ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
ПИСЬМО
от 2 июля 1998 г. N 14-11/4907
О НАПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ БАНКАМ И ИНЫМ КРЕДИТНЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЧЕТОВ ЛИЦ,
ПРИВЛЕЧЕННЫХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ, ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ
В Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными
правонарушениями из таможенных органов поступают запросы,
касающиеся неисполнения кредитными организациями инкассовых
поручений на бесспорное списание штрафов, налагаемых за нарушения
таможенных правил. Возвращение постановлений о наложении взыскания
без исполнения кредитные организации аргументируют следующим:
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.07.96 N 801 "О бесспорном списании пеней и штрафов, взимаемых
таможенными органами Российской Федерации" был утвержден Порядок
бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными
органами Российской Федерации (далее - Порядок), установленный во
исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.95 N 746
"О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы
Российской Федерации" и в соответствии с Таможенным кодексом
Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
2. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от
17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и
3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня
1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" признал не
соответствующим Конституции Российской Федерации "... положения
пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации
от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции",
предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на
основании статьи 7 (пункты 8 и 9) и статьи 8 Закона РСФСР от
21 марта 1991 года "О государственной налоговой службе РСФСР" и
статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" производить
взыскание с юридических лиц сумм штрафов, также всей суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке
без их согласия...".
3. В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской
Федерации от 06.11.97 N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению
запроса арбитражного суда Архангельской области о проверке
конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" указано, что вопрос о соответствии Конституции
Российской Федерации статьи 13 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" по существу
разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении от 17.12.96, "проверке подвергались одновременно
нормы трех законов, что подтверждается как мотивировочной, так и
резолютивной частью Постановления, и потому выводы
Конституционного Суда Российской Федерации относительно
бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и
иных санкций распространяется и на положения статьи 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
На основании изложенного, кредитными организациями делается
вывод о невозможности применения положений Постановления
Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 801 и
утвержденного этим Постановлением Порядка, касающихся бесспорного
порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций,
и, следовательно, невозможности исполнения кредитными
организациями инкассовых поручений на бесспорное списание штрафов,
налагаемых за нарушения таможенных правил.
В связи со сложившейся ситуацией Региональное таможенное
управление по борьбе с таможенными правонарушениями разъясняет:
1. Шестого ноября 1997 года вступил в силу Федеральный закон
от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(далее - Закон). Закон определяет условия и порядок
принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и
арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других
органов, которым при осуществлении установленных законом
полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и
бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам,
организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и
иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий
или воздержанию от совершения этих действий (статья 1 Закона).
2. Статьей 2 Закона определено, что законодательство
Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из
Закона, федерального закона о судебных приставах и иных
федеральных законов, регулирующих условия и порядок
принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.
Следовательно, Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК
России), регламентирующий вопросы исполнения постановлений
таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за
нарушение таможенных правил (далее - постановление таможенного
органа о наложении взыскания), рассматривается (в части, не
противоречащей Закону) как составная часть законодательства
Российской Федерации об исполнительном производстве.
3. Органами принудительного исполнения судебных актов и актов
других органов в Российской Федерации являются служба судебных
приставов (далее - служба судебных приставов) и службы судебных
приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее -
службы судебных приставов). Закон предусматривает возможность
исполнения требований судебных актов и актов других органов
субъектами, не являющимися органами принудительного исполнения, а
именно:
- налоговыми органами, банками и иными кредитными
организациями исполняются требования судебных актов и актов других
органов о взыскании денежных средств в случаях, предусмотренных
федеральным законом;
- другими органами, организациями, должностными лицами и
гражданами исполняются требования судебных актов и актов других
органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Поскольку часть 2 статьи 378 ТК России предусматривает
возможность обращения к исполнению постановлений о наложении
взыскания таможенными органами, последние являются субъектами
исполнительного производства, правомочными совершать
исполнительные действия.
4. Перечень исполнительных документов содержится в статье 7
Закона. В соответствии с пунктом шестым указанной статьи
постановления органов (должностных лиц), уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях, к которым
относятся постановления таможенных органов Российской Федерации о
наложении взыскания, являются исполнительными документами.
5. Статья 6 Закона регламентирует порядок обращения
взыскателем к исполнению исполнительных документов, содержащих
требования о взыскании с должника денежных средств (применительно
к таможенным органам такими постановлениями являются постановления
о наложении взыскания в виде штрафа и в виде взыскания стоимости
товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных
средств со специально изготовленными тайниками, использованными
для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с
сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил).
Непосредственно в банк или иную кредитную организацию
исполнительный документ, содержащий требования о взыскании
денежных средств, направляется в случаях, когда взыскатель
располагает сведениями не только об имеющихся в кредитных
организациях счетах должника - лица, привлеченного к
ответственности, но и о наличии на счетах денежных средств
(судебному приставу - исполнителю исполнительный документ
направляется в случаях, когда взыскатель не располагает сведениями
об имеющихся в кредитной организации счетах должника либо о
наличии на таких счетах денежных средств). При этом Закон
возлагает на кредитную организацию, осуществляющую обслуживание
счетов должника, обязанность по исполнению требований,
содержащихся в исполнительном документе, - в трехдневный срок со
дня получения исполнительного документа кредитная организация
совершает исполнительные действия либо делает отметку о полном или
частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах
должника денежных средств, достаточных для удовлетворения
требований взыскателя. Неисполнение содержащихся в исполнительном
документе требований является основанием для наложения судом общей
юрисдикции или арбитражным судом на банк или иную кредитную
организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным
законом <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с частью 1 статьи 86 Закона неисполнение
требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании
денежных средств с должника, банком или иной кредитной
организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в
случае предъявления им исполнительного документа при наличии
денежных средств на счетах должника является основанием для
наложения судом на указанный банк или иную кредитную организацию
штрафа в размере 50% от суммы, подлежащей взысканию.
Таким образом, таможенные органы Российской Федерации,
являющиеся субъектами исполнительного производства, в соответствии
с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном
производстве" наделены правом направления в банк или иную
кредитную организацию, осуществляющие обслуживание счетов
должника, исполнительного документа, содержащего требования о
взыскании денежных средств (постановления о наложении взыскания в
виде штрафа либо взыскания стоимости товаров и транспортных
средств), для исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона "Об исполнительном
производстве" такая кредитная организация обязана исполнить
содержащиеся в исполнительном документе требования (либо сделать
отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в
связи с отсутствием на счетах должника денежных средств,
достаточных для удовлетворения требований взыскателя).
Неисполнение банком или иной кредитной организацией,
осуществляющими обслуживание счетов должника, требований,
содержащихся в исполнительном документе, является основанием для
наложения на такую кредитную организацию штрафа в порядке и
размере, определенных федеральным законом.
Начальник Управления
М.В.ВАНИН
|