ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 16 июля 1998 г.
ОБ ОТКЛОНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, НАПРАВЛЕННЫХ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И
ОБНАРОДОВАНИЯ
Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин направил
председателю Совета Федерации Е. С. Строеву и председателю
Государственной Думы Г. Н. Селезневу письма следующего содержания.
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации отклоняю направленные для подписания и обнародования
федеральные законы "О внесении изменения и дополнения в
Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания" и "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания", принятые Государственной Думой
соответственно 5 июня 1998 г. и 10 июня 1998 г. и считающиеся
одобренными Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи
105 Конституции Российской Федерации.
Оба федеральных закона вносят изменения в статью 4
Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания", которые являются
взаимоисключающими.
Федеральный закон, принятый 5 июня 1998 г., содержит
положение, согласно которому Председатель Совета Федерации
направляет федеральные конституционные законы и федеральные
законы для их официального опубликования, в случае если эти
законы не будут подписаны и обнародованы Президентом Российской
Федерации в установленные Конституцией Российской Федерации
сроки.
Однако Конституция Российской Федерации закрепляет полномочия
по подписанию и обнародованию (включая официальное опубликование)
федеральных конституционных законов и федеральных законов только
за Президентом Российской Федерации и не допускает применения
законов, если они не опубликованы официально. Таким образом,
отнесение официального опубликования законов к полномочиям
Председателя Совета Федерации противоречит пункту "д" статьи 84,
части 2 статьи 101, статье 107 и части 2 статьи 108 Конституции
Российской Федерации. Кроме того, такое опубликование не является
официальным и может привести к нарушению прав и свобод граждан.
Федеральным законом, принятым 5 июня 1998 г., не учитывается
также право Президента Российской Федерации возвращать без
рассмотрения принятые с нарушением установленных Конституцией
Российской Федерации требований федеральные законы, что следует
из пункта 3 постановляющей части постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о
толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской
Федерации.
Одновременно этим же Федеральным законом устанавливается, что
официальным опубликованием федерального конституционного закона,
федерального закона и акта палаты Федерального Собрания считается
первая публикация их полных текстов не только в "Российской
газете" и Собрании законодательства Российской Федерации, но и в
Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральный закон, принятый 10 июня 1998 г., содержит иную
редакцию статьи 4 Федерального закона "О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов и актов палат Федерального Собрания", которая
противоречит редакции Федерального закона, принятого 5 июня 1998
г. При этом часть вторая указанной статьи, касающаяся полномочия
Президента Российской Федерации направлять для официального
опубликования федеральные конституционные законы и федеральные
законы, приводится в действующей редакции, то есть не
предусматривает каких-либо исключений из конституционно
установленного порядка обнародования законов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 80
Конституции Российской Федерации, считаю, что названные
федеральные законы не подлежат подписанию Президентом Российской
Федерации.
|