ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 1998 г. N 2736-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за
землю", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам до 8 июля 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О плате за
землю" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1424; Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 10, ст. 469; N 34, ст. 1976; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1860; 1995,
N 35, ст. 3503; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 26, ст. 2954; 1997,
N 47, ст. 5342; 1998, N 1, ст. 5) следующие изменения:
1. В части второй статьи 5 слова "доли централизации" заменить
словами "направляемой доли".
2. Статью 18 изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Платежи за землю зачисляются:
За земли в пределах черты сельских населенных пунктов и другие
земли, переданные в их ведение - на бюджетные счета сельских
органов местного самоуправления;
за земли в пределах поселковой, городской черты и другие
земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах
района, за исключением земель, переданных в ведение сельских
органов местного самоуправления - на счета территориальных органов
федерального казначейства, открытые для распределения налогов
между бюджетами различных уровней".
3. В статье 19:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"Территориальные органы федерального казначейства направляют
средства, поступающие от платы за земли в пределах поселковой,
городской черты и другие земли, переданные в их ведение, а также
за земли в границах района, за исключением земель, переданных в
ведение сельских органов местного самоуправления, в соответствии с
законодательно установленными долями, в федеральный бюджет и в
бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, оставшуюся
часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов
местного самоуправления;
б) в части второй слово "централизуемых" заменить словом
"направляемых";
в) в части третьей:
слова "перечисляемых районами на специальный бюджетный счет"
заменить словами "направляемых на бюджетные счета";
исключить слова "с учетом отчислений в федеральный бюджет";
г) в части четвертой слова "на специальный бюджетный счет
Российской Федерации из общих поступлений средств" заменить
словами "в федеральный бюджет".
4. В Приложении 1 слова "доля централизации" и
"централизуемых" заменить словами "направляемой доли" и
"направляемых".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
Действующим Законом Российской Федерации "О плате за землю"
предусмотрены конкретные доли средств, централизуемых в
федеральный бюджет за земли сельскохозяйственного назначения по
субъектам Российской Федерации в размере 20 - 40 процентов от
общей суммы платы за землю, а за земли городов и поселков
устанавливается одновременно с утверждением федерального бюджета
на предстоящий год.
Федеральным законом от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете
1998 год" установлена доля централизации средств земельного налога
и арендной платы за земли городов и поселков в размере
50 процентов, из которых 30 процентов должны зачисляться в
федеральный бюджет и 20 процентов - в бюджеты субъектов Российской
Федерации. Сумма поступления в федеральный бюджет земельного
налога и арендной платы определена на 1998 год в размере 2600,9
млн. рублей при фактическом поступлении платы за землю в 1996 году
в сумме 450,5 млн. руб. (с учетом деноминации) и в 1997 году
1103,2 млн. рублей.
Средства, поступающие в федеральный бюджет от платы за землю,
используются для финансирования Государственной программы
повышения плодородия почв (включая капитальные вложения), ведения
земельного кадастра, проведения мероприятий по улучшению
землеустройства и землепользования.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за
землю" и Постановлением Правительства Российской Федерации от
24.07.95 N 749 утвержден порядок централизации этих средств в
федеральный бюджет, согласно которому все поступающие в уплату
земельного налога денежные средства зачисляются в доход (на счет)
районного (городского) бюджета с последующими перечислениями в
бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет.
В связи с этим, централизация средств земельного налога и
арендной платы из местных бюджетов осуществляется органами
местного самоуправления в бюджет субъектов Российской Федерации,
которые должны соответствующую часть этих средств по установленной
норме перечислять в федеральный бюджет.
Однако органы исполнительной власти многих субъектов
Российской Федерации в нарушение Федеральных законов о федеральном
бюджете на соответствующие годы и "О плате за землю" не
обеспечивают своевременное и полное перечисление средств
земельного налога и арендной платы. За 1993 - 1996 гг. выполнение
бюджетных назначений не превышало 50 процентов.
Из подлежащих зачислению на 1997 году в федеральный бюджет
средств от платы за землю в сумме 2415,9 млрд. руб., фактически
поступило только 1103 млрд. руб. и бюджетные назначения выполнены
лишь на 45,6%.
Вообще не перечисляли плату за землю в федеральный бюджет в
1997 году финансовые органы 15 субъектов Российской Федерации, в
том числе Рязанская, Тульская, Тамбовская, Волгоградская,
Самарская, Пермская, Кемеровская, Ульяновская области, объясняя
это недофинансированием их расходов в полном объеме Минфином
России.
Не выполнили предусмотренные бюджетные назначения
(перечисления средств в федеральный бюджет) 63 субъекта Российской
Федерации, в том числе по 19 субъектам выполнение составило менее
10%, и только 4 субъекта (г. Москва, Орловская область и
Республики Ингушетия и Алтай) обеспечили перечисление средств в
федеральный бюджет.
В первом квартале 1998 года поступило платы за землю в размере
163,4 млн. руб., что в 1,7 раза больше, чем в 1997 году. Однако
многие субъекты Российской Федерации продолжают нарушать
законодательство, оставляя все средства, поступающие от уплаты
земельного налога и арендной платы, в местных бюджетах, не
направляя вообще эти средства в федеральный бюджет, в том числе
Ленинградская, Московская, Калининградская, Ростовская,
Ярославская, Липецкая области и другие регионы.
Кроме того, не выполняется на местах Постановление
Правительства России от 11.10.97 N 1297 "Вопросы исполнения
федерального бюджета в 1997 году", в соответствии с которым
контроль за аккумулированием - средств от земельных платежей в
части, централизуемой на федеральном уровне, осуществляется
органами федерального казначейства.
В целях обеспечения полного поступления платы за землю в
федеральный бюджет Госналогслужба России предлагает изменить
порядок централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от
взимания платы за землю, внеся соответствующие изменения в статьи
18 и 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю",
распространив на плату за землю общий порядок распределения
органами федерального казначейства налогов между бюджетами
различных уровней, установленный Положением о федеральном
казначействе Российской Федерации.
Суть предлагаемого порядка состоит в том, что платежи за землю
зачисляются на счета территориальных органов федерального
казначейства, открытые для распределения налогов между бюджетами
различных уровней, а территориальные органы федерального
казначейства направляют средства, поступающие от платы за землю в
федеральный бюджет и в бюджет соответствующего субъекта Российской
Федерации в той доле, которая определена законодательством, а
оставшуюся часть средств направляют на бюджетные счета
соответствующих органов местного самоуправления.
Принятие предлагаемого Закона не потребует дополнительных
расходов из федерального бюджета и обеспечит поступление платы за
землю в федеральный бюджет в размерах, определенных в соответствии
с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год",
увеличив доходную часть федерального бюджета по плате за землю на
1,3 млрд. рублей.
|