КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 1998 года
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО КАЧЕСТВЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ
РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПЕРЕКРЫТИЮ
КАНАЛОВ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИКОВ
Рассмотрев вопрос о состоянии работы таможенных органов по
борьбе с контрабандой наркотических средств, сильнодействующих и
психотропных веществ, коллегия Государственного таможенного
комитета Российской Федерации отмечает:
За период с 1991 по 1997 годы таможенными органами проделана
существенная работа по совершенствованию форм и методов борьбы с
контрабандой наркотических средств, психотропных и
сильнодействующих веществ. На направлениях наиболее вероятного
перемещения контрабанды наркотиков через границы Российской
Федерации сформировано 52 специализированных отдела,
развертывается оперативно - розыскная деятельность таможенных
органов, совершенствуется взаимодействие и координация усилий с
другими правоохранительными органами, развивается международное
сотрудничество, ведутся научно - исследовательские и опытно -
конструкторские работы по созданию аппаратуры дистанционного
обнаружения наркотиков.
Вместе с тем коллегия ГТК России констатирует, что в ряде
региональных таможенных управлений и таможен (СЗТУ, МТУ, СКТУ,
Внуковской, Новороссийской, Пулковской и других) уделяется
недостаточно внимания повышению эффективности борьбы с
контрабандой наркотиков. Снижение результатов поиска и выявления
контрабанды наркотиков приводит к фактам их пропуска через
таможенную границу Российской Федерации. Так, по оценке органов
МВД России и ФСБ России, от 50 до 75 процентов наркотиков, изъятых
из незаконного оборота, ввезены в Россию по контрабандным каналам,
в ряде крупных городов России цены на некоторые виды наркотиков
значительно снизились.
Выделенная штатная численность отделов по борьбе с
контрабандой наркотиков используется для решения иных вопросов, в
отдельных таможенных органах происходит несанкционированное
сокращение их численности, а в ряде случаев и ликвидация этих
подразделений (Домодедовская, Внуковская, Балтийская,
Астраханская, Калининградская и некоторые другие таможни). При
этом имеют место непонимание и недооценка роли и задач, стоящих
перед отделами по борьбе с контрабандой наркотиков, приводящие к
тому, что они превращаются или в учетно - статистическое
подразделение, или малочисленную оперативно - поисковую группу.
Руководством таможенных органов уделяется недостаточно внимания
качественному комплектованию подразделений по борьбе с
контрабандой наркотиков оперативным составом, их обеспечению
необходимым оборудованием и техническими средствами, транспортом и
связью, слабо ведется работа по проверке личного состава и
оформлению необходимых допусков оперативным сотрудникам таможенных
органов.
До настоящего времени не создано ни одного эффективного
прибора дистанционного обнаружения наркотиков, который
использовался бы при повседневном таможенном контроле.
Имеются резервы и в организации взаимодействия с
правоохранительными органами Российской Федерации, непосредственно
принимающими участие в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Нуждается в активизации деятельность ГТК России в сфере
международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом
наркотиков.
Данные факторы оказывают негативное влияние на выполнение
возложенных задач по борьбе с незаконным оборотом наркотиков,
вытекающих из положений Концепции государственной политики по
контролю за наркотиками в Российской Федерации, Федерального
закона "О наркотических средствах и психотропных веществах",
вступившего в силу с 15 апреля 1998 года, а также Таможенного
кодекса Российской Федерации.
Для достижения качественного перелома и повышения результатов
борьбы с контрабандой наркотиков начальники таможенных органов
должны считать задачу борьбы с контрабандой наркотиков одним из
важнейших направлений своей деятельности и прямой служебной
обязанностью каждого таможенника, повысить спрос и
требовательность к нижестоящим таможенным органам за состояние
борьбы с контрабандой наркотиков, обратив особое внимание на
развитие оперативно - розыскной деятельности. Оценка
правоохранительной деятельности каждого таможенного органа должна
производиться с учетом соответствия результатов сложившейся
оперативной обстановке и объему контрабандных наркотиков,
выявленных в регионе взаимодействующими правоохранительными
органами.
Коллегия ГТК России решила:
1. Учитывая особую важность борьбы с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ как одного из
основных направлений деятельности таможенных органов,
Региональному таможенному управлению по борьбе с таможенными
правонарушениями (С.Н. Трофимюк) в 2 месячный срок подготовить
предложения по созданию самостоятельной службы по борьбе с
контрабандой наркотиков ГТК России и структуры вертикального
подчинения подразделений службы в таможенных органах.
2. В целях дальнейшего развития координации и усиления
взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации
Региональному таможенному управлению по борьбе с таможенными
правонарушениями (С.Н. Трофимюк), Управлению кадровой службы
(Ю.Ф. Азаров), начальникам региональных таможенных управлений
принять меры по комплектованию и обеспечению работы Центра
межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного
оборота наркотиков, созданного совместным Приказом МВД России, ГТК
России, ФСБ России и ФСП России от 07.05.98 N 284/328/204/217, а
также его подразделений в городах Москва, Санкт - Петербург,
Краснодар, Владивосток, Брянск.
До утверждения порядка прикомандирования сотрудников
таможенных органов комплектование указанных подразделений
осуществлять в порядке временного командирования.
3. Управлению тарифного и нетарифного регулирования
(А.О. Кудряшев), Правовому управлению (М.М. Рассолов),
Региональному таможенному управлению по борьбе с таможенными
правонарушениями (С.Н. Трофимюк) принять участие в подготовке
нормативных правовых актов по реализации Федерального закона "О
наркотических средствах и психотропных веществах".
4. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен до
1 сентября 1998 г. принять меры к восстановлению штатной
численности отделов по борьбе с контрабандой наркотиков в
соответствии с Приказами ГТК России N 176 от 03.04.94 и N 687 от
22.12.94.
Управлению кадровой службы (Ю.Ф. Азаров), Региональному
таможенному управлению по борьбе с таможенными правонарушениями
(С.Н. Трофимюк) осуществлять постоянный контроль за состоянием
укомплектованности подразделений по борьбе с контрабандой
наркотиков в таможенных органах и целевым использованием
выделяемой штатной численности.
5. Согласиться с предложениями Регионального таможенного
управления по борьбе с таможенными правонарушениями о
необходимости создания в ряде таможенных органов отделов по борьбе
с контрабандой наркотиков. Управлению кадровой службы
(Ю.Ф. Азаров), Региональному таможенному управлению по борьбе с
таможенными правонарушениями (С.Н. Трофимюк) до 1 сентября
1998 года подготовить приказ ГТК России по данному вопросу.
6. Заместителю председателя ГТК России В.И. Мещерякову и
другим ответственным сотрудникам ГТК России использовать
мероприятия международного характера, контакты с руководством
международных организаций для выражения принципиальной позиции ГТК
России в вопросах борьбы с незаконным оборотом наркотиков и
всеобщей опасности распространения наркомании.
В целях совершенствования международного сотрудничества по
борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, усиления позиций таможенной службы России в решении
международных проблем, руководителям представительств ГТК России
за рубежом до 1 сентября 1998 года назначить сотрудников,
ответственных за организацию взаимодействия с национальными
таможенными и иными правоохранительными органами в странах
аккредитации по вопросам борьбы с контрабандой наркотиков.
7. Российской таможенной академии (Н.М. Блинов) до конца
1998 года на основе изучения положительного опыта деятельности
региональных таможенных управлений по выявлению и пресечению
контрабанды наркотиков подготовить и издать учебно - методическое
пособие по способам сокрытия и ухищрениям, применяемым при
контрабанде наркотиков на автомобильном, морском и авиационном
транспортах для сотрудников таможенных органов, непосредственно
осуществляющих таможенный досмотр лиц, транспортных средств и
грузов, следующих через таможенную границу Российской Федерации.
8. Региональному информационно - техническому таможенному
управлению (Л.М. Ухлинов) совместно с Региональным таможенным
управлением по борьбе с таможенными правонарушениями
(С.Н. Трофимюк) активизировать работу по созданию технических
средств обнаружения наркотиков в соответствии с Программой
развития технических средств обнаружения наркотиков в интересах
таможенных органов Российской Федерации, утвержденной решением
коллегии ГТК России от 04.04.97.
Заместителю председателя ГТК России Г.М. Ануфриеву,
Финансовому управлению (П.Г. Городецкий), Региональному
информационно - техническому таможенному управлению (Л.М. Ухлинов)
до 1 октября 1998 года провести тендер по проведению испытаний и
приобретению мобильной рентгеновской системы для досмотра
автомобилей и контейнеров или иного типа аппаратуры аналогичного
назначения.
9. Управлению организации таможенной службы (С.М. Беков),
Региональному таможенном управлению по борьбе с таможенными
правонарушениями (С.Н. Трофимюк), начальникам региональных
таможенных управлений и таможен центрального подчинения в целях
создания необходимых условий и совершенствования технологии
таможенного контроля провести работу по заключению с транспортно -
экспедиционными предприятиями меморандумов о взаимопонимании и
сотрудничестве в борьбе с контрабандой наркотиков, оружия и иными
видами таможенных правонарушений.
10. Региональному таможенному управлению тылового обеспечения
(А.Д. Листопад), Региональному таможенному управлению по борьбе с
таможенными правонарушениями (С.Н. Трофимюк) до 1 октября
1998 года подготовить и представить руководству ГТК России
предложения о целевой закупке и выделении отделам по борьбе с
контрабандой наркотиков таможенных органов средств связи,
вычислительной и оргтехники, технических средств таможенного
контроля и иных видов специальной техники.
11. Начальникам Северо - Западного, Дальневосточного,
Дагестанского, Московского таможенных управлений принять
дополнительные меры, направленные на развитие инфраструктуры
кинологических служб регионов и строительство кинологических
центров.
Признать целесообразным принятие на баланс Северо - Западного
таможенного управления (безвозмездно) объектов на территории
военного городка в пос. Первомайский Выборгского района
Ленинградской области для создания кинологического центра.
Управлению кадровой службы (Ю.Ф. Азаров) до 1 сентября
1998 года подготовить приказ о создании в составе Северо -
Западного таможенного управления отдельного структурного
подразделения - кинологического центра на правах таможни.
Финансовому управлению (П.Г. Городецкий) выделить в текущем
году на ремонт, реконструкцию и эксплуатацию объектов
кинологического центра денежные средства в размере 14 млн. рублей.
12. Пресс - службе ГТК России (А.П. Евстигнеевой),
Региональному таможенному управлению по борьбе с таможенными
правонарушениями (С.Н. Трофимюк), начальникам региональных
таможенных управлений, таможен центрального подчинения
активизировать работу по освещению в средствах массовой информации
роли и места таможенных органов Российской Федерации в борьбе с
незаконным оборотом наркотиков.
Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя председателя ГТК России И.А. Межакова.
Председатель коллегии,
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
В.Г.ДРАГАНОВ
|