ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 1998 года
Дело N 24-Г98-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Толчеева Н.К.
рассмотрела в судебном заседании от 20 июля 1998 г. дело по
заявлению прокурора Республики Адыгея о признании недействительным
Указа Президента Республики Адыгея от 23 сентября 1997 г. "О
некоторых вопросах осуществления регистрационного учета граждан в
Республике Адыгея" по кассационному протесту прокурора Республики
Адыгея на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 29 мая 1998
г., которым признаны недействительными п. 1, абзацы 1 и 4 п. 3, п.
4 Указа Президента Республики Адыгея от 23 сентября 1997 г. "О
некоторых вопросах осуществления регистрационного учета граждан в
Республике Адыгея" в части наделения полномочиями по осуществлению
регистрационного учета и снятия с регистрационного учета граждан
Российской Федерации в пределах Республики Адыгея глав местного
самоуправления в тех населенных пунктах, в которых имеются органы
внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н.,
заключение прокурора Гермашевой М.М., поддержавшей доводы
протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
РФ
установила:
прокурор Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о
признании недействительным Указа Президента Республики Адыгея от
23 сентября 1997 г. "О некоторых вопросах осуществления
регистрационного учета граждан в Республике Адыгея", указывая на
то, что вопросы, содержащиеся в Указе, нашли отражение в
нормативных актах федеральных органов государственной власти и,
кроме того, положения данного Указа противоречат указанным
правовым актам.
Верховным Судом Республики Адыгея постановлено указанное выше
решение.
В кассационном протесте прокурора ставится вопрос об изменении
решения суда и вынесении нового решения о признании полностью
недействительным обжалуемого Указа Президента Республики Адыгея.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы
протеста, полагает, что решение должно быть изменено по следующим
основаниям.
Указом Президента Республики Адыгея от 23 сентября 1997 г. "О
некоторых вопросах осуществления регистрационного учета граждан в
Республике Адыгея" установлен порядок регистрационного учета
граждан в Республике Адыгея.
Пунктом 1 этого Указа, в частности, установлено, что
регистрационный учет граждан при изменении ими постоянного или
временного места жительства осуществляется главами местного
самоуправления.
Между тем вопросы, связанные с регистрационным учетом граждан,
предусмотрены в Федеральном законе "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации", в Правилах
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, утвержденных Правительством
Российской Федерации, а также в Инструкции МВД России о применении
Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации.
Вопросы регистрационного учета связаны с правом каждого
гражданина на свободу передвижения и могут быть ограничены только
федеральным законом, в определенных случаях.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "в" ст.
71) регулирование и защита прав и свобод граждан относятся к
ведению Российской Федерации. С учетом этого на федеральном уровне
приняты указанные выше Закон, а также Правила и Инструкция,
регулирующие порядок регистрационного учета, органы,
осуществляющие этот учет, а также основания ограничения права
граждан на свободу передвижения.
Поскольку регулирование и защита прав и свобод человека, в
данном случае право на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства, относятся к ведению Российской Федерации,
а принимаемые по предметам ведения Российской Федерации законы
имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации,
исключалась возможность принятия субъектом Российской Федерации
правового акта, регулирующего отношения, связанные с
регистрационным учетом.
Кроме того, положения оспариваемого Указа Президента Республики
Адыгея противоречат Федеральному закону "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В
соответствии со ст. 4 данного Закона органами регистрационного
учета граждан по месту жительства и по месту пребывания в городах,
поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках,
а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе
или закрытых административно-территориальных образованиях, в
которых имеются органы внутренних дел, являются эти органы, в
остальных населенных пунктах - местная администрация.
Между тем Указом Президента Республики Адыгея регистрационный
учет и снятие с учета граждан возложены только на органы местного
самоуправления. В связи с этим можно согласиться с выводами суда о
том, что п. 1 Указа недействителен в той части, которая
предусматривает осуществление регистрационного учета граждан
главами местного самоуправления в тех населенных пунктах, в
которых имеются органы внутренних дел.
Пунктом 2 Указа предусмотрено, что в определенных случаях в
существующий порядок регистрационного учета граждан могут быть
введены ограничения временного характера. Суд не нашел оснований
для признания этого положения Указа недействительным. В то же
время суд оставил без внимания то обстоятельство, что этим пунктом
введены ограничения прав и свобод граждан. Согласно Конституции
Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены только федеральным законом и только в определенных
случаях (ст. 55). Основания ограничения права граждан на свободу
передвижения содержатся в ст. 8 Федерального закона "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Следовательно, иные ограничения, установленные не федеральным
законом, не могут быть признаны обоснованными.
В силу того, что субъектом Российской Федерации принят правовой
акт, который не относится к его компетенции, этот правовой акт
должен быть признан полностью недействительным. В связи с этим
решение Верховного Суда Республики Адыгея, которым признаны
недействительными отдельные положения Указа Президента Республики
Адыгея от 23 сентября 1997 г., подлежит изменению.
Руководствуясь п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
изменить решение Верховного Суда Республики Адыгея от 29 мая
1998 г. и признать полностью недействительным Указ Президента
Республики Адыгея от 23 сентября 1997 г. "О некоторых вопросах
осуществления регистрационного учета граждан в Республике Адыгея".
Кассационный протест прокурора Республики Адыгея удовлетворить.
|