МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ УТРАТИЛИ СИЛУ - ПРИКАЗ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РФ ОТ 06.04.2004 N 43
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПРИКАЗ
от 6 июля 1998 г. N 149
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ
ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ"
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ
от 20.06.2002 N 29)
1. Утвердить "Методические указания по организации и
осуществлению государственного надзора при перевозке опасных
грузов железнодорожным транспортом" и ввести в действие с
01.08.98.
2. Руководителям территориальных органов организовать изучение
данных "Методических указаний..." и принять к руководству в
практической деятельности.
Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.ЛОЗОВОЙ
Утверждены
Приказом
Госгортехнадзора России
от 6 июля 1998 г. N 149
Срок введения в действие -
1 августа 1998 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
РД 15-218-98
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ
от 20.06.2002 N 29)
Внесены отделом по надзору на железнодорожном транспорте.
1. Общие положения
Абзац исключен. - Постановление Госгортехнадзора РФ от
20.06.2002 N 29.
Методические указания устанавливают единые цели и принципы
организации и осуществления государственного надзора, а также
методы и формы надзора, соответствующие целям и принципам.
Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций,
которым подвергается груз в процессе его доставки от
грузоотправителя к грузополучателю, и включает в себя подготовку
груза и транспортного средства к перевозке, прием груза к
перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление
перевозочных документов, транспортирование груза, транзитное
хранение груза, перегрузку (перевалку) груза в пути следования,
сопровождение и охрану груза в пути следования, подачу его
грузополучателю и его выгрузку.
Под требованием обеспечения безопасности перевозки опасных
грузов понимается весь комплекс требований (правил и норм) по
безопасности перевозки опасных грузов, устройству, ремонту,
эксплуатации технических систем, устройств, подвижного состава,
подъездных путей, а также других требований, установление которых
отнесено к компетенции органов Госгортехнадзора России.
Под понятием участников перевозки опасных грузов понимаются
предприятия, организации, физические лица, осуществляющие
подготовку опасных грузов и транспортных средств к перевозке,
обеспечивающие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление
перевозочных документов, сопровождение и охрану опасных грузов в
пути следования, а также обеспечивающие безопасное их
транспортирование (грузоотправители, грузополучатели, транспортно-
экспедиционные, охранные организации, железные дороги, отделения
железных дорог и т.п.).
К поднадзорным предприятиям относятся юридические лица,
осуществляющие погрузку (выгрузку) опасных грузов, оформление
перевозочных документов, владельцы подвижного состава,
предназначенного для перевозки опасных грузов, транспортно-
экспедиционные фирмы, а также организации, осуществляющие охрану и
сопровождение опасных грузов, не входящие в структуру
железнодорожного транспорта, железные дороги и отделения железных
дорог.
К поднадзорным объектам относятся структурные подразделения
железных дорог и отделений железных дорог (станции, осуществляющие
операции с опасными грузами, дистанции пути, вагонные депо,
дистанции энергоснабжения, сигнализации и связи, промывочно-
пропарочные станции, пункты подготовки вагонов и т.п.), на
промышленных предприятиях: цеха предприятий (железнодорожные,
транспортные цеха), цеха налива, слива, пункты подготовки вагонов,
сливо-наливные эстакады, места погрузки и выгрузки опасных грузов
и т.п.).
Кроме вышеуказанного, под надзором находятся вагоны,
предназначенные для перевозки опасных грузов, железнодорожные пути
и стрелочные переводы, другие сооружения, устройства
железнодорожного транспорта, а также устройства, обеспечивающие
безопасность перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом
(ПОНАБ, ДИСК, устройства сигнализации и т.п.).
Государственный надзор за перевозкой опасных грузов
железнодорожным транспортом в структуре Госгортехнадзора России
осуществляет отдел по надзору на железнодорожном транспорте через
созданные территориальные органы Госгортехнадзора России
(Управления округов и управления Госгортехнадзора России далее -
Управление округа), в составе которых находятся отделы по надзору
за перевозкой опасных грузов на соответствующей дороге (далее -
железнодорожный отдел).
Структуру территориальных органов, занимающихся надзором на
железнодорожном транспорте, размещение железнодорожных отелов и их
численность определяет Госгортехнадзор России исходя из объемов
перевозки опасных грузов, количества поднадзорных предприятий и
объектов, количества станций массовой погрузки особо опасных
грузов и других критериев.
Железнодорожный отдел осуществляет свою надзорную деятельность
на предприятиях и объектах, обслуживаемых одной из железных дорог
России, располагается по месту расположения Управления железной
дороги и структурно входит в состав соответствующего Управления
округа Госгортехнадзора России (далее - базовое Управление
округа).
Начальник железнодорожного отдела, как правило, является
заместителем начальника базового Управления округа и осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с начальниками Управлений
округов Госгортехнадзора России, на территории которых
железнодорожный отдел осуществляет свою деятельность.
Государственный надзор и контроль, являясь неотъемлемой частью
государственного регулирования безопасности перевозки опасных
грузов, осуществляется посредством:
надзора за соблюдением требований безопасности при перевозке
опасных грузов;
контроля за выполнением мероприятий по результатам
расследований обстоятельств и причин инцидентов, аварий и случаев
травмирования, а также контроля соблюдения порядка указанных
расследований;
контроля за выполнением программ, планов и мероприятий,
связанных с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов;
контроля за выполнением условий действия лицензий;
контроля за соответствием требованиям правил, норм, стандартов
соответствующих изделий, оборудования, подвижного состава и т.п.;
надзора за готовностью восстановительных и пожарных поездов
железных дорог, других аварийно-спасательных служб к локализации и
ликвидации аварий;
контроля за порядком подготовки и проверки знаний руководящих
работников и персонала, непосредственно связанного с перевозкой
опасных грузов.
2. Планирование работы железнодорожных
отделов Управления округа (Управления)
Госгортехнадзора России
Деятельность органов Госгортехнадзора России осуществляется на
основе планирования и контроля за выполнением планируемых работ и
мероприятий.
Годовые планы железнодорожного отдела составляются на основе
годового плана работы Госгортехнадзора России, годового плана
работы Управления округа (базового) и с учетом годовых планов
работы Управлений округов, на территории которых железнодорожный
отдел осуществляет свою надзорную деятельность.
Годовой план работы железнодорожного отдела составляется в
соответствии с разделами годового плана работы Управления округа,
с учетом анализа состояния безопасности, аварийности и травматизма
на поднадзорных предприятиях и объектах за истекший год,
необходимости решения конкретных вопросов, связанных с
обеспечением безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным
транспортом, других вопросов, которые необходимо решить в
планируемом году.
При составлении годовых планов работы железнодорожных отделов
необходимо учитывать, что Управления железных дорог, отделения
железных дорог, решающие сортировочные станции на сети железных
дорог, а также крупные промышленные предприятия, отгружающие
опасные грузы в объеме свыше 1000 вагонов в месяц, вагоноремонтные
предприятия, осуществляющие ремонт вагонов-цистерн (в полном
объеме), предназначенных для перевозки опасных грузов, должны быть
охвачены комплексными обследованиями не реже 1 раза в 2 года.
Периодичность обследования других поднадзорных предприятий и
объектов устанавливает начальник железнодорожного отдела исходя из
местных условий, штатной численности железнодорожного отдела,
состояния безопасности перевозки опасных грузов на предприятии и
объекте, анализа состояния аварийности и травматизма.
При этом необходимо учитывать, что каждое поднадзорное
предприятие или объект должны обследоваться не реже 1 раза в 5
лет.
Годовой план работы железнодорожного отдела согласовывается с
начальниками Управлений округов, на территории которых
железнодорожный отдел осуществляет свою поднадзорную деятельность,
и утверждается начальником базового Управления за месяц до начала
планируемого года.
На основе годового плана работы железнодорожного отдела
составляется квартальный план работы с целью уточнения сроков
проведения запланированных мероприятий и их конкретизации, а также
с учетом анализа текущего состояния безопасности, аварийности и
травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах.
Квартальный план работы утверждается начальником
железнодорожного отдела за 15 дней до начала планируемого
квартала.
3. Планирование работы государственных инспекторов
Работа государственных инспекторов осуществляется на основе
месячных и квартальных планов работы в зависимости от характера
работы и специализации инспектора.
Для равномерного охвата действенным государственным надзором
всех поднадзорных предприятий и объектов начальник
железнодорожного отдела или его заместитель разрабатывают и
утверждают для каждого государственного инспектора годовой план-
график проведения обследований (проверок).
Месячный или квартальный план работы инспектора составляется на
основе квартального плана работы железнодорожного отдела,
утвержденных графиков обследований предприятий и объектов, а также
с учетом текущего состояния безопасности, аварийности и
травматизма и утверждается начальником железнодорожного отдела.
В планах работы государственного инспектора, утверждаемых
начальником железнодорожного отдела, должны отражаться вопросы
контроля за выполнением ранее выданных предписаний, контроля за
выполнением мероприятий по улучшению технической безопасности
поднадзорных производств и объектов, контроля за выполнением
мероприятий, по результатам расследования аварий и случаев
травматизма, контроля за выполнением условий действия лицензий.
В планах работы железнодорожного отдела и государственных
инспекторов необходимо предусматривать резерв для выполнения
внеплановых работ, расследования аварий и случаев травматизма, а
также для выполнения анализов, составления справок, обобщения
результатов проверок и повышения квалификации.
При составлении планов работы государственных инспекторов, а
также годовых планов-графиков проведения обследований (проверок)
поднадзорных предприятий и объектов необходимо исходить из того,
что государственный инспектор должен проводить на поднадзорных
предприятиях и объектах 70% рабочего времени.
Это время складывается из времени следования инспектора на
предприятие или объект и времени нахождения на предприятии с
момента прибытия до момента выезда.
Также при составлении месячных и квартальных планов работы
государственного инспектора необходимо учитывать, что ежегодно
должны обследоваться места массовой погрузки (выгрузки)
нефтепродуктов и станции их примыкания, места погрузки (выгрузки)
опасных грузов 1; 2; 6 классов опасности по ГОСТ 19433-88, пункты
подготовки вагонов-цистерн под погрузку, сортировочные и
участковые станции с большим объемом переработки вагонов.
4. Контроль за выполнением планов работы
железнодорожных отделов Управлений округов
(Управлений) и государственных инспекторов
Контроль за выполнением годовых планов работы железнодорожных
отделов осуществляется: начальником Управления округа, утвердившим
план работы, начальником железнодорожного отдела.
Контроль за выполнением квартальных планов работы
железнодорожного отдела, квартальных и месячных планов работы
государственных инспекторов осуществляет начальник отдела или
заместитель начальника Управления округа, курирующий данное
направление надзора.
Порядок представления материалов о ходе выполнения годового
плана работы железнодорожного отдела и периодичность их
представления в Управление округа устанавливает начальник
Управления округа.
Рассмотрение хода выполнения планов работы железнодорожного
отдела и отчеты государственных инспекторов о ходе выполнения
месячных и квартальных планов проводится на ежемесячных совещаниях
в железнодорожном отделе.
Порядок отчета инспекторов, осуществляющих надзор на
значительном отделении от базового Управления округа (Приамурский
округ (Сахалинская железная дорога, БАМ), Читинский округ,
Иркутский (Северобайкальское отделение дороги, Братское отделение
дороги), Северо-Западный (Калининградская железная дорога,
Мурманское отделение) и др.), устанавливает начальник Управления
округа по представлению начальника отдела.
Изменения и дополнения в годовой план работы железнодорожного
отдела вносятся по представлению начальника железнодорожного
отдела и при необходимости согласовываются с начальниками
Управлений округов, на территории которых отдел осуществляет свою
деятельность.
Решения о внесении изменений и дополнений в годовой план работы
железнодорожного отдела принимает должностное лицо, утвердившее
соответствующий план.
5. Организация и осуществление надзорной деятельности
5.1. Общие положения
Основой организации и осуществления надзорной деятельности
являются систематические обследования (проверки) состояния
безопасности подконтрольных предприятий, производств, объектов и
работ.
Результаты обследований (проверок) должны позволять
охарактеризовать состояние безопасности перевозок опасных грузов,
технологической дисциплины, уровень профилактической работы на
предприятиях и объектах, эффективность работы лиц командного
состава, работников ведомственного контроля, уровень
подготовленности специалистов и персонала, связанного с перевозкой
опасных грузов, других вопросов, связанных с обеспечением
безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
При проведении обследований и проверок должны вскрываться не
только нарушения правил и норм безопасности, но и причины и
условия, приводящие к этим нарушениям, а также недостатки работы
служб ведомственного контроля на предприятиях.
При обследованиях (проверках) должностные лица органов
Госгортехнадзора России должны строго руководствоваться Положением
о Госгортехнадзоре России, требованиями соответствующих норм и
правил безопасности, а также Перечнем прав должностных лиц системы
Госгортехнадзора России, утвержденным Госгортехнадзором России
26.04.93.
При работе с документами, сведениями, технологической и другой
информацией, содержащей государственную, военную или коммерческую
тайну, органы Госгортехнадзора России должны строго
руководствоваться действующими законодательными и нормативными
актами Российской Федерации по этим вопросам, а также
соответствующими руководящими документами Госгортехнадзора России.
5.2. Виды обследований
При проведении контрольно-профилактической и надзорной
деятельности применяются следующие виды обследований: комплексное,
целевое, оперативное.
5.3. Комплексное обследование
Целью проведения комплексного обследования является детальная
проверка выполнения руководителями и персоналом предприятия или
организации требований правил и норм безопасности при перевозке
опасных грузов железнодорожным транспортом.
При комплексном обследовании проверяют профилактическую работу
служб, отделов, их взаимодействие между собой, компетентность
специалистов и работников, непосредственно связанных с вопросами
обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов, а также
организаторскую и координационную работу руководителей по вопросам
обеспечения безопасности и работу служб ведомственного контроля.
Комплексное обследование в зависимости от его сложности, а
также от состояния аварийности и травматизма на поднадзорных
предприятиях и объектах должно проводиться не реже одного раза в 1
- 3 года.
Продолжительность такого обследования должна составлять от 7 до
15 дней.
Комплексному обследованию, как правило, подлежат: управления и
отделения железных дорог, транспортные компании, крупные
предприятия, фирмы и другие организации, занимающиеся или
участвующие в процессе перевозки опасных грузов.
Перечень таких предприятий определяется заместителем начальника
округа, ведущим вопросы перевозок опасных грузов, или начальником
железнодорожного отдела Управления округа. Ими же возглавляются
комиссии по проведению комплексного обследования.
При необходимости для проведения комплексного обследования в
состав комиссии, кроме инспекторов по надзору на железнодорожном
транспорте, могут быть включены инспектора других видов надзора, а
также работники прокуратуры, пожарного надзора, санэпиднадзора,
гражданской обороны и другие специалисты.
Комплексное обследование должно проводиться в присутствии
руководителя предприятия или его заместителя, а также лиц,
осуществляющих ведомственный надзор и ответственных за
безопасность перевозок опасных грузов.
При обследовании в обязательном порядке осуществляется контроль
за выполнением условий действия лицензий.
Перед началом комплексного обследования осуществляются
следующие мероприятия:
разрабатывается план-задание с указанием участников проверки,
проверяемых вопросов и объектов контроля;
изучаются условия действия выданных предприятию лицензий;
производится ознакомление с материалами предыдущих комплексных
и других проверок на проверяемом предприятии;
уточняются и разрабатываются маршруты и объекты между
участниками проверки;
намечается перечень решений, приказов и постановлений
Госгортехнадзора России и Управления округа, выполнение которых
следует проверить в ходе обследования;
проводится обсуждение плана проведения комплексной проверки с
входящими в группу работниками.
В целом план определяет состав группы, время начала и окончания
обследований, распределение обязанностей, объектов, участков
(маршрутов) между участниками обследования, какие разделы должны
быть подготовлены каждым работником для включения в итоговой
документ по проверке.
План утверждается руководителем проверки и доводится до
сведения руководителя обследуемого предприятия не менее чем за 5
дней до начала проверки.
5.4. Целевое обследование
Целевое обследование проводится для детального изучения
отдельных вопросов, связанных с обеспечением безопасности
перевозок опасных грузов.
Как правило, оно проводится для оценки основных критериев,
определяющих безопасность перевозок опасных грузов, но вместе с
тем целевые обследования могут организовываться для выявления
нарушений безопасности при перевозке опасных грузов отдельных
классов или наименований (перевозка хлора, аммиака, сжиженных
газов, взрывчатых материалов и т.д.).
В первом случае при оценке основных критериев рассматриваются
вопросы эффективности влияния управленческих структур на
непосредственных исполнителей, а также их взаимодействие между
собой.
При этом проверяются предприятия, относящиеся к одной отрасли
или одному направлению отрасли железнодорожного транспорта,
начиная с вышестоящих и заканчивая исполнителями на местах.
Во втором случае при проверке перевозочного процесса в первую
очередь оцениваются уровень безопасности предприятий, участвующих
в перевозке, а также их взаимодействие в едином транспортном
процессе.
При этом в обязательном порядке на предприятиях должно
проверяться выполнение организационных и технических мероприятий
по снижению степени риска от воздействия опасных факторов при
возникновении аварийной ситуации на персонал, население,
окружающую среду, а также осуществляться контроль за выполнением
условий действия лицензий.
Целевое обследование может проводиться одновременно на ряде
предприятий, объектов, если контролируемые вопросы характерны для
них.
Оно может проводиться одним государственным инспектором или
группой инспекторов под методическим руководством начальника
железнодорожного отдела или его заместителя, а также главного
государственного инспектора отдела. По плану продолжительность
целевого обследования в зависимости от его сложности и
поставленных задач не должна превышать 5 - 7 дней.
Перед началом целевого обследования в инспекции проводится
инструктаж с участниками проверки, где ставятся задачи и цели
проверки, а также дополнительно изучается подлежащий проверке
вопрос.
Целевые проверки, как правило, осуществляются по методикам,
разработанным Госгортехнадзором России, Управлением округа или
железнодорожным отделом.
Материалы по результатам комплексных и целевых обследований
предприятий магистральных железных дорог в обязательном порядке
направляются начальнику соответствующей железной дороги. Материалы
по результатам комплексных и целевых проверок (при необходимости)
направляются в соответствующие органы управления, органы
исполнительной власти на местах и местные органы самоуправления.
5.5. Оперативное обследование
Оперативное обследование проводится с целью плановой проверки
состояния безопасности перевозок опасных грузов на закрепленном за
государственным инспектором предприятии, производстве или объекте
и принятия оперативных мер по ликвидации нарушений требований
безопасности.
Этот вид обследования является основной формой надзорной
деятельности государственного инспектора. Оперативное обследование
поднадзорного государственному инспектору предприятия или объекта
должно быть проведено, как правило, в течение 1 - 3 рабочих дней
(с выдачей предписания по результатам обследования).
При проведении оперативного обследования необходимо проверять
наличие и соответствие установленным требованиям технической
документации, а также выполнение ранее выданных предписаний по
результатам проверок. При оперативном обследовании также
рекомендуется проводить проверки знаний рабочими безопасных
приемов работ, правил поведения в аварийных ситуациях и т.п., а у
специалистов и инженерно-технических работников - знания
требований нормативных документов, регламентирующих вопросы
безопасности перевозки опасных грузов, знаний планов ликвидации
аварий, технической документации.
При оперативном обследовании проверяющий должен выявлять все
имеющиеся нарушения требований правил, норм и инструкций, давать
указания об их устранении, в необходимых случаях принимать
запретные меры. В процессе обследования государственным
инспектором лично или по его требованию должны производиться
контрольные замеры, а также испытания аппаратуры, приборов
контроля и устройств, предназначенных для обеспечения
безопасности.
При проведении проверок необходимо руководствоваться законами,
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Положением
о Госгортехнадзоре России, приказами, указаниями и постановлениями
Госгортехнадзора России, "Правилами безопасности при перевозке
опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденными
Госгортехнадзором России 16.08.94, "Правилами перевозок опасных
грузов по железным дорогам", утвержденными МПС России 27.12.94,
"Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам",
утвержденными МПС России и МЧС России 25.11.96, другими
действующими нормативно-техническими документами, регулирующими
безопасность перевозки опасных грузов.
В случае обнаружения нарушений требований безопасности
перевозки опасных грузов, угрожающих жизни и здоровью людей,
состоянию окружающей природной среды, в ходе проведения
обследований выдается предписание на приостановку работ.
При этом, если на предприятиях промышленного железнодорожного
транспорта выявляются такие нарушения, то кроме предписания на
приостановку работ, выдаваемую руководителю предприятия, инспектор
выдает предписание начальнику железнодорожной станции примыкания о
запрете подачи и уборке вагонов, загруженных опасными грузами, на
подъездные пути предприятия.
Копия предписания на приостановку работы направляется
инспектором в железнодорожный отдел.
5.6. Оформление результатов проведенных обследований
По результатам проведенных обследований выдаются предписания.
Если целевое обследование проводится одновременно по группе
предприятий, то предписания выдаются руководителю каждого
предприятия. По вопросам, требующим неотложного решения или
приостановки работ, соответствующее указание дается во время
обследования, а промежуточные (оперативные) предписания или
предписания на приостановку работ выдаются немедленно после
окончания обследования государственным инспектором или другим
должностным лицом, выявившим нарушения безопасности.
По оперативному обследованию, как правило, в тот же рабочий
день выдается предписание на устранение выявленных нарушений и при
необходимости в нем делается запись о запрещении работы с
указанием объекта, на который наложена пломба.
Изложение характера нарушений и предлагаемых мер должно быть
конкретным, четким и кратким, с использованием положений
нормативных документов, требования которых нарушены. В
предписаниях не следует допускать записей "немедленно", "с
получением предписания", "не допускать эксплуатацию... без средств
защиты" и тому подобных.
Срок выполнения пунктов предписаний, устанавливаемый
государственным инспектором или другим должностным лицом (в
отдельных случаях по согласованию с предприятиями), не должен
превышать времени, необходимого для устранения нарушений при
условии незамедлительного начала работ по их ликвидации. Если
требуется значительный срок на устранение нарушений, то он
определяется по согласованию с железнодорожным отделом.
Приостановка работ должна производиться, как правило, с
наложением пломбы в таком технологическом звене или на
оборудовании, исключение которого из технологии работ не
препятствовало бы проведению мероприятий по устранению нарушений и
не приводило к развитию аварийной ситуации.
В предписаниях по результатам комплексного или целевого
обследования должна быть отражена оценка работы руководителей
предприятия и служб ведомственного контроля, состояние дел с
обеспечением безопасности перевозки опасных грузов, причины
обнаруженных недостатков.
В предписаниях по результатам комплексного и целевого
обследования необходимо включать крупные нарушения требований
безопасности, существенно влияющих на безопасность перевозки
опасных грузов. Другие нарушения отмечаются в промежуточных
предписаниях.
Предписания по результатам комплексных и целевых проверок
подписываются лицом, возглавляющим проверку, и вручаются первому
руководителю предприятия под расписку для разработки и
осуществления организационно-технических мероприятий, направленных
на повышение безопасности.
Для организации контроля за выполнением предписаний второй
экземпляр предписания направляется в железнодорожный отдел или
Управление округа, а третий остается у государственного
инспектора, закрепленного за проверенным предприятием.
После проведения комплексного и целевого обследования
проводится разбор по результатам обследования с участием
руководителей и специалистов предприятия.
После проведения обследования и разбора материалов проверки
руководитель предприятия должен направить в железнодорожный отдел
приказ по результатам проверки, устанавливающий конкретных
ответственных лиц и сроки устранения выявленных недостатков, план
организационно-технических мероприятий, направленных на повышение
безопасности перевозки опасных грузов, и приказ о наказании
виновных должностных лиц.
Материал комплексного или целевого обследования предприятий и
организаций магистрального железнодорожного транспорта, а также
материалы разбора направляются железнодорожным отделом начальнику
соответствующей железной дороги для информации и принятия мер.
5.7. Проверка выполнения предписаний и выдача разрешения на
возобновление работы приостановленных объектов
Контроль за выполнением предписаний является важнейшей частью
работы инспекторов и железнодорожных отделов и осуществляется
посредством проверок при проведении комплексных, целевых и
оперативных обследований, а также специальных целевых проверок
хода выполнения предписаний.
Руководитель предприятия, организации обязан после выполнения
пунктов предписания направить письменный отчет в железнодорожный
отдел с указанием выполненных пунктов предписания.
В случае невозможности выполнения отдельных пунктов предписания
в указанные сроки руководитель предприятия направляет в отдел
письменное ходатайство с указанием причины невыполнения и
принимаемых мерах по повышению безопасности перевозки опасных
грузов. После рассмотрения представленного ходатайства принимается
решение о возможности переноса сроков выполнения.
После рассмотрения предоставленных отчетов в железнодорожный
отдел принимается решение о проведении инспектором целевой
проверки выполнения предписаний на отдельных предприятиях или
заслушивании руководителей отдельных предприятий о ходе выполнения
выданных предписаний в железнодорожном отделе или Управлении
округа.
Пуск в работу приостановленных объектов должен производиться
лицом, выдавшим предписание на приостановку работ, после получения
письменного уведомления руководителя предприятия об устранении
выявленных нарушений, а также копии приказа с мероприятиями,
исключающими повторение подобных случаев нарушений правил
безопасности. Пуск в работу приостановленных объектов
осуществляется после устранения нарушения требования правил (норм)
безопасности, приведшего к приостановке работ инспектором на
предприятии.
6. Проверка состояния надзорной
и контрольной деятельности
Проверки надзорной и контрольной деятельности территориальных
органов Госгортехнадзора России по надзору на железнодорожном
транспорте осуществляются с целью оценки работы железнодорожных
отделов и государственных инспекторов, оказания им необходимой
помощи в организации надзорной и контрольной деятельности.
6.1. Проверка состояния надзорной и контрольной деятельности
железнодорожного отдела Управления округа
Железнодорожный отдел Управления округа подвергается проверке
не реже одного раза в три года. Сроки проведения проверки работы
железнодорожного отдела и состав комиссии определяются начальником
отдела по надзору на железнодорожном транспорте Госгортехнадзора
России в годовом плане работы Госгортехнадзора России.
Проверка осуществляется специалистами отдела по надзору на
железнодорожном транспорте с привлечением руководителей и
специалистов базового Управления округа.
Проверка железнодорожного отдела может быть проведена вне плана
работы Госгортехнадзора России по инициативе базового Управления
округа (Управления) или Госгортехнадзора России.
Срок проверки и план ее проведения доводятся до
железнодорожного отдела и Управления округа не позднее чем за 2
недели до начала проверки.
При проверке работы необходимо обращать внимание на:
качество планирования работы, контроль за выполнением
намеченных работ и мероприятий;
полноту и уровень контроля за состоянием безопасности на
поднадзорных предприятиях;
качество выдаваемых предписаний и эффективность контроля за их
выполнением;
обеспечение систематических проверок работы государственных
инспекторов, а также качество таких проверок и эффективность
намечаемых мер по улучшению их работы;
работу по анализу состояния безопасности, причин травматизма и
аварийности на подконтрольных предприятиях и действенности
принимаемых мер по их предупреждению;
принципиальность и требовательность руководства инспекции и
инспекторского состава при осуществлении надзорной и контрольной
работы;
полноту использования предоставленных прав на приостановку
работ, по привлечению к ответственности нарушителей требований
безопасности и т.п.;
правильность применения и оформление санкций (приостановок,
штрафов и т.п.);
организацию лицензионной деятельности и контроля условий
действия лицензий;
организацию взаимодействия с другими контролирующими
организациями, а также своевременность и качество информирования
органов власти на местах о состоянии безопасности,
производственного травматизма и аварийности на подконтрольных
предприятиях;
практику заслушивания в инспекциях руководителей подконтрольных
предприятий, допустивших неудовлетворительное состояние
безопасности или рост травматизма и аварийности;
использование средств массовой информации для информирования
общественности о своей деятельности, состоянии аварийности и
травматизма на поднадзорных предприятиях и объектах.
В ходе проверки рассматривается также выполнение мероприятий по
профилактике аварий и производственного травматизма, оценивается
их практическая направленность и конкретность, а также возможность
и уровень контроля за их выполнением. Проверяется выполнение
постановлений, приказов и указаний Госгортехнадзора России и
Управления округа.
Учитывая особую важность контроля за выполнением предписаний,
этот вопрос должен быть одним из определяющих при проведении
проверки работы железнодорожного отдела. С этой целью изучается
организация контроля за выполнением предписаний, полнота
представленных в инспекцию уведомлений.
В ходе проверки рассматриваются акты расследования и анализы
причин травматизма и аварийности. Оценивается уровень и качество
расследования, в том числе правильность определения причин
травматизма, эффективность намеченных мероприятий.
При ознакомлении с предписаниями по комплексным и целевым
проверкам предприятий необходимо оценить глубину и полноту
обследований, последовательность, четкость изложения, конкретность
и эффективность предложений, направленных на устранение выявленных
недостатков.
В ходе проверки работы железнодорожного отдела рассматриваются
планы и материалы проверки работы государственных инспекторов.
В ходе проверки следует проанализировать также замечания,
которые были сделаны в предыдущую проверку, и проверить выполнение
рекомендаций по ее результатам.
Обязательным этапом проверки работы железнодорожного отдела
является обследование ряда подконтрольных железнодорожному отделу
предприятий. К такой проверке, как правило, привлекаются работники
железнодорожного отдела.
Результаты проверки разбираются со всеми работниками
железнодорожного отдела, дается оценка состояния безопасности и
надзорной деятельности, высказываются требования и предложения по
улучшению работы железнодорожного отдела, решаются вопросы,
возникающие у работников, и рассматриваются их предложения по
улучшению работы.
Как правило, результаты проверки работы железнодорожного отдела
рассматриваются на Совете Управления округа и оформляются в виде
протокола (в необходимых случаях - приказа) с конкретными
предложениями по улучшению надзорной и контрольной работы.
6.2. Проверка работы государственного (главного
государственного) инспектора
Работа каждого государственного инспектора должна проверяться
не реже одного раза в год. При возможности проверку
государственного инспектора необходимо проводить при проведении
комплексного обследования закрепленных за ним предприятий.
Проверку работы инспектора проводят начальник железнодорожного
отдела или его заместитель.
При проверке работы государственного инспектора необходимо
обращать внимание на следующие вопросы:
состояние безопасности, производственного травматизма и
аварийности на закрепленных за государственным инспектором
предприятиях и объектах, полноту и качество надзора;
знание государственным инспектором требований правил и норм
безопасности, а также своих должностных обязанностей и прав;
требовательность и принципиальность при осуществлении надзорной
и контрольной деятельности;
выполнение нормативов обследований и проверок, а также
соблюдение установленной периодичности проведения обследования;
качество оформления предписаний и эффективность контроля за их
выполнением.
Для более полной оценки профессиональной подготовки
государственного инспектора и его деловых качеств необходимо
произвести совместно с ним обследование участков или объектов
подконтрольных предприятий для выяснения:
способности инспектора всесторонне и полно обследовать
состояние безопасности на предприятии, вскрыть нарушения, выделять
основные нарушения безопасности;
способности объективно и правильно принимать решения в
конкретной обстановке;
взаимоотношений, складывающихся между инспектором,
руководителями и специалистами поднадзорных предприятий.
После окончания проверки на совещании с инспекторским составом
железнодорожного отдела заслушивается отчет проверяемого
государственного инспектора, который оформляется протоколом.
Ознакомление с содержанием предписаний проверяемого инспектора
за продолжительный (до года) период времени позволит установить,
каким должностным лицам они вручаются, разделы правил
безопасности, в пределах требований которых он проводит контроль
состояния безопасности, эффективность надзора.
Одновременно с этим в соответствии с содержанием установленного
государственным инспектором нарушения производится оценка
предлагающего раздела предписаний, выданных сроков на устранение
нарушений, устанавливаются: наличие требований о наказании
виновных лиц, обоснованность и необходимость приостановки работ,
необходимые ссылки на параграфы требований правил безопасности.
При изучении предписания определяется качество его оформления,
четкость и техническая грамотность при изложении и построении
предписания.
В процессе проверки следует рассмотреть служебную документацию
проверяемого инспектора (учет работы - дневник, рабочая тетрадь,
план работы и т.д.).
Проверку работы государственного инспектора следует строить
таким образом, чтобы выяснить уровень знаний требований
безопасности, а также подготовленности и технической грамотности
инспектора. Следует составить представление об инициативности
проверяемого в постановке вопросов по улучшению контрольной
работы, состояния безопасности на предприятиях и о его участии в
решении конкретных вопросов.
Результаты проверки оформляются краткой справкой с
предложениями по устранению недостатков в работе и обсуждаются в
железнодорожном отделе. В необходимых случаях результаты проверки
обсуждаются на Совете Управления округа и оформляются протоколом
или приказом по Управлению округа.
6.3. Первичный учет работы государственных инспекторов
Государственный инспектор для подготовки отчетов о работе,
анализов и сборов материалов по целевым и другим вопросам ведет
первичный учет своей работы, а также подборку необходимых
документов и сведений (накопительных данных о травматизме,
инцидентах и авариях при перевозке опасных грузов, копий
предписаний, выписки из решений Госгортехнадзора России,
Управления округа, исполнение которых находится на контроле и
т.п.), а также учет своего рабочего времени.
Для учета рабочего времени и первичного учета своей работы
инспектор обязан вести дневник.
Расчет рабочего времени, проведенного на поднадзорных
предприятиях и объектах, инспектор ведет самостоятельно. В
дневнике инспектора фиксируется дата и время выезда и возвращения,
номер поезда, наименование и номер документа по итогам
обследования.
Кроме того, в дневнике систематически фиксируются выполняемые
инспектором работы, а также принятые инспектором меры по
результатам обследования. В дневнике фиксируются полученные от
предприятий уведомления о выполнении предписаний.
В дневнике фиксируется также и участие инспектора в других
мероприятиях железнодорожного отдела, аналитическая и другая
работа по обработке различных материалов, составлению справок по
заданию железнодорожного отдела.
Участие в проведении учебных тревог, расследование инцидентов и
аварий при перевозке опасных грузов и случаев травматизма, участие
в совещаниях, проводимых на предприятиях, заседаниях комиссий КЧС
Управления и отделений дорог, участие в комиссиях по приему
экзаменов и т.п. отмечается в дневнике отдельной строкой.
Еженедельно для оперативного контроля за работой инспектора и
возможности корректировки работы инспектор докладывает начальнику
железнодорожного отдела о проведенной на прошедшей неделе работе и
о планируемых мероприятиях на следующую неделю.
7. Контроль за выполнением условий действия
специальных разрешений (лицензий)
Пункт исключен. - Постановление Госгортехнадзора РФ от
20.06.2002 N 29.
8. Порядок передачи информации территориальными
органами Госгортехнадзора России о произошедших
авариях и инцидентах при перевозке опасных
грузов железнодорожным транспортом
Отдел по надзору на железнодорожном транспорте устанавливает
следующий порядок передачи информации о произошедших авариях и
инцидентах.
Информация об авариях, произошедших при перевозке опасных
грузов железнодорожным транспортом, передается немедленно в отдел
по надзору на железнодорожном транспорте, а в нерабочее время, в
выходные и праздничные дни информация передается дежурному по
Госгортехнадзору России.
При инцидентах информация передается в течение суток в отдел по
надзору на железнодорожном транспорте (информация о произошедших в
выходные и праздничные дни инцидентах передается в отдел по
надзору на железнодорожном транспорте в первый (после выходных)
рабочий день). Передаче подлежит информация о всех случаях сходов
и столкновений подвижного состава, загруженного опасными грузами,
возгорания опасных грузов, случаях утечки (просыпания) опасных
грузов из подвижного состава в пути следования, в результате чего
произошла полная утрата груза. Ежеквартально передаются данные об
общем количестве утечек опасных грузов, в том числе на наливных
эстакадах и станциях погрузки.
Информация должна содержать:
- время и место инцидента, в том числе и субъект Федерации, на
территории которого произошла аварийная ситуация;
- краткое описание обстоятельств произошедшего случая;
- последствия аварийного происшествия или инцидента;
- причиненный ущерб;
- классификацию причин в соответствии с классификатором
(Приложение).
При неисправности подвижного состава, в том числе и при утечке
опасных грузов (кроме утечек опасных грузов на наливных эстакадах
и станциях погрузки), необходимо передавать информацию, включающую
сведения о годе постройки, сроках и месте проведения плановых
видов ремонта, владельце или арендаторе подвижного состава. При
неисправности пути следует сообщать данные об установленной
скорости движения, сроках проведения ремонтов пути, сроках
проверки пути путеизмерительными и дефектоскопными средствами.
Произошедшие аварийные происшествия и инциденты учитываются по
базовому Управлению округа Госгортехнадзора России, на территории
которого они произошли.
Приложение
КЛАССИФИКАТОР
НАРУШЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
1. Неисправность подвижного состава:
- излом детали вагона с указанием, излом какой детали
произошел;
- неисправность автотормозов:
а) неисправность деталей рычажной передачи;
б) неисправность автотормозных приборов;
в) перекрытие концевых кранов;
г) прочие;
- падение детали на путь;
- неисправность котла вагона-цистерны:
а) трещины сварных швов;
б) трещины котла;
в) коррозионные отверстия;
- неисправность НСП;
- неисправность арматуры;
- неисправность локомотива.
2. Неисправность пути:
- излом рельсов и деталей стрелочного перевода;
- неисправность земляного полотна;
- кустовая гнилость шпал;
- нарушение текущего содержания пути и стрелочных переводов;
- неисправность стрелочного перевода.
3. Нарушение технологии работы:
- неограждение места работы;
- прием (отправление) поезда по неготовому маршруту;
- нарушение правил ведения поезда;
- невыдача предупреждения;
- уход вагонов;
- нарушение правил маневровой работы;
- нарушение технологии роспуска вагонов с горки;
- нарушение схемы формирования поезда.
4. Неисправность систем сигнализации и связи:
- перевод стрелки под поездом;
- нарушение работы горочных систем и устройств;
- ложная свободность пути.
5. Нарушение правил погрузки:
- нарушение правил размещения и крепления груза;
- неправильное оформление перевозочных документов;
- перегруз (перелив).
6. Наезд на посторонний предмет.
7. Внешние факторы.
8. Прочие.
|