МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 20 июля 1998 г. N 04-02-04/1
В связи с вашим запросом от 03.06.98 N 07-2-05/600 Департамент
налоговой политики рассмотрел письмо Московского дома-пансионата
ветеранов науки от 09.02.98 N 10139-09, письмо ОАО "Корпорация
ФНДС" от 18.05.98 N 158/98 и сообщает следующее.
1. По письму Московского дома-пансионата ветеранов науки.
Проблема финансирования медико-социальных учреждений и
налогообложения средств, получаемых ими от оказания платных услуг,
в результате недостатка бюджетного финансирования, поднятая в
указанном письме, по мнению Департамента, безусловно, заслуживает
внимания.
Однако Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N
1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом
внесенных в него изменений и дополнений) не предусматривает
каких-либо льгот по уплате налога на пользователей автомобильных
дорог для медико-социальных учреждений. Не предоставлено
соответствующего права по установлению дополнительных льгот и
Правительству Российской Федерации. Указанный Закон допускает лишь
возможность снижения до 50 процентов ставки налога, зачисляемого в
территориальные дорожные фонды, по решению законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, подпунктом 21.1 Инструкции Госналогслужбы России
от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды" (с учетом внесенных в нее изменений
и дополнений) предусмотрено, что бюджетные и некоммерческие
организации уплачивают налог только в случае реализации ими
продукции (работ, услуг) и осуществления продажи товаров. При этом
пунктом 24 вышеназванной Инструкции уточнено, что сумма налога
определяется плательщиками на основании данных бухгалтерского
учета и отчетности о реализации продукции (работ, услуг) и продаже
товаров.
В соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского
учета суммы средств, получаемые Московским домом-пансионатом
ветеранов науки от престарелых пациентов за услуги по их
содержанию учитываются как выручка от оказания услуг, которая
является объектом обложения данным налогом, а также налогом на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
(учитывая однородность объекта налогообложения).
Разделяя озабоченность Госналогслужбы России, Департамент
считает, что ее предложение создаст прецедент предоставления
налогоплательщику не предусмотренной законом льготы, даст другим
бюджетным организациям, оказавшимся в аналогичной ситуации
основание для обращения за льготой.
Что же касается возможности предоставления Московскому
дому-пансионату ветеранов науки льготы по уплате налога на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы,
то следует учитывать, что данный налог является местным и в
соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", конкретный состав его
плательщиков, порядок уплаты и перечень предоставляемых льгот
может быть определен только органом местного самоуправления
соответствующей территории.
При этом налогоплательщик вправе воспользоваться существующей
льготой, установленной подпунктом "ч" пункта 1 статьи 21
упомянутого Закона, которая предусматривает исключение его
расходов, рассчитанных исходя из норм, установленных органами
местного самоуправления, на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы, находящихся на его балансе или
финансируемых им в порядке долевого участия, при исчислении сумм
данного налога.
2. По письму ОАО "Корпорация ФНДС"
В соответствии с пунктом 21.14 Инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 30 "О
порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"
(в редакции изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 6 от 27
марта 1997 г.) профессиональные участники рынка ценных бумаг и
инвестиционные фонды в 1997 г. в дополнение к установленному
порядку уплачивали налог от суммы разницы между выручкой от
продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью,
процентами по проданным облигациям, начисленным с момента их
последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных,
вознаграждений, с другой стороны.
При этом, выручка от продажи определяется по каждой сделке, а
убытки, полученные от реализации ценных бумаг не уменьшают
налогооблагаемую базу по налогу на пользователей автомобильных
дорог.
По государственным краткосрочным бескупонным облигациям
разница между ценой реализации и ценой покупки ГКО приравнивается
к проценту и не включается в налогооблагаемую базу.
В 1998 г. (после принятия изменений и дополнений N 7,
утвержденных приказом Госналогслужбы РФ от 11 декабря 1997 г. N
АП-3-07/237) была уточнена редакция пункта 21.14, исключившая
возможность его двоякого токования. В результате профессиональные
участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды в дополнение к
установленному порядку уплачивают налог от доходов в виде разницы
между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их
учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям,
начисленным с момента их последней выплаты, расходами по продаже в
виде комиссионных, вознаграждений, с другой стороны.
По государственным краткосрочным бескупонным облигациям
разница между ценой реализации и ценой покупки ГКО приравнивается
к проценту и не включается в налогооблагаемую базу.
Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, определенные
эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг
Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов
Российской Федерации и ценных бумаг органов местного
самоуправления. По государственным ценным бумагам, условиями
обращения которых предусмотрено получение владельцем дохода в
зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе,
настоящее положение применяется в отношении дохода, начисленного
пропорционально сроку владения.
При этом, под доходом понимается доход полученный по каждой
сделке.
В пункте 17 инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления
и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" речь идет о
реализации предприятиями продукции (работ, услуг) по ценам не выше
фактической себестоимости.
В соответствии со статьей 142 Гражданского кодекса Российской
Федерации ценной бумагой является документ, удостоверяющий с
соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов
имущественные права, осуществление или передача которых возможны
только при его предъявлении.
В связи с изложенным, пункт 17 указанной инструкции при
реализации ценных бумаг применяться не должен.
< Решением Верховного Суда РФ от 14 октября 1998 г. N ГКПИ
98-393 абзац 1 пункта 17 названной Инструкции признан
недействительным>
Заместитель руководителя Департамента А.И.Косолапов
|