Утверждаю
Первый заместитель
Министра путей сообщения
В.И.КОВАЛЕВ
27 июня 1998 г. N ЦЛ-585
Согласовано
Руководитель Департамента
пассажирских сообщений
В.Н.ШАТАЕВ
26 июня 1998 года
Руководитель
Департамента реформирования
железнодорожного транспорта
П.К.ЧИЧАГОВ
26 июня 1998 года
Начальник
Управления реестра
и имущества предприятий
А.М.ВАЙГЕЛЬ
26 июня 1998 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПАССАЖИРСКОГО КОМПЛЕКСА,
СОЗДАВАЕМЫХ В СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с пунктом 2 протокола расширенного совещания у Министра путей
сообщения от 28.05.98 N 44. В их основе лежат научные исследования
по совершенствованию структуры управления пассажирскими
перевозками на дорожном уровне, выполненные по заданию
Департамента пассажирских сообщений МПС России, а также опыт
реструктуризации управления пассажирским хозяйством в рамках общей
реформы пассажирского транспорта России, накопленный на железных
дорогах сети.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для
применения при выборе форм организационных структур управления
пассажирскими перевозками в условиях создания в составе железных
дорог предприятий по пассажирским перевозкам в дальнем следовании
и пригородном сообщении в соответствии с утвержденной
Правительством Российской Федерации Концепцией структурной реформы
федерального железнодорожного транспорта.
Содержание данных Методических рекомендаций следует
рассматривать в комплексе с другими документами, регламентирующими
вопросы транспортного обслуживания пассажиров на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.
1.2. Выбор варианта изменения структуры управления
пассажирскими перевозками должен быть направлен на решение
основной задачи - достижения максимальной эффективности
функционирования транспортной системы, обеспечения своевременного
и качественного удовлетворения спроса населения на перевозки с
минимальными затратами.
1.3. При разработке вариантов организационных структур
управления пассажирскими перевозками следует также учитывать:
- эксплуатационную длину железной дороги и ее конфигурацию
(разветвленность);
- географическое положение дороги;
- наличие и размещение крупных пассажирообразующих центров;
- объем и структуру пассажирских перевозок;
- состояние и перспективы развития материально-технической базы
пассажирского хозяйства (вокзальных и вагоноремонтных комплексов).
2. Варианты организационных структур управления
пассажирскими перевозками в дальнем следовании
2.1. Реализация первого этапа Концепции структурной реформы
федерального железнодорожного транспорта предполагает создание в
составе железной дороги специализированного государственного
унитарного предприятия - дорожной дирекции по обслуживанию
пассажиров в дальнем следовании (НДОП).
2.2. В зависимости от географического положения,
эксплуатационной длины и разветвленности дороги, объемов и
структуры пассажиропотоков, развития материально-технической базы
пассажирского хозяйства возможны 3 основных варианта
организационной структуры управления:
- региональный вариант;
- вариант прямого подчинения;
- комбинированный вариант.
2.3. Региональный вариант предусматривает управление
пассажирским хозяйством через региональные пассажирские дирекции,
образованные, как правило, на базе предприятий пассажирского
комплекса одного или нескольких отделений железной дороги (рис.
1).
-----------------------------¬
¦ МПС РФ ¦
¦ -----------------------¬ ¦ I уровень
¦ ¦ Департамент ¦ ¦ управления
¦ ¦пассажирских сообщений¦ ¦
¦ L----------------------- ¦
L----------T-------T----------
¦ ¦
¦ |
- - - - - - - -¦- - - -| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ |
\/ ¦
-------------------+----------¬
¦ Железная дорога ¦
¦ см. Примечание ¦ II уровень
¦ | ¦ управления
¦ \/ ¦
¦ ------------------------¬ ¦
¦ ¦ Дорожная дирекция по ¦ ¦
¦ ¦обслуживанию пассажиров¦ ¦
¦ ¦ в дальнем следовании ¦ ¦
¦ L------------------------ ¦
L----------T-------------------
¦
¦
- - - - - - - -¦- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ III уровень
\/ управления
------------------------------------------------------------¬
¦ Региональные пассажирские дирекции ¦
¦ --------------¬ --------------¬ --------------¬ ¦
¦ ¦ Дирекция по ¦ ¦ Дирекция по ¦ ¦ Дирекция по ¦ ¦
¦ ¦обслуживанию ¦ ¦обслуживанию ¦ ¦обслуживанию ¦. ¦
¦ ¦ пассажиров ¦ ¦ пассажиров ¦ ¦ пассажиров ¦. ¦
¦ ¦ ДОП-1 ¦ ¦ ДОП-2 ¦ ¦ ДОП-3 ¦. ¦
¦ L-------------- L-------------- L-------------- ¦
L------------------------------------------------------------
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- -> - оперативно-технологическое подчинение
---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение
Рис. 1. Структурная схема управления пассажирским
хозяйством (региональный вариант)
Примечание: В Управлении железной дороги сохраняется
подразделение, выполняющее функции управления и контроля за
деятельностью предприятий пассажирского комплекса, входящих в
состав железной дороги.
В состав региональной дирекции по обслуживанию пассажиров
входят вагонные депо, ПТО, ЛБК, вокзалы, остановочные пункты и
т.п.
Такая модель управления целесообразна при значительной
разветвленности и протяженности железной дороги, большом удалении
предприятий пассажирского комплекса от управления дороги.
2.4. Организационная структура управления пассажирскими
перевозками по прямому варианту предусматривает прямое подчинение
предприятий без создания региональных дирекций (рис. 2).
-------------------------------------------¬
¦ МПС РФ ¦ I уровень
¦ -------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ Департамент пассажирских сообщений ¦ ¦
¦ L-------------------------------T----- ¦
L--------------T-------------------+--------
¦ |
- - - - - - - - - - - - - ¦ - - - - - - - - - ¦ - - - - - - - - -
\/ |
-----------------------------------+-------¬ II уровень
¦ Железная дорога | ¦
¦ см. Примечание \/ ¦
¦ -------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ Дорожная дирекция по обслуживанию ¦ ¦
¦ ¦ пассажиров в дальнем следовании ¦ ¦
¦ L------------------------------------- ¦
L---------------------T---------------------
¦
- - - - - - - - - - - - - - - - -¦- - - - - - - - - - - - - - - -
\/ III уровень
-------------------------------------------------------------¬
¦ Специализированные пассажирские предприятия ¦
¦ ------------------¬ -----------------¬ ------------------¬ ¦
¦ ¦Вагоноремонтного ¦ ¦ Вокзального ¦ ¦ Общедорожного ¦ ¦
¦ ¦ профиля ¦ ¦ профиля ¦ ¦ значения ¦ ¦
¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦ -------------¬ ¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Вагонное депо¦ ¦ ¦ ¦Пассажирская¦ ¦ ¦ ¦Дорожная база¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ВЧД-1 ¦ ¦ ¦ ¦станция ЛС-1¦ ¦ ¦ ¦ по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживанию¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-------------- ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ ¦ пассажиров ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------- ¦ ¦
¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦ -------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Вагонное депо¦ ¦ ¦ ¦Пассажирская¦ ¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ВЧД-2 ¦ ¦ ¦ ¦станция ЛС-2¦ ¦ ¦ ¦ Предприятия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общественного¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-------------- ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ ¦ питания ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------- ¦ ¦
¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦ -------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Вагонное депо¦ ¦ ¦ ¦Пассажирский¦ ¦ ¦ --------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ВЧД-3 ¦ ¦ ¦ ¦ вокзал ¦ ¦ ¦ ¦Фабрика- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЛВОК-3 ¦ ¦ ¦ ¦прачечная ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-------------- ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ L-------------- ¦ ¦
¦ ¦ ... ¦ ¦ ... ¦ ¦ ... ¦ ¦
¦ L------------------ L----------------- L------------------ ¦
L-------------------------------------------------------------
- -> - оперативно-технологическое подчинение
---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение
Рис. 2. Структурная схема управления
пассажирским хозяйством (вариант прямого подчинения
по специализированному принципу)
Примечание: В Управлении железной дороги сохраняется
подразделение, выполняющее функции управления и контроля за
деятельностью предприятий пассажирского комплекса, входящих в
состав железной дороги.
Предприятия входят в состав двух групп, специализированных по
производственному принципу - предприятия вагоноремонтного профиля
(вагоноремонтные депо, вагонные участки) и предприятия вокзального
профиля (пассажирские станции, вокзалы). На балансе этих
предприятий учитываются пассажирские подразделения небольших
станций и пассажирских остановочных пунктов.
В прямом подчинении могут быть и предприятия общедорожного,
общеотраслевого значения (например, дорожная база по обслуживанию
пассажиров, фабрика-прачечная, объединение вагонов-ресторанов и
т.п.).
Этот вариант организационной структуры управления целесообразен
на небольших по протяжению и развитию дорогах, малом количестве
предприятий пассажирского профиля.
2.5. Комбинированный вариант структуры управления, отличается
сочетанием управления через региональные дирекции и прямого
управления предприятиями как вагоноремонтного, так и вокзального
профиля (рис. 3). Он целесообразен при неоднородном распределении
предприятий пассажирского комплекса - т.е. при достаточно
протяженной по длине и разветвленной сети дороги и наличии одного
- двух пассажирообразующих центров, как правило крупных
железнодорожных узлов с большой концентрацией предприятий
пассажирского профиля. При этом предприятиями пассажирского
хозяйства на удаленных участках дороги удобнее управлять через
региональные пассажирские дирекции, а расположенными в
железнодорожном узле, где, как правило, находится управление
дороги, управлять напрямую через дорожную дирекцию по обслуживанию
пассажиров в дальнем следовании.
-----------------------------¬
¦ МПС РФ ¦
¦ -----------------------¬ ¦ I уровень
¦ ¦ Департамент ¦ ¦ управления
¦ ¦пассажирских сообщений¦ ¦
¦ L----------------------- ¦
L----------T-------T----------
¦ ¦
¦ |
- - - - - - - -¦- - - -| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ |
\/ ¦
-------------------+----------¬
¦ Железная дорога ¦
¦ см. Примечание ¦ II уровень
¦ | ¦ управления
¦ \/ ¦
¦ ------------------------¬ ¦
¦ ¦ Дорожная дирекция по ¦ ¦
¦ ¦обслуживанию пассажиров¦ ¦
¦ ¦ в дальнем следовании ¦ ¦
¦ L------------------------ ¦
L----------T-------------------
¦
¦
- - - - - - - -¦- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
¦ III уровень
\/ управления
--------------------T-----------------------¬
¦ ¦ ¦
\/ \/ \/
--------------¬ ---------------------¬ ---------------------¬
¦Региональные ¦ ¦ Специализированные ¦ ¦ Предприятия ¦
¦пассажирские ¦ ¦ предприятия ¦ ¦ общедорожного ¦
¦ дирекции ¦ ¦ прямого подчинения ¦ ¦ значения ¦
¦ ----------¬ ¦ ¦ -----------------¬ ¦ ¦ -----------------¬ ¦
¦ ¦ ДОП-1 ¦ ¦ ¦ ¦Вагоноремонтного¦ ¦ ¦ ¦Дорожная база по¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профиля ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживанию ¦ ¦
¦ L---------- ¦ ¦ ¦ -------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ пассажиров ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВЧД-1 ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----------¬ ¦ ¦ ¦ -------------¬ ¦ ¦ ¦ -----------------¬ ¦
¦ ¦ ДОП-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВЧД-2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Предприятия ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ ¦ ¦ общественного ¦ ¦
¦ L---------- ¦ ¦ ¦ ... ¦ ¦ ¦ ¦ питания ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L----------------- ¦ ¦ L----------------- ¦
¦ ¦ ¦ -----------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ----------¬ ¦ ¦ ¦ Вокзального ¦ ¦ ¦ -----------------¬ ¦
¦ ¦ ДОП-3 ¦ ¦ ¦ ¦ профиля ¦ ¦ ¦ ¦ Предприятия по ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦организации ж.д.¦ ¦
¦ L---------- ¦ ¦ ¦ ¦ ЛС-1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ туризма ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ ¦ L----------------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ -------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ЛВОК-2 ¦ ¦ ¦ ¦ -----------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ... ¦ ¦ ¦ ¦ ... ¦ ¦ ¦ ¦ ... ¦ ¦
¦ L---------- ¦ ¦ L----------------- ¦ ¦ L----------------- ¦
L-------------- L--------------------- L---------------------
- -> - оперативно-технологическое подчинение
---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение
Рис. 3. Структурная схема при комбинированном
варианте управления пассажирским хозяйством
Примечание: В Управлении железной дороги сохраняется
подразделение, выполняющее функции управления и контроля за
деятельностью предприятий пассажирского комплекса, входящих в
состав железной дороги.
3. Варианты организационных структур управления
пассажирскими перевозками в пригородном сообщении
3.1. В зависимости от размеров пригородного движения и числа
субъектов федерации, охватываемых полигоном пригородных перевозок,
возможны 3 варианта организационной структуры управления
пригородными пассажирскими перевозками в составе железной дороги:
1) организуется предприятие по пригородным перевозкам в составе
железной дороги - дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в
пригородном сообщении (ДПП);
2) организуется несколько предприятий по пригородным перевозкам
в составе железной дороги - региональных дирекций по обслуживанию
пассажиров в пригородном сообщении (РПП);
3) функции пригородного предприятия выполняет по договорам или
контрактам дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем
следовании (НДОП).
Примерные варианты решений по созданию предприятий зависимости
от объемных и территориальных факторов представлены в табл. 1.
Таблица 1
ВАРИАНТЫ СОЗДАНИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И ОТ ОБЪЕМНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ
-----------T---------T--------------------------------T----------¬
¦ Размеры ¦ Один ¦ Два субъекта федерации ¦ Три и ¦
¦ движения ¦ субъект +-------------T------------------+ более ¦
¦ поездов ¦федерации¦ Примерно ¦ Значительное ¦ субъекта ¦
¦ ¦ ¦равные объемы¦различие в объемах¦федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ перевозок ¦ ¦
+----------+---------+-------------+------------------+----------+
¦Незначи- ¦ НДОП по контракту ¦
¦тельное ¦ ¦
¦движение ¦ ¦
+----------+---------T-------------T------------------T----------+
¦Интенсив- ¦ДПП ¦РПП ¦ДПП ¦РПП ¦
¦ное ¦ ¦ДПП ¦РПП ¦ДПП ¦
¦движение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+---------+-------------+------------------+-----------
3.2. Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном
сообщении (ДПП) в составе железной дороги образуется при
интенсивном пригородном движении и является государственным
унитарным предприятием. Данное предприятие обеспечивает
пригородные перевозки на территории всех субъектов Российской
Федерации, находящихся в районе тяготения железной дороги.
3.3. Региональные дирекции по обслуживанию пассажиров в
пригородном сообщении (РПП) в составе железной дороги образуются
при интенсивном пригородном движении и являются государственными
унитарными предприятиями. Данное предприятие обеспечивает
пригородные перевозки на территории одного субъекта Российской
Федерации, находящегося в районе тяготения железной дороги или в
границах одного или нескольких отделений железных дорог с
интенсивным пригородным движением.
3.4. При незначительных размерах пригородного движения и
размещении полигона пригородных перевозок на территории одного
субъекта Российской Федерации самостоятельное пригородное
предприятие (юридическое лицо) не образуется. Функции пригородного
предприятия выполняет по договорам дорожная дирекция по
обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (НДОП).
Для обеспечения "прозрачности" в отношениях с администрациями
субъектов Российской Федерации обязательным является ведение
раздельного учета доходов и затрат по дальним и пригородным
перевозкам.
|