ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПИСЬМО
от 26 июня 1998 г. N 14-04/565
О КОРРЕКТИРОВКЕ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Корректировка размера платежей природопользователей с учетом
освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и
зачисление этих средств в счет указанных платежей, как показывает
практика, является важной составляющей экономического механизма
стимулирования природоохранной деятельности. Применение
корректировки платежей природопользователей, предусмотренное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.92
N 632, стимулирует разработку и внедрение на предприятиях и в
организациях комплексных планов и программ, позволяющих решать
задачи охраны окружающей среды.
Вместе с тем руководители ряда территориальных органов в
последнее время ослабили контроль за обоснованностью применения
корректировки платежей природопользователей. Имеются случаи
экономически неоправданного проведения корректировки под решение
мелких и малозначимых проблем, характерных только для конкретного
предприятия, недостаточного контроля со стороны природоохранных
органов за ходом и сроками реализации намеченных мероприятий.
Нередко решения о корректировке платежей принимаются без должного
изучения вопросов основного финансирования проводимых
природоохранных мероприятий, что при принятой практике текущей
ежеквартальной корректировки платы за загрязнение приводит к
неэффективности данного мероприятия. Так, на ОАО "Рязанская ГРЭС",
в связи с остановкой начатого еще в 1995 году строительства
установки для очистки дымовых газов от оксидов серы по
высокоэффективной технологии, оказались замороженными значительные
средства областного экологического фонда.
В связи с этим Государственный комитет Российской Федерации по
охране окружающей среды рекомендует разработать (там, где это не
сделано) и представить на утверждение органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации Порядок корректировки
платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на
выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, целесообразно
предусмотреть заключение Договоров на проведение корректировки
платы за загрязнение между природопользователем и органом
исполнительной власти (территориальным органом Госкомэкологии
России), что позволит обеспечить юридическую защищенность
претензий к природопользователям в случаях нерационального
использования средств, представляемых из экологических фондов.
Учитывая имеющуюся практику (например, территориального
комитета Ханты - Мансийского АО) и общие положения раздела 6
Инструктивно - методических указаний по взиманию платы за
загрязнение окружающей природной среды, Госкомэкология России
рекомендует руководствоваться при проведении корректировки платы
за загрязнение следующими основными требованиями и критериями:
наличие у природопользователя согласованной с территориальным
органом экологической программы выполнения природоохранных
мероприятий, которая в обязательном порядке должна содержать
величину природоохранного эффекта (подтверждается экологической
экспертизой), стоимость мероприятия с указанием подтвержденных
источников получения финансового обеспечения, сроки его
выполнения;
введение и проведение ранжирования природоохранных мероприятий
по критерию приоритетности их выполнения, учитывающему уровень и
масштабность решения экологических проблем;
учет источника финансирования выполнения природоохранного
мероприятия (корректировка не производится, если финансирование
осуществляется из бюджета любого уровня, за счет включаемых в
себестоимость производства затрат, из средств, предусмотренных в
составе проектов на расширение, реконструкцию действующего или
строительство нового производства);
наличие Договора на проведение корректировки, содержащего
обязательные меры ответственности природопользователя за
недостижение согласованного природоохранного эффекта и
замораживание средств при незавершении природоохранного
мероприятия;
проведение текущей (поквартальной) корректировки платежей за
загрязнение для природоохранных мероприятий со сроком выполнения
не более 2-х лет;
отсутствие у природопользователя задолженности по платежам за
загрязнение в экологические фонды;
осуществление корректировки в пределах доли платежей за
загрязнение сверх предельно допустимых нормативов.
Начальник Управления
финансов и экономики
Л.В.ВЕРШКОВ
|