12.08.97 No. 127-р в части
взыскания штрафов по налогу на добавленную стоимость и
специальному налогу за II-IV кварталы 1995 года и I квартал 1996
года в сумме 5106837700 рублей и пеней в сумме 1000962400 рублей.
Решением от 11.11.97 исковые требования удовлетворены в части
признания недействительным решения налогового органа о взыскании
пеней, исчисленных на 20.05.96. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.01.98 решение
оставлено без изменения.
В кассационном порядке законность решения не проверялась.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается указанные судебные акты
отменить. Иск в отношении признания недействительным решения
налоговой инспекции в части взыскания штрафов удовлетворить. В
остальной части иска отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией No. 4
Центрального административного округа города Москвы проведена
документальная проверка соблюдения налогового законодательства за
период с 1993 года по II квартал 1996 года международным
общественным фондом "Национальный фонд спорта". По результатам
проверки составлен акт от 19.03.97 No. 127-а, из которого следует,
что во II-IV кварталах 1995 года и в I квартале 1996 года фонд при
исчислении сумм налога на добавленную стоимость и спецналога,
подлежащих взносу в бюджет, завысил суммы налогов, принимаемые к
зачету.
По акту проверки принято решение от 12.08.97 No. 127-р о
применении предусмотренных пунктами 1"а" и 1"в" статьи 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" финансовых санкций в виде взыскания в бюджет штрафа в
размере 100 процентов от суммы выявленной недоимки по налогам в
сумме 5106837700 рублей и пеней, исчисленных за задержку уплаты
налогов по состоянию на 20.05.96, в сумме 1000962400 рублей.
Принимая решение об отказе в иске, суд исходил из того, что
завышение истцом в проверяемых отчетных периодах налога на
добавленную стоимость и спецналога по приобретенным материальным
ресурсам, работам, услугам приводило к неучету части добавленной
стоимости в этих отчетных периодах. В удовлетворенной части иска
решение мотивировано ссылкой на пункт 11 Указа Президента
Российской Федерации от 08.05.96 No. 685.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектом
налогообложения являются обороты по реализации на территории
Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 7 вышеназванного Закона (в редакции
Федерального закона от 25.04.95 No. 63-ФЗ) сумма налога на
добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется
как разница между суммами налога, полученными от покупателей за
реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога,
фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы
(работы, услуги), стоимость которых относится на издержки
производства и обращения.
Решение об отказе в иске принято судом без учета того, что
Федеральным законом Российской Федерации от 25.04.95 No. 63-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" изменен порядок исчисления налога
на добавленную стоимость и спецналога, подлежащих взносу в бюджет.
Недоплата налогов, выявленная налоговой инспекцией,
свидетельствует о нарушении истцом порядка исчисления налогов.
Искажение в расчетах (декларациях) сумм, уплаченных поставщиком
налогов, не может быть квалифицировано как неучет объекта
налогообложения. Следовательно, оснований для применения
предусмотренного пунктом 1 "а" статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
штрафа в размере 100 процентов не имеется.
Нарушение порядка исчисления налогов влечет взыскание недоимки
и пеней.
Пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96
No. 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"
установлено, что с 20.05.96 Государственной налоговой службой
Российской Федерации не осуществляется взимание пеней по
задолженности по налогам перед федеральным бюджетом, возникшей на
этот момент у предприятий и организаций. Пени, исчисленные на
20.05.96, фиксируются в специальной отчетности в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, и проценты на
них не начисляются.
Нарушение, связанное с порядком исчисления налогов и повлекшее
задержку их перечисления в бюджет, выявлено в результате налоговой
проверки в 1997 году. На 20.05.96 по лицевому счету
налогоплательщика задолженности по налогам не числилось и пени на
нее на эту дату не исчислены, поэтому они подлежат взысканию на
общих основаниях.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 11.11.97 и постановление апелляционной инстанции от
06.01.98 Арбитражного суда города Москвы по делу
No. А40-29822/97-79-189 отменить.
Иск международного общественного фонда "Национальный фонд
спорта" о признании недействительным решения Государственной
налоговой инспекции No. 4 Центрального административного округа
города Москвы от 12.08.97 No. 127-р в части взыскания 5106837700
рублей штрафов по налогу на добавленную стоимость и спецналогу
удовлетворить.
В остальной части иска отказать.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|