РЕЗОЛЮЦИЯ
V СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
от 27 июня 1998 г.
О СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕРАХ ПО ВЫХОДУ
ИЗ СОЗДАВШЕГОСЯ КРИЗИСА
Заслушав и обсудив доклад и сообщения по повестке дня, V съезд
Российского союза ректоров отмечает, что последний период
отличается заметным усилением заинтересованности общества в
развитии высшего образования. Увеличивается численность студентов
и аспирантов вузов, растет конкурс при поступлении на обучение на
большинство направлений и специальностей высшей школы.
Поступая в высшие учебные заведения, предпочитая высшее
образование в качестве основы своей профессиональной подготовки и
карьеры, молодежь совершает выбор не только собственного
жизненного пути, но и будущего страны. Студенты и аспиранты желают
видеть Россию передовой, динамично развивающейся державой с
современной высокотехнологической экономикой, ответственным перед
обществом правовым государством, демократически избираемыми
органами власти.
Однако реальная ситуация в высшей школе изменяется совершенно
в иную сторону, не отвечающую интересам студентов и преподавателей
вузов, всего российского общества в целом. Отход от
конституционного принципа приоритетности развития образования и,
особенно, неадекватная бюджетная политика федеральных органов
исполнительной власти завела в глубокий финансовый кризис
большинство высших и других учебных заведений. Вошло в правило не
только несвоевременное выделение ассигнований, предусмотренных на
нужды высшей школы законом "О государственном бюджете" - теперь
практикуется секвестирование бюджетных средств, а затем
несвоевременное и неполное выделение финансирования, оставшегося
после секвестирования. В то же самое время высшие учебные
заведения несут растущую ответственность по долгам, образовавшимся
у них в силу нарушения государством своих финансовых и моральных
обязательств.
Вслед за прекращением развития материально-технической базы
вузов и свертыванием в них научно-исследовательских работ, взят
курс на уменьшение числа студентов и преподавателей, сокращение
объема и без того скромных социальных благ, предоставляемых
студенческой молодежи и профессорско-преподавательскому составу.
Система государственного высшего образования становится все
менее доступной и все более селективной, а ее коммерциализация
сопровождается бесконтрольным расширением сети негосударственных
вузов, зачастую не способных обеспечивать полноценную подготовку
специалистов.
Нарастание кризисных процессов в высшей школе в сочетании с
кризисом в экономике и социальной сфере вызвало многочисленные
акции протеста студентов и преподавателей. Их массовый характер
говорит об обострении социальных проблем в высших учебных
заведениях, а применение силы к участникам студенческой
демонстрации в Екатеринбурге представляет собой опасный прецедент,
предупреждающий об угрозе распространения насильственных форм
подавления выступлений студенческой молодежи.
Все более явный курс на развал отечественной высшей школы и
науки лишает экономическую и социальную политику государства
позитивной перспективы. Народное хозяйство страны уже приобрело
однобокую сырьевую ориентацию. Фактически прекращено создание
новых техники и технологий, а число изобретений и открытий,
совершаемых в России, сократилось, по сравнению с 1990 годом,
более чем в 10 раз.
Растет преступность и увеличивается безработица. Этим
социальным бедам в наибольшей степени подвержена молодежь.
Предпринимаемые в этих условиях попытки реформирования
образования опираются на те же меры, которые уже вызвали глубокий
кризис в других сферах общества. Особую опасность представляют
тенденции к игнорированию мнения научно-педагогической
общественности, навязывание волевых решений, отсутствие должной
восприимчивости органов исполнительной власти к реальной
социально-психологической обстановке в вузах и ее возможных
последствиях.
V съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений
постановляет:
1. Просить Правительство, Федеральное Собрание Российской
Федерации на деле обеспечить законодательно провозглашенный
принцип приоритетности развития образования в стране.
2. Съезд считает необходимым отметить, что преодоление
кризисной ситуации в управлении и финансировании высшего
образования невозможно без выполнения Правительством России
установленных Конституцией и законодательством функций в
обеспечении работы высших учебных заведений, а также ранее взятых
на себя обязательств, включая:
- меры по стабилизации экономического положения
государственных высших учебных заведений, в том числе
гарантированное финансирование этих образовательных учреждений из
средств федерального бюджета и погашения задолженности за 1997 год
и за первое полугодие 1998 года;
- меры по увеличению объема финансовых средств, выделяемых в
рамках бюджетных ассигнований второго квартала 1998 года на
заработную плату и стипендии для учреждений высшего
профессионального образования федерального ведения, с целью
обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы и
стипендий, включая заработную плату работникам и стипендий
студентам за летний период 1998 года;
- меры, исключающие возможность отключения образовательных
учреждений от источников, обеспечивающих их жизнедеятельность
(электроэнергии, газо-, водоснабжения, тепла, телефонной связи), и
в первую очередь, ликвидацию до начала нового учебного года
задолженности вузов за коммунальные услуги, а также определение
порядка этих расчетов в 1998 году, обеспечивающего
функционирование учреждений образования без нарушения учебного
процесса в условиях реального финансирования за счет средств
федерального бюджета;
- обеспечение в 1998 году стабильного выделения из
федерального бюджета средств, необходимых для выплаты студентам
стипендий, доплат на питание, оказания помощи нуждающимся
студентам, организации санаторно-курортного лечения и отдыха
студентов, в размерах, установленных Федеральным законом "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании";
- начиная с 1999 года поэтапное повышение заработной платы
работников образовательных учреждений, финансируемых за счет
средств федерального бюджета;
- предусмотрение в проекте федерального бюджета на 1999 год
увеличения объема финансирования высшего профессионального
образования до 3% от расходной части федерального бюджета;
- введение порядка страхования государственного имущества
учреждениями, организациями и предприятиями системы образования за
счет средств федерального бюджета.
3. Съезд поддерживает постановление Совета Федерации от 20 мая
1998 г. N 214-СФ "О состоянии и перспективах развития системы
высшего профессионального образования" и просит Совет Федерации
ускорить принятие поправок к ст. 105 Федерального Закона "О
бюджете на 1998 г.", обеспечивающих сохранение за образовательными
учреждениями доходов от использования федеральной собственности,
находящейся в их оперативном управлении.
4. Просить Государственную Думу при рассмотрении Налогового
Кодекса Российской Федерации предусмотреть налоговые льготы,
стимулирующие развитие системы образования.
5. Просить Президента Российской Федерации:
- обязать Правительство РФ обеспечить исполнение Указа
Президента от 27 марта 1996 г. N 424 "О некоторых мерах по
усилению государственной поддержки науки и высших учебных
заведений Российской Федерации в части пенсионного обеспечения
профессорско-преподавательского состава и ректоров вузов";
сохранить Высший Аттестационный Комитет как независимый от
министерств и ведомств государственный орган, подчинив его
непосредственно главе государства.
6. Считать первейшей задачей современного периода сохранение
масштабов и высокого уровня развития образования и фундаментальной
науки как одной из решающих предпосылок развития экономики,
культуры, укрепления национальной безопасности России.
Рекомендовать высшим органам власти и управления Российской
Федерации учесть решения V съезда Российского союза ректоров при
разработке и осуществлении мер по стабилизации экономического и
социального положения в стране, предусмотрев:
- усиление воздействия потенциала системы образования на
преодоление экономического кризиса;
- создание рынка спроса на специалистов с высшим и средним
специальным образованием;
- создание условий для преемственного развития единой
государственной системы образования, опирающейся на отечественные
традиции и активно использующей лучший зарубежный опыт;
- улучшение качественного состава педагогических кадров вузов,
увеличение объемов финансирования фундаментальных, поисковых и
прикладных научно-исследовательских работ в высшей школе, развитие
процессов интеграции вузов с научными учреждениями;
- осуществление поэтапного увеличения объемов финансирования
высшего профессионального образования за счет средств федерального
бюджета, приведя его размеры с 1999 года в соответствие с
положениями Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании";
- доведение в 2001 году числа студентов государственных
образовательных учреждений высшего профессионального образования,
обучающихся за счет средств федерального бюджета, до 200 на каждые
10 000 человек, проживающих в Российской Федерации;
- исключение возможности увеличения объема платных
образовательных услуг за счет сокращения бесплатных;
- недопущение коммерциализации и приватизации государственных
учреждений высшего и среднего профессионального образования и
перехода к порядку многоучредительства государственных вузов;
- исключение из постановления Правительства РФ от 17 июня 1998
г. N 600 "Об утверждении Программы экономии государственных
средств" предложений, касающихся высшей школы, противоречащих
действующему законодательству в области образования;
- принятие на себя Министерством общего и профессионального
образования РФ, согласно ст.27 п.6 Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", функций собственника
по распоряжению имуществом высших учебных заведений.
7. Поручить Правлению Российского союза ректоров:
- обратиться в Правительство РФ с предложением разработать и
утвердить график реализации первоочередных мер по выходу из
создавшегося кризиса в сфере высшей школы;
- изучить вопрос о целесообразности создания отраслевого
негосударственного пенсионного фонда.
8. Региональным советам ректоров вузов, а также ученым советам
высших учебных заведений рассмотреть на своих заседаниях и принять
к руководству настоящую резолюцию и другие материалы V съезда
Российского союза ректоров.
Принять во внимание вывод Съезда о том, что высшая школа и
другие звенья отечественной системы образования в настоящее время
находятся перед угрозой развала. Присущими академическому
сообществу методами противостоять этой угрозе, добиваться
поддержки образования органами власти всех уровней,
предпринимательскими кругами, общественностью. В случае сохранения
и углубления кризисной ситуации в сфере высшего образования
созвать чрезвычайный съезд Российского союза ректоров.
Отмечая сложное положение российской высшей школы, V Съезд
вместе с тем считает важнейшими задачами высших учебных заведений
в настоящее время организованное проведение приема студентов,
улучшение учебной и научно-исследовательской работы, поддержание
на высоком уровне авторитета вузов как ведущих центров культуры,
науки и образования.
9. Направить резолюцию V съезда Российского союза ректоров
высших учебных заведений для опубликования в средствах массовой
информации.
Российский союз ректоров высших учебных заведений считает, что
будущее отечественной системы образования находится под угрозой. В
свете этого V съезд Российского союза ректоров призывает
руководство страны, ответственные государственно-политические и
деловые круги проявить политическую волю, сделать все необходимое
по созданию условий для развития российской системы высшего
образования, проявить заботу о судьбах нынешнего и будущих
поколений молодежи.
Принята единогласно 27 июня 1998 г.
|