ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 14 июля 1998 г. N 221
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-24402
8 февраля 1998 года днем в простых метеоусловиях при
выполнении взлета с посадочной площадки (п.п.) "Козыревск"
потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т RA-24402 авиапредприятия
"Камчатские авиалинии" (Камчатское МТУ ФАС России). Экипаж в
составе командира воздушного судна Астротина А.А., второго пилота
Астротина А.А. и бортмеханика Савельева В.П. выполнял транспортно
- связной полет по доставке пассажиров и груза по маршруту
населенный пункт (н.п.) Коряки - п.п. Козыревск - н.п. Ивашка.
Из-за неблагоприятных метеоусловий по маршруту полета и в
пунктах посадки рейс дважды отменялся. 8 февраля 1998 года после
получения по телефону информации об улучшении метеоусловий в
пункте назначения КВС принял решение на вылет, нарушив тем самым
требование приказа начальника Камчатского РУ ФАС, в соответствии с
которым выполнение полетов в воскресные дни разрешается
(обеспечивается) только по срочным санзаданиям и аварийно -
спасательным работам. В связи с воскресным днем информация о
фактических метеоусловиях п.п. Козыревск передавалась не ежечасно,
а через каждые 3 часа. В соответствии с прогнозом по району 3, в
пределах которого проходил маршрут полета, предусматривалась
сплошная облачность с нижней границей 800 м при дальности
видимости 10 км, а в отдельных квадратах этого района видимость 3
км, сплошная кучево - дождевая облачность с нижней границей 300 м.
С учетом рельефа местности прогнозируемые метеоусловия не
соответствовали правилам принятия решения на выполнения
визуального полета. Сведениями о фактическом состоянии п.п.
Козыревск экипаж не располагал, поскольку передача информации о
годности площадки не предусмотрена. При наличии нелетного прогноза
погоды по маршруту, о котором экипаж предупреждался диспетчером
МДП, КВС в нарушение требований пункта 4.4.21 НПП ГА-85 принял
решение на вылет с разведкой погоды с четырнадцатью пассажирами на
борту. Перед прибытием экипажа на борт ВС вертолет был подготовлен
к полету и заправлен топливом в количестве 2200 л (1700 кг). В
нарушение требований пунктов 3.1.8 и 3.2.3 РЛЭ Ми-8 и Инструкции
N бб/И "заказчик" без контроля со стороны членов экипажа загрузил
в вертолет 957 кг груза и 466 кг багажа. В соответствии с расчетом
взлетная масса составляла 11975 кг, центровка +135 мм, что
позволяло произвести взлет в зоне влияния воздушной подушки.
Через 1,5 часа полета, при подлете к п.п. Козыревск, КВС
получил по УКВ-связи информацию о наличии на площадке
свежевыпавшего снега толщиной до 15 см. Посадочная масса вертолета
к моменту выполнения промежуточной посадки составляла примерно
10900 кг, что позволяло выполнить висение и маневрирование вне
зоны влияния воздушной подушки. По данным радиообмена в экипаже,
при выполнении зависания возник интенсивный снежный вихрь.
В процессе стоянки вертолет был дозаправлен топливом в
количестве 1200 литров, при этом общая заправка по показаниям
членов экипажа составила 1900 л. Дополнительная загрузка
(разгрузка) вертолета не производилась. Общая масса вертолета
составила 11780 кг, центровка +135 мм, что не превышало
эксплуатационных ограничений.
Решение выполнить взлет по-вертолетному в зоне влияния
воздушной подушки в условиях возможного образования снежного вихря
с данной полетной массой было принято КВС в нарушение требований
пунктов 7.7.14, 7.7.15 и 7.7.17 НПП ГА-85 и раздела 4.9 РЛЭ
вертолета Ми-8. Согласно номограмме указания от 29.12.82 N 781/У
для условий взлета в Козыревске (t = -5 град. C, тихо) взлетная
масса вертолета не должна была превышать 11150 кг, что позволяло
маневрировать в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки.
Результаты опроса членов экипажа и анализа параметрической
информации свидетельствуют, что после завершения запуска
двигателей командир ВС в течение 10 минут выполнил несколько
зависаний и перемещений на высоте 2 - 3 метра для раздувания
снега. Выполнению посадок предшествовало создание больших углов
тангажа на кабрирование, что свидетельствовало о несоразмерном
отклонении КВС ручки управления в положение "на себя".
Завершив раздувку снега, КВС принял решение о выполнении
взлета и после отрыва от земли перевел ВС в разгон скорости, при
этом допустив потерю оборотов НВ. При достижении скорости примерно
10 км/ч вертолет вошел в зону наибольшей плотности снежного вихря.
Высота полета при этом не превышала 1,75 м, а обороты НВ
уменьшились до 91%.
Потеряв пространственную ориентировку, КВС принял решение на
прекращение взлета, некоординированно энергично отклонив при этом
ручку управления на себя, что привело к увеличению угла тангажа до
16 град. на кабрирование и, как следствие, к касанию земли
хвостовой пятой, а затем и лопастями рулевого винта. Возник
кренящий момент вправо, сопровождавшийся увеличением угла крена до
22 - 25 градусов, при котором лопасти НВ разрушились в результате
удара о поверхность земли. При опрокидывании вертолета на правый
борт возникли нерасчетные нагрузки, вызвавшие смещение главного
редуктора и деформацию кинематической цепи редуктор - левый
двигатель. Элементы разрушившейся свободной турбины попали в
грузопассажирский салон и нанесли одной из пассажирок
несовместимые с жизнью тяжелые телесные повреждения.
Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24402 явилась следствием потери
командиром ВС пространственной ориентировки в условиях образования
снежного вихря при выполнении взлета с неподготовленной площадки с
полетной массой, не позволявшей маневрировать вне зоны влияния
воздушной подушки, нарушения командиром ВС требований пунктов
7.7.14, 7.7.15, 7.7.17 НПП ГА-85, раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8 и
ошибок в технике пилотирования, выразившихся в создании больших
положительных значений угла тангажа на малой высоте при реализации
решения на прекращение взлета, что привело к разрушению рулевого и
несущего винтов в результате столкновения с землей, потере
управляемости и опрокидыванию вертолета на правый борт с
разрушением трансмиссии и силовой установки вертолета.
Приказываю:
1. Начальнику Управления государственного надзора за
безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В. рассмотреть
предложение комиссии по расследованию о внесении в 4-е издание РЛЭ
вертолета Ми-8 номограмм для определения предельной массы
вертолета при всех имеющихся в эксплуатации регулировках УРТ-27.
2. Начальникам территориальных органов ФАС России:
2.1. Довести Приказ до руководителей подконтрольных
авиапредприятий.
2.2. Принять действенные меры для исключения случаев
бесконтрольной загрузки вертолетов представителями "заказчика".
2.3. Организовать в подконтрольных авиапредприятиях проверку
наличия сверенных экземпляров 4-го издания РЛЭ вертолета Ми-8 с
учетом ранее выпущенных изменений и дополнений.
3. Начальнику Камчатского межрегионального территориального
органа ФАС России:
3.1. Для совершенствования системы контроля за деятельностью
авиапредприятия "Камчатские авиалинии" рассмотреть вопрос о его
передислокации с посадочной площадки Коряки на аэродром Елизово.
3.2. Потребовать от руководства авиапредприятия "Камчатские
авиалинии" привести содержание площадки Козыревск в соответствие с
требованиями нормативных документов отрасли, устранить отмеченные
комиссией недостатки в оборудовании и организации работы площадки.
3.3. Для улучшения метеообеспечения экипажей, выполняющих
санзадания и аварийно - спасательные работы в выходные дни,
рассмотреть возможность изменения регламента работы АМСГ.
4. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
4.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия
изучить на специальных разборах с летным составом.
4.2. Организовать проведение в авиапредприятиях занятий с
летным составом с анализом особенностей эксплуатации и
пилотирования вертолета в условиях возможного образования снежного
(пыльного) вихря, обратив особое внимание на порядок расчета
полетной массы и распределение обязанностей в экипаже по контролю
пространственного положения ВС, параметров полета и работы силовой
установки. Для КВС с незначительным опытом работы организовать
тренировки в производственных (аэродромных) условиях в
соответствии с требованиями ППЛСВ-92 в объеме упражнения 3, задача
16.
5. Контроль за выполнением требований Приказа возложить на
первого заместителя директора ФАС России Валова И.И.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
|