КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 1998 года
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ
СРЕДСТВАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Заслушав доклад начальника Оперативно - организационного
управления ГТК России А.Ф. Епифанова, коллегия обсудила состояние
и меры по улучшению обеспеченности таможенных органов техническими
средствами таможенного контроля (ТСТК).
В настоящее время в таможенных органах Российской Федерации
эксплуатируется более 30000 ТСТК различного назначения, в том
числе:
- 446 рентгенотелевизионных установок различного класса и
назначения;
- более 11000 средств поиска (досмотровые эндоскопы, зеркала,
щупы, металлоискатели, фонари и т.д.);
- 4340 приборов идентификации драгоценных металлов,
драгоценных камней, проверки подлинности таможенных документов,
ценных бумаг и банкнот;
- 2300 технических средств дознания и документирования по
делам о контрабанде (следственные чемоданы, фотоаппараты,
видеокамеры, диктофоны).
В то же время коллегия отмечает, что за период
с 1994 по 1997 гг. произошло существенное сокращение объема
централизованных поставок продукции технического назначения в
таможенные органы. По ряду образцов техники обеспеченность
таможенных органов составляет менее 50% требуемого количества.
Особенно остро стоит вопрос по оснащению пограничных пунктов
пропуска досмотровой рентгеновской техникой, приборами
идентификации, поиска, взвешивания и аппаратурой радиационного
контроля, а также по поддержанию их в работоспособном состоянии.
В настоящее время в таможенных органах России большое
количество дорогостоящей рентгенотелевизионной техники выработало
гарантийные сроки эксплуатации, а более 50 установок (выпуска
1982 - 1988 гг.) уже и технические сроки службы.
Для обновления парка ТСТК с учетом новых задач таможенного
контроля по заказу ГТК России организована и проведена разработка
ряда современных отечественных средств:
- завершена разработка образцов технических средств
таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами
(ТКДРМ), не уступающих, а по ряду параметров превосходящих
зарубежные аналоги, в том числе разработаны стационарные
таможенные системы обнаружения ДРМ "Янтарь" и портативные гамма -
спектрометры для идентификации ДРМ типа СКС-50;
- завершена разработка и проведены испытания первых
10 рентгенотелевизионных установок для контроля среднегабаритных
грузов "Контроль-2", по своим основным характеристикам не
уступающих лучшим зарубежным аналогам;
- изготовлен первый опытный образец отечественной
рентгенотелевизионной установки "Досмотр-2" для контроля ручной
клади и багажа с возможностью идентификации наркотических веществ;
- изготовлен опытный образец рентгенотелевизионной установки
"Контроль-1М" с принципиально новым техническим решением -
использованием импульсной рентгеновской трубки;
- впервые в России изготовлен прибор "Преграда", специально
предназначенный для определения наркотических веществ;
- разработан и успешно применяется в таможенных органах
рентгенорадиографический прибор идентификации материалов "Прим-1",
превосходящий по своим параметрам импортные аналоги. Завершены
изготовление и испытания двух образцов приборов "Прим-1М",
позволяющих идентифицировать материалы, в том числе металлы, с
точным определением элементного состава;
- изготовлены не имеющие аналогов образцы универсального
прибора "Карат", совмещающего в себе функции определения
содержания драгоценных металлов в изделиях и идентификации
бриллиантов и других драгоценных камней.
В то же время отдельные факторы сдерживают процесс повышения
эффективности таможенного контроля. К ним относятся:
- несовершенство нормативно - методической базы оснащения и
оперативного использования ТСТК, отсутствие в нормативной базе,
касающейся проведения таможенного оформления и таможенного
контроля, операций, регламентирующих обязательность применения
технических средств, порядок и правила их использования на
конкретных участках таможенного контроля;
- сокращение финансирования закупок ТСТК и проведения научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) в
области создания отечественных ТСТК, обусловленное дефицитом
государственного бюджета;
- недостаточная координация действий ГТК России с другими
правоохранительными органами по заказу НИОКР на разработку
перспективных образцов специальных технических средств,
представляющих взаимный интерес, в том числе и ТСТК;
- недостаточная обученность оперативного и технического
состава таможенных органов правилам работы с ТСТК;
- отсутствие в таможенных органах системы проведения
профилактических и ремонтных работ ТСТК и другой имеющейся
техники.
Для устранения имеющихся недостатков в оснащении таможенных
органов ТСТК, отвечающими современным требованиям проведения
таможенного контроля, повышения эффективности их применения в
таможенных процедурах коллегия ГТК России решила:
1. В целях совершенствования нормативно - методической базы
оснащения и оперативного использования ТСТК, формирования единых
тактико - технических требований, предъявляемых к разрабатываемым
и закупаемым ТСТК, поручить:
1.1. РИТТУ (Чупланов А.Н.), ООУ (Епифанов А.Ф.) до 1 октября
1998 г. провести анализ состояния оснащенности таможенных органов
ТСТК и эффективности их применения, по результатам которого
подготовить проект программы оснащения таможенных органов ТСТК.
1.2. РТУ БТП (Ванин М.В.), ООУ (Епифанов А.Ф.), РИТТУ
(Чупланов А.Н.), РТА (Блинов Н.М.) до 31 октября 1998 г.
разработать исходные данные по типовым объектам правонарушений с
указанием их минимальных количественных и качественных
характеристик, а также способов упаковки, сокрытия и
транспортировки.
1.3. РТУ ТО (Листопад А.Д.), РИТТУ (Чупланов А.Н.), РТА
(Блинов Н.М.) до 31 октября 1998 г. подготовить предложения по
уточнению существующих норм и табелей положенности ТСТК для
таможенных органов с учетом специфики их работы по проведению
таможенного оформления и таможенного контроля.
1.4. ООУ (Епифанов А.Ф.) совместно с РИТТУ (Чупланов А.Н.) и
РТА (Блинов Н.М.) до 31 декабря 1998 г. внести изменения в
действующую нормативную базу, касающуюся вопросов таможенного
оформления и таможенного контроля, в части обязательного
использования имеющихся в таможенных органах ТСТК, разработать
рекомендации по их оперативному применению на конкретных участках
таможенного контроля.
1.5. РИТТУ (Чупланов А.Н.), ООУ (Епифанов А.Ф.), РТУ ТО
(Листопад А.Д.) до 1 ноября 1998 г. разработать и представить на
утверждение ГТК России перечень ТСТК, разрешенных к применению в
таможенных органах Российской Федерации.
2. В целях сокращения расходов бюджетных средств на проведение
НИОКР по созданию перспективных образцов ТСТК, исключения
дублирования при их заказе поручить РИТТУ (Чупланов А.Н.) и ООУ
(Епифанов А.Ф.) до 1 ноября 1998 г. провести консультации с
другими правоохранительными органами по координации действий в
области создания специальных технических средств.
3. В целях повышения уровня подготовки инспекторского состава
при внедрении в технологию таможенного контроля новых средств ТСТК
поручить УКС (Азаров Ю.Ф.), РТА (Блинов Н.М.), РИТТУ
(Чупланов А.Н.) до 1 декабря 1998 г. подготовить предложения по
совершенствованию системы обучения сотрудников таможенных органов
правилам эксплуатации ТСТК, в том числе на предприятиях -
разработчиках этих средств.
4. РИТТУ (Чупланов А.Н.) совместно с РТУ ТО (Листопад А.Д.) до
1 октября 1998 г. подготовить предложения по созданию в таможенных
органах системы проведения профилактических и ремонтных работ ТСТК
и другой имеющейся техники.
5. РИТТУ (Чупланов А.Н.) до 1 августа 1998 г. в целях
формирования технических требований к ТСТК, обоснованных с точки
зрения задач, решаемых таможенными органами, и разработки
технологий к их применению создать отделение из трех сотрудников,
оперативно подчинив ее ООУ (Епифанов А.Ф.).
6. Контроль за выполнением данного решения осуществлять
заместителю председателя ГТК России Г.М. Ануфриеву.
Председатель коллегии,
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
В.Г.ДРАГАНОВ
|