ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 8 июля 1998 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 116 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР"
Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин направил
Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезневу следующее
заключение на проект федерального закона "О внесении дополнения
в статью 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР".
Необходимость дополнительного регулирования, связанного с
досрочным прекращением Президентом Российской Федерации своих
полномочий по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 92
Конституции Российской Федерации, не вызывает сомнений. Однако
рассматриваемый проект федерального закона "О внесении дополнения
в статью 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР", на наш
взгляд, не соответствует нормам части 2 статьи 92, статьи 126 и
части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации.
Компетенция Верховного Суда Российской Федерации
исчерпывающим образом охарактеризована нормами статей 126 и 93
Конституции Российской Федерации. Причем последняя статья
дополняет первую путем наделения Верховного Суда Российской
Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации
дополнительными полномочиями в части осуществления института
отрешения Президента Российской Федерации от должности. Статья же
92 подобных полномочий Верховному Суду или иному органу
государственной власти не предоставляет. Кроме того, нормы части
3 статьи 128 Конституции Российской Федерации определяют форму
детализации конституционных положений в части организации
судебной власти в Российской Федерации, утверждая, что
полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов
(в том числе Верховного Суда Российской Федерации)
устанавливаются только федеральным конституционным законом.
Таким образом, наделение Верховного Суда Российской Федерации
дополнительными полномочиями помимо названных Конституцией
Российской Федерации и федеральным конституционным законом,
детализирующим упомянутые здесь и некоторые иные статьи
Конституции Российской Федерации (например, статьи 83 и 102),
путем принятия только федерального закона не соответствует
Конституции Российской Федерации.
Исчерпывающим образом охарактеризована и компетенция
Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации: право или обязанность обратиться с запросом
в Верховный Суд Российской Федерации по поводу наличия или
отсутствия стойкой неспособности Президента Российской Федерации
по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
не содержатся в нормах статей 102 или 103, а равно иных статей
Конституции Российской Федерации.
|