ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 9 июля 1998 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В
ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин направил
Председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу следующее
заключение на проект федерального закона "О внесении изменения в
Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации".
Прежде всего следует отметить, что предлагаемое изменение
должно вноситься не в Федеральный закон, а согласно действующему
Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации" в Закон Российской Федерации.
Ссылка в пояснительной записке на неисполнение органами
регистрационного учета граждан Российской Федерации (органами
внутренних дел Российской Федерации и местной администрацией)
Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации" не может служить основанием для
внесения изменения в законодательный акт. В соответствии с частью
2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы
государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы. Предложенное проектом федерального закона "О
внесении изменения в Федеральный закон "О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
изменение на практике не принесет желаемых результатов.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
регистрация или отсутствие таковой не может быть основанием для
ограничения или служить условием реализации прав и свобод граждан
(в том числе и избирательного права), предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации
может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме
независимо от пола, расы, национальности, языка и так далее, а
также от других обстоятельств (например, несение военной службы).
Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации,
обладающие указанными правами (статья 17 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации
государственная защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется. Контроль за соблюдением
гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации статьей 3 Закона Российской
Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации" возложен на органы внутренних дел
Российской Федерации.
В целях разрешения проблемы прежде всего необходима
проработка вопроса о внесении соответствующих изменений в
избирательное законодательство Российской Федерации.
|