КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ от 15 июля 1998 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последнее время некоторые средства массовой информации
сообщили о конфликте между Конституционным и Верховным Судами,
возникшем после оглашения постановления Конституционного Суда РФ
по толкованию 125, 126 и 127 статей Конституции.
Пресс-служба уполномочена заявить, что никакого конфликта нет
и что недовольство вышеназванным постановлением высказывал не
Верховный Суд и даже не его председатель, а лишь один из
заместителей председателя ВС. Однако, учитывая, что точка зрения
этого должностного лица неоднократно была отражена в печати,
считаем необходимым дать некоторые разъяснения.
1. Суждение о том, что Конституционный Суд изменил
существующий порядок вещей и ввел своим постановлением новые
правила ("резко ограничил полномочия судов"), совершенно
несостоятельно. У судов общей юрисдикции, в соответствии с
Конституцией, никогда не было права отменять законы и нормативные
акты, принятые парламентом. Это возможно только в рамках особого
правосудия - конституционного, и только в особой усложненной
процедуре, с участием большой коллегии судей. Вместе с тем прямое
применение Конституции никогда и никем не рассматривалось как
монополия КС, суды общей юрисдикции обладают безусловным правом
не применять законы, которые они считают не соответствующими
Конституции, и руководствоваться Конституцией напрямую. Дело
только в том, что во имя конституционного принципа равенства
граждан перед законом и судом, они обязаны обратиться в
Конституционный Суд и опротестовать неконституционный закон.
В противном случае, если бы у судей было право отменять
законы, под угрозой оказалось бы исключительное право парламента
принимать законы, поскольку каждый из 14 тысяч российских судей
получил бы возможность останавливать применение законов по своему
усмотрению. В подобной ситуации невозможно было бы достичь
единообразия судебной практики, поскольку решения одного
независимого суда не обязательны для другого.
2. Не соответствует истине и утверждение о том, что
противоречащие закону ведомственные нормативные акты теперь никто
не может отменить. В соответствии со статьей 116 Гражданского
процессуального кодекса, правом отменять ведомственные
нормативные акты как обладал, так и обладает Верховный Суд. Тот
же кодекс (статья 239, ч. 3) дает право гражданам обжаловать в
суд индивидуальные и нормативные акты, кроме тех, "проверка
которых отнесена к компетенции Конституционного Суда".
Что касается нормативных актов, которые ниже уровня
федерального закона и выше ведомственных инструкций, то в
отношении их действуют общие правила и суды по-прежнему, в
соответствии со статьей 120 Конституции РФ, вправе не применять
их, если сочтут эти нормативные акты не соответствующими закону.
Если же кто-то ставит вопрос о праве судов полностью отменять
такие акты, то такие полномочия, в точном соответствии со статьей
128 Конституции и с законом "О судебной системе в РФ", должны
быть предоставлены судам впредь только федеральным
конституционным законом. Без закона никто не в состоянии
определить, суд какого уровня (районный, городской, областной,
верховный) и в каком порядке может это делать.
Это не означает, что действующие законы, в том числе ГПК, о
прокуратуре и т.п., теряют свою силу, поскольку, во-первых,
Конституция РФ в отношении формы нормативных актов обратной силы
не имеет, а во-вторых, КС не проверял конституционность этих
законов, и, соответственно, они действуют в полном объеме.
3. Утверждение о том, что после постановления КС
автоматически будут отменены все решения судов, принятые ранее на
основе тех законов, которые были признаны Конституционным Судом
не соответствующими Конституции, также ошибочно: в отношении
конкретных решений судов постановления КС обратной силы не имеют.
В Конституционном Суде считают, что искажение позиции
Конституционного Суда со стороны некоторых должностных лиц
российской юстиции способно дезориентировать судебные органы
страны и, в конечном счете, привести к разрушению законности.
|