ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 июля 1998 г. N 45
О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Провозглашенные Конституцией Российской Федерации права
граждан свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом, а также право
на объединение при наличии закрепленных в законе гарантий свободы
массовой информации и свободы деятельности общественных
объединений стали реальностью. Идет активный процесс
совершенствования законодательства об информации, информатизации и
средствах массовой информации, об общественных и религиозных
объединениях граждан.
В то же время наряду с положительными тенденциями в
становлении независимой российской прессы отмечаются неединичные
случаи злоупотребления свободой массовой информации. Нередко
прокуроры сталкиваются с однобоким освещением работы
правоохранительных органов, а порой и просто с воинствующим
дилетантизмом, ничего общего не имеющим с конструктивной критикой.
Все это требует от органов прокуратуры кардинально новых
подходов к организации взаимодействия со средствами массовой
информации и совершенствованию общественных связей.
Многие прокуроры в соответствии с рекомендациями Генеральной
прокуратуры провели необходимые кадровые преобразования и
организационно укрепили этот участок работы, что не замедлило
сказаться на положении дел. Активизировалась связь с прессой и
электронными средствами массовой информации, творческими союзами и
другими общественными объединениями граждан. Это укрепило
авторитет прокуратуры, повысило степень доверия к ней. Такой
диалог позволил не только более предметно показывать
общественности роль прокуратуры в обеспечении защиты интересов
человека и государства, укреплении режима законности и
правопорядка, но и реально влиять на формирование общественного
мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного
отношения к закону и предупреждению правонарушений.
В то же время прокуроры ряда регионов явно недооценивают это
направление деятельности, в котором заложен мощный
профилактический потенциал. Еще не везде налажено взаимодействие
со средствами массовой информации, творческими союзами и другими
общественными объединениями. Кое-где не преодолен синдром боязни
общения с журналистами и представителями общественности, а также
не установлены необходимые контакты с издательствами, творческими
союзами, культурными центрами, фондами и другими общественными
объединениями и организациями, деятельность которых направлена на
формирование правосознания граждан, воспитание активной жизненной
позиции.
Неоперативность в предоставлении сведений, имеющих социальный
интерес, а нередко и искусственная закрытость деятельности
прокуратуры для прессы и общественности приводят к тому, что
население зачастую получает искаженную или недостаточно
квалифицированную информацию об общественно значимых фактах
правонарушений и реагировании на них органов прокуратуры.
Порой сами сотрудники прокуратуры проявляют излишнюю
суетливость в вопросах предания гласности данных прокурорско -
следственной практики. Отмечены случаи, когда вопреки интересам
службы допускалось преждевременное и ничем не оправданное
разглашение материалов предварительного следствия и надзорной
деятельности.
Считая принципиально важными вопросы расширения и углубления
взаимодействия со средствами массовой информации для обеспечения
объективного и оперативного освещения деятельности органов
прокуратуры, поддержания более тесных связей с общественными
объединениями и организациями, руководствуясь п. 1 ст. 17
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и
районов, военным, транспортным и иным специализированным
прокурорам осуществить меры по углублению деловых отношений и
контактов со средствами массовой информации, кино-, видео-,
аудиостудиями и объединениями, издательствами, совершенствованию
общественных связей в целях обеспечения верховенства закона,
единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и
гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и
государства.
Рассматривать эту деятельность как одну из важнейших служебных
обязанностей и осуществлять ее, исходя из анализа состояния
законности и преступности, прокурорской и следственной практики.
1.1. Строго соблюдать один из основополагающих принципов
организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в ст. 4
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", - органы
прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не
противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об
охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской
Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом
тайне.
1.2. Систематически информировать население через
информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии
законности, правопорядка, о мерах, принимаемых прокуратурой и
координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе
с преступностью, по пресечению деятельности организованных
преступных групп и других тяжких преступлений.
Оперативно сообщать в средства массовой информации о
возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим
повышенный общественный интерес, ходе и результатах их
расследования, судебном рассмотрении и вынесенных приговорах, а
также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые
нарушения законности, о возмещенном прокуратурой ущербе,
причиненном как государственным интересам, так и отдельным
гражданам. При этом не допускать неуместной сенсационности,
ажиотажа и легковесности. Распространяемые прокуратурой сообщения
должны быть точными и сбалансированными.
Во взаимоотношениях со средствами массовой информации,
творческими союзами, общественными объединениями граждан исходить
из требований федерального законодательства, запрещающего как
необоснованный отказ в предоставлении информации, так и
вмешательство в осуществление прокурорского надзора и
расследование преступлений.
1.3. Постоянно совершенствовать формы и методы в работе со
средствами массовой информации и общественностью, активно
использовать как уже зарекомендовавшие себя на практике, так и
новые, появившиеся в последние годы.
1.4. Регулярно проводить личные встречи руководителей
прокуратур с редакциями ведущих периодических изданий, электронных
средств массовой информации, информационных агентств,
журналистами, творческой интеллигенцией, устраивать круглые столы
с представителями общественных и религиозных объединений, пресс -
конференции по актуальным вопросам прокурорской деятельности. Шире
практиковать подготовку совместно с корреспондентами
информационных агентств, журналистами, репортерами материалов,
статей, интервью, теле-, радиопередач, специальных репортажей и
т.д., в которых рассказывать о мерах, предпринимаемых по
укреплению законности и правопорядка.
1.5. Для представления населению наиболее полной информации о
правозащитной деятельности прокуратуры систематически направлять в
газеты и журналы для публикации доклады, информационные записки,
документы прокурорского реагирования.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к
ним прокурорам:
2.1. Установить порядок предания гласности материалов
прокурорской и следственной деятельности, при этом:
обеспечить взвешенный подход к отбору материалов для предания
гласности;
строго руководствоваться требованиями Конституции Российской
Федерации, гарантирующей право каждому на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго
имени, а также международными актами, запрещающими предавать
гласности любую информацию, которая может привести к указанию на
личность несовершеннолетнего правонарушителя без его согласия и
согласия его законного представителя;
материалы проверок и предварительного следствия предавать
гласности в точном соответствии с требованиями федерального
законодательства;
обеспечить тщательную проверку данных, готовящихся для
освещения в средствах массовой информации, следить за тем, чтобы в
них не содержались сведения, составляющие государственную или иную
охраняемую законом тайну, а также информацию конфиденциального
характера.
2.2. В каждой прокуратуре разработать целостную программу
взаимодействия со средствами массовой информации, основанную на
анализе положения дел.
2.3. Наиболее актуальные материалы прокурорской и следственной
практики незамедлительно представлять в Центр информации и
общественных связей Генеральной прокуратуры для их освещения в
общероссийских и международных средствах массовой информации.
2.4. Шире внедрять практику аккредитования в прокуратурах
журналистов, специализирующихся на освещении правовой тематики,
обеспечивать их материалами, необходимыми для наиболее полного и
объективного освещения всего многообразия деятельности органов
прокуратуры по укреплению законности и борьбе с преступностью.
3. Установить, что официальные сообщения от имени Генеральной
прокуратуры Российской Федерации направляются исключительно через
Центр информации и общественных связей и только с согласия
Генерального прокурора.
Материалы для подготовки официальных сообщений и их проекты
представляются в Центр информации и общественных связей
заместителями Генерального прокурора Российской Федерации либо по
согласованию с ними начальниками управлений и отделов.
Иные предназначенные для печати, радио и телевидения материалы
прокурорской деятельности и следствия передаются заместителями
Генерального прокурора Российской Федерации, начальниками
управлений и отделов в средства массовой информации через Центр
информации и общественных связей. Передаваемые материалы должны
быть тщательно проверены и юридически безупречны.
Ответственность за достоверность и полноту содержащихся в этих
материалах сведений несут лица, которые представили их в Центр
информации и общественных связей.
4. Центр информации и общественных связей Генеральной
прокуратуры Российской Федерации действует на основе
соответствующего положения, утвержденного Генеральным прокурором
Российской Федерации.
Центр осуществляет общее руководство деятельностью отдела
правового информирования и общественных связей Главной военной
прокуратуры, а также работников Главного управления по надзору за
исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных
отношениях на Северном Кавказе, занимающихся вопросами
взаимодействия со средствами массовой информации и
общественностью.
5. Управлению кадров, Центру информации и общественных связей
Генеральной прокуратуры совместно с прокурорами субъектов
Федерации и приравненными к ним прокурорами организовывать
обучение прокурорских и следственных работников специфике
взаимодействия прокуратуры со средствами массовой информации,
поддержанию общественных связей в форме стажирования, семинаров,
обмена опытом работы и т.д. Своевременно вносить изменения в
методику обучения по мере совершенствования законодательства.
6. Научно - исследовательскому институту проблем укрепления
законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской
Федерации предусмотреть проведение систематических исследований по
проблемам повышения эффективности взаимодействия органов
прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью в
правоохранительных целях, разработку научно - практических
рекомендаций по совершенствованию форм и методов этой
деятельности, принципов анализа и учета общественного мнения.
7. Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора
Российской Федерации от 29 ноября 1993 г. N 38 "О мерах по
расширению и углублению деловых отношений и контактов со
средствами массовой информации, совершенствованию общественных
связей".
Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществляется
Генеральным прокурором Российской Федерации.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации,
городов и районов, военным прокурорам и прокурорам иных
специализированных прокуратур, директорам институтов Генеральной
прокуратуры Российской Федерации.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
|