УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНСВЯЗИ РФ ОТ 21.11.2003 N 133
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 июня 1998 г. N 107
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО РЕШЕНИЮ "ПРОБЛЕМЫ 2000"
В целях предотвращения негативных последствий в работе
действующих в Российской Федерации государственных информационно -
вычислительных систем при наступлении 2000 года распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 мая 1998 г. N 671-р
предусматривается:
1. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный
срок:
проанализировать состояние информационно - вычислительных
систем в определенной за каждым органом сфере деятельности в связи
с "Проблемой 2000" и определить масштабы работ по корректировке
системного и прикладного программного обеспечения, а в необходимых
случаях - по обновлению оборудования;
разработать планы мероприятий по решению "Проблемы 2000" с
оценкой материальных затрат, необходимых для реализации указанных
мероприятий, и направить их в Госкомсвязи России.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного управления принять меры,
обеспечивающие своевременное решение "Проблемы 2000".
3. Госкомсвязи России:
в месячный срок направить в федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации Методические рекомендации по обеспечению решения
"Проблемы 2000";
в 3-месячный срок с целью привлечения внимания предприятий и
иных хозяйствующих субъектов к "Проблеме 2000" и оказания им
помощи в ее решении организовать публикацию указанных Методических
рекомендаций в средствах массовой информации;
представить в IV квартале 1998 года в Правительство Российской
Федерации доклад о готовности государственных информационно -
вычислительных систем к решению "Проблемы 2000".
Во исполнение указанного распоряжения Правительства Российской
Федерации приказываю:
1. Возложить обеспечение методологического руководства
работами по решению "Проблемы 2000" в информационно -
вычислительных системах федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на
заместителя председателя Комитета Волокитина А.В.
2. Определить головными организациями по решению "Проблемы
2000" в информационно - вычислительных системах федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации ВНИИПВТИ (Михеев) и "ЕС-лизинг"
(Шмид, по согласованию).
3. Поручить ВНИИПВТИ (Михеев), "ЕС-лизинг" (Шмид) организовать
на базе своих предприятий центры компетенции по решению "Проблемы
2000".
4. УИФ (Маношкин), ВНИИПВТИ (Михеев), "ЕС-лизинг" (Шмид) в
месячный срок разработать и представить на утверждение:
план мероприятий по реализации распоряжения Правительства
Российской Федерации от 30 мая 1998 г. N 671-р;
порядок проведения работ по проверке готовности
государственных информационно - вычислительных систем к корректной
обработке данных после 2000 года.
5. Утвердить Методические рекомендации по решению "Проблемы
2000" (прилагаются).
6. УИФ (Маношкин) обеспечить выполнение п. 3 распоряжения
Правительства Российской Федерации от 30 мая 1998 г. N 671-р.
7. Возложить организацию работ по решению "Проблемы 2000" в
информационно - вычислительных системах, подведомственных
Госкомсвязи России:
в части предприятий электросвязи - на УЭС (Рокотян);
в части предприятий почтовой связи - на УПС (Коршунов);
в части предприятий, обеспечивающих распространение программ
телевидения и радиовещания, - на УРТЧР (Павлов).
8. Заместителю председателя Комитета Пономаренко Б.Ф. в
10-дневный срок образовать рабочую группу по решению "Проблемы
2000" в отрасли связи.
9. Рабочей группе по решению "Проблемы 2000" в отрасли связи:
в месячный срок направить в подведомственные организации и
предприятия методические рекомендации по обеспечению решения
"Проблемы 2000";
в 3-месячный срок проанализировать состояние информационно -
вычислительных систем подведомственных организаций и предприятий с
точки зрения "Проблемы 2000" и определить масштабы работ по
корректировке системного и прикладного программного обеспечения, а
в необходимых случаях - по обновлению оборудования;
в 3-месячный срок разработать план мероприятий по решению
"Проблемы 2000" в подведомственных организациях и предприятиях, с
оценкой необходимых материальных затрат, и представить его мне на
утверждение.
10. НТУОТ (Мишенков) предусмотреть в плане НИОКР проведение
работ, предусмотренных п. 9 настоящего Приказа.
11. УМС (Тур) в 3-месячный срок проработать вопрос об участии
специалистов Российской Федерации в работе специализированных
органов международных организаций, задействованных в решении
"Проблемы 2000".
12. УИФ (Маношкин) на основе анализа мероприятий, проводимых
федеральными органами исполнительной власти по обеспечению
совместимости информационно - вычислительных систем с наступлением
2000 года, подготовить для представления в четвертом квартале т.г.
в Правительство Российской Федерации проект доклада о готовности
министерств и ведомств Российской Федерации к решению "Проблемы
2000".
13. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя председателя комитета Волокитина А.В.
Приложение
к Приказу Госкомсвязи России
от 26 июня 1998 г. N 107
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕШЕНИЮ "ПРОБЛЕМЫ 2000"
Настоящие Методические рекомендации по решению "Проблемы 2000"
разработаны во исполнение распоряжения Правительства Российской
Федерации от 30 мая 1998 г. N 671-р.
1. Введение
С предстоящим наступлением 2000 года связана проблема,
состоящая в том, что из-за представления календарного года во
многих компьютерных программах двумя последними цифрами
наступление 2000 года будет воспринято информационно -
вычислительными системами как наступление 1900 года. Это может
привести к сбоям в таких системах и непредсказуемым последствиям.
"Проблема 2000" в той или иной степени актуальна для всех стран.
Ее решение требует корректировки системного и прикладного
программного обеспечения всех информационно - вычислительных
систем страны, в которых имеется указанный дефект, а в необходимых
случаях и обновления оборудования.
Поэтому "Проблема 2000" должна быть объектом постоянного
внимания со стороны федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
требует принятия безотлагательных мер по ее выявлению и решению.
2. Основные мероприятия по решению
"Проблемы 2000"
2.1. Организационное обеспечение
Для решения "Проблемы 2000" необходимо создание
организационной вертикали:
1. В каждом министерстве, ведомстве, органе исполнительной
власти субъектов Российской Федерации должна быть создана рабочая
группа для решения "Проблемы 2000" и назначен ответственный
исполнитель.
Основные задачи рабочей группы:
обеспечение гарантированного решения "Проблемы 2000" в
государственном секторе во всех подведомственных организациях /
предприятиях;
проведение разъяснительных мероприятий, обеспечивающих в
подведомственных организациях четкое и ответственное восприятие
проблемы;
организация проведения инвентаризации подведомственных
информационных систем (ИС), обобщение и анализ результатов
инвентаризации и классификации ИС, разработка сводных планов
мероприятий решения "Проблемы 2000" в министерстве, ведомстве,
субъекте Российской Федерации;
выполнение специальных функций по конкретному руководству
подведомственными организациями при решении "Проблемы 2000";
осуществление действий по устранению проблем в условиях
нехватки квалифицированного персонала, обучению и переобучению
специалистов;
обстоятельное планирование процедур устранения возможных сбоев
эксплуатируемых ИС с учетом отраслевой и региональной специфики.
2. В каждой организации, ответственной за эксплуатацию и
развитие ведомственной ИС, должна быть создана рабочая группа и
назначен ответственный исполнитель.
3. На Госкомсвязи России возлагаются следующие функции:
организационное и методическое руководство решением "Проблемы
2000";
разработка и доведение до государственных органов управления
типовых методик решения "Проблемы 2000";
организация научно - технической и методической помощи в
проведении инвентаризации отраслевых и региональных ИС с целью
выявления их зависимости от "Проблемы 2000", оценки возможности
реализации эволюционного пути модификации ИС, разработки планов
мероприятий и реализации проектов решения "Проблемы 2000";
организация обобщения мирового и отечественного опыта по
преодолению "Проблемы 2000" и соответствующее информационное
обслуживание заинтересованных министерств, ведомств и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организация централизованной замены наиболее распространенных
в ведомственных ИС системных программных продуктов для
консолидации финансовых средств заинтересованных министерств и
ведомств, оптимизации временных и материальных ресурсов.
Для реализации указанных функций с привлечением ведущих
специалистов отрасли созданы центры компетенции по решению
"Проблемы 2000" по основным системотехническим платформам ИС:
IBM S/370 - S/390, ЕС ЭВМ, UNIX, ПЭВМ.
Центрам компетенции поручено:
организация обучения специалистов отраслей методам и приемам
проведения работ по "Проблеме 2000";
отработка Методических рекомендаций по решению "Проблемы 2000"
до их внедрения в ИС министерств, ведомств и субъектов РФ;
тестирование и сертификация программных продуктов и
оборудования на предмет решения "Проблемы 2000";
организация "горячей линии" по "Проблеме 2000" для
специалистов организаций, эксплуатирующих ведомственные ИС;
создание WEB-сайтов по направлениям: мировая практика решения
"Проблемы 2000", программные продукты, поддерживающие решение
"Проблемы 2000", тестовые центры, обеспечивающие тестирование
компонентов ИС с целью выявления наличия "Проблемы 2000", затраты
при использовании различных приемов для решения "Проблемы 2000" и
др.
2.2. Алгоритм решения "Проблемы 2000"
На рисунке 2.1 показана последовательность действий,
выполняемых для решения "Проблемы 2000" в ИС.
3. Методика решения "Проблемы 2000"
3.1. Инвентаризация информационных систем
Инвентаризация ИС государственных органов управления и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет целью
составление полного, всеобъемлющего перечня функционирующих
(продукционных) ИС, а также входящих в них программных и
аппаратных средств с тем, чтобы не пропустить впоследствии ни
одного элемента ИС, подверженного воздействию "Проблемы 2000".
Успех всей последующей работы по переводу ИС в состояние
"готовности к 2000 году" определяется точностью и полнотой
проведенной инвентаризации.
Рекомендуется следующий порядок проведения инвентаризации:
1. Составить перечень ИС, функционирующих во всех
информационно - вычислительных центрах (ИВЦ, РЦИ, ВЦ и т.д.),
включая региональные, каждого министерства и ведомства и каждого
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Рекомендуемая форма перечня ИС представлена в Приложении
(форма N 1).
Перечень ИС должен быть составлен с учетом следующих
архитектурных групп:
мэйнфреймы (большие ЭВМ);
PC-серверы и UNIX-серверы;
PC и рабочие станции;
сетевые средства.
2. По каждой ИС, указанной в форме N 1, должны быть
представлены:
перечень оборудования ИС (рекомендуемая форма N 2), включающий
основное оборудование:
процессор (сервер, рабочая станция, ПЭВМ);
дисковые подсистемы (тип, объем, архитектура);
терминальные подсистемы (контроллеры, адаптеры, терминалы);
перечень системных программных средств ИС (рекомендуемая форма
N 3), включающий операционные системы (ОС) и системные приложения.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Постановка задачи ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Обеспечение способности ИС обрабатывать даты в данных ¦
¦ и программах после 2000 года ¦
L-------------------------------T---------------------------------
--------------------------------+--------------------------------¬
¦ Анализ готовности компонентов ИС к 2000 году ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Инвентаризация и классификация оборудования и программных ¦
¦ продуктов ¦
¦ Предварительное тестирование компонентов ИС ¦
L-------------------------------T---------------------------------
¦
--- готовы ---------------------+--------- не готовы-¬
¦ ------------------+-----------¬
¦ ¦Оценка путей обеспечения ¦
¦ ¦"готовности к 2000 году" ¦
¦ +-----------------------------+
¦ ¦Оценка возможности ¦
¦ ¦модификации приложений ¦
¦ ¦Оценка ресурсов (людских, ¦
¦ ¦временных, финансовых) ¦
¦ L---------T--------------------
¦ ¦
¦ --- переход на новые ----------+-- модификация --¬
¦ ¦ ¦
¦ ------------+-------------------¬ -----------------------+-¬
¦ ¦Покупка (или разработка) новых,¦ ¦Разработка методики ¦
¦ ¦сертифицированных по проблеме, ¦ ¦модификации ¦
¦ ¦продуктов ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------------+ +------------------------+
¦ ¦Смета расходов ¦ ¦Алгоритм модификации ¦
¦ ¦ ¦ ¦приложений ¦
¦ L-----------T-------------------- L-------------T-----------
L-------------+---------------T------------------------
¦
------------------------------+----------------------------------¬
¦ Создание необходимой аппаратной и программной среды для ¦
¦ комплексного тестирования продуктов ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Дисковая память ¦
¦ Копии исходных кодов и БД ¦
¦ Принятие решения о режиме тестирования ¦
L-------------------------------T---------------------------------
--------------------------------+--------------------------------¬
¦ Модификация приложений в новую среду ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Преобразование программ и данных ¦
¦ Объединение данных ¦
¦ Автономное тестирование приложений ¦
L-------------------------------T---------------------------------
--------------------------------+--------------------------------¬
¦ Системное тестирование новой ("готовой к 2000 году") ИС ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Ввод ИС в эксплуатационный режим ¦
L-----------------------------------------------------------------
Рис. 2.1. Последовательность действий, выполняемых
для решения "Проблемы 2000" в ИС
Для программных средств, ввиду их сложной иерархической
структуры, целесообразно применить так называемый "нисходящий
метод", то есть от верхнего уровня программ к нижнему.
К самому высокому уровню программных средств в каждой группе
относятся операционные системы, такие как:
IBM-OS/390, MVS, VM, AIX, OS/400, OS/2;
ЕС ЭВМ - ОС 6, TKS, CBM, БОС;
Microsoft - MS-DOS, Windows, Windows NT;
HP-UX и др.
Следующий уровень включает в себя специальное программное
обеспечение (системные приложения), к которым следует причислить
СУБД (DB2, IMS, Oracle, ADABAS и т.д.), системы обработки
транзакций (типа CICS), системы управления печатью (типа PSF),
системы MQSeries и др.
К нижнему уровню следует отнести пользовательские приложения.
Это, как правило, наиболее насыщенный и наиболее сложный, с точки
зрения инвентаризации, уровень.
Результаты:
1. Перечень информационных систем министерства, ведомства,
организаций (рекомендуемая форма N 1).
2. Перечень оборудования ИС (рекомендуемая форма N 2).
3. Перечень системных программных средств ИС (рекомендуемая
форма N 3).
3.2. Классификация систем
Полученные в результате инвентаризации перечни ИС, их
оборудования и системных программных средств должны быть
проанализированы и классифицированы по группам в соответствии с их
архитектурным уровнем:
большие ЭВМ (мэйнфреймы);
PC-серверы и UNIX-серверы;
PC и рабочие станции;
сетевые средства.
Цель классификации - получение исходных данных для выбора
путей решения "Проблемы 2000" для ИС различных архитектур.
На рисунке 3.1 представлена диаграмма, иллюстрирующая
рекомендуемые пути решения по трем основным компонентам ИС:
оборудование, системное программное обеспечение, прикладное
программное обеспечение, для четырех архитектурных уровней.
Результат классификации: формирование перечней оборудования и
системных программных средств по каждому архитектурному уровню ИС.
По этим перечням принимаются решения по определению наличия
"Проблемы 2000" и методам ее устранения для однородных групп
программных средств и оборудования.
Инвентаризация Классификация План
мероприятий
---T------------T------------T-----------T---T-------------T------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦ ¦ЕС ЭВМ ¦ +-------------+---------¬
¦А ¦Большие ЭВМ ¦Оборудование¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦р ¦(мэйнфреймы)¦ +-----------+ +-------------T----------
¦х ¦ ¦ ¦IBM и IBM ¦ ¦Замена ¦
¦и ¦ ¦ ¦совместимое¦ +-------------+---------¬
¦т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦е ¦ +------------+-----------+---+-------------T----------
¦к ¦ ¦ ¦ЕС ЭВМ ¦Модификация ¦
¦т ¦ ¦Системное ПО¦ ¦(НИЦЭВТ) ¦
¦у ¦ ¦ +-----------+--T--------------+
¦р ¦ ¦ ¦IBM и IBM ¦ ¦ Замена ¦
¦а ¦ ¦ ¦совместимое¦ +--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦и ¦ +------------+-----------+ +--------------T----------
¦н ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Модификация ¦
¦ф ¦ ¦ ¦Собственное¦ +--------------+---------¬
¦о ¦ ¦Прикладное ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦р ¦ ¦ПО +-----------+ +--------------T----------
¦м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Замена версий¦
¦а ¦ ¦ ¦Покупное ¦ +--------------+---------¬
¦ц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦и +------------+------------+--T--------+--+------------------------+--
¦о ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦н ¦Серверы PC и¦Оборудование¦ +--------T----------------------------
¦н ¦UNIX-серверы¦ ¦ ¦ ¦
¦ы ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦х ¦ +------------+ +--------+---------------------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦с ¦ ¦Системное ПО¦ +--------T----------------------------
¦и ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦с ¦ +------------+--+--------+--T--------------¬
¦т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦е ¦ ¦Прикладное ¦Покупное ¦ +--------------+---------¬
¦м ¦ ¦ПО ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦ +-----------+ +--------------T----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Модификация ¦
¦ ¦ ¦ ¦Собственное¦ +--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ +------------+------------+--T--------+--+------------------------+--
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦PC и рабочие¦Оборудование¦ +--------T----------------------------
¦ ¦ станции ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ +------------+ +--------+---------------------------¬
¦ ¦ ¦Системное ПО¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +--------T----------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ +------------+--+--------+--T--------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦Прикладное ¦Покупное ¦ +--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ПО ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦ +-----------+ +--------------T----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Модификация ¦
¦ ¦ ¦ ¦Собственное¦ +--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ +------------+------------+-----------+--+--------------T---------+--
¦ ¦Сетевые ¦ ¦Интеллекту-¦ ¦Замена ¦
¦ ¦средства ¦ ¦альное ¦ +--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦Оборудование+-----------+--+--------------T----------
¦ ¦ ¦ ¦Не интел- ¦Замены не требует¦
¦ ¦ ¦ ¦лектуальное¦ ¦
¦ ¦ +------------+--T--------+-----------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦Сетевое ПО ¦ +--------T----------------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ +------------+--+--------+--T--------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Замена ¦
¦ ¦ ¦ ¦Покупное ¦ +--------------+---------¬
¦ ¦ ¦Прикладное ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
¦ ¦ ¦ПО +-----------+ +--------------T----------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Модификация ¦
¦ ¦ ¦ ¦Собственное¦ +--------------+---------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Нет "Проблемы 2000" ¦
L--+------------+------------+-----------+--+------------------------+--
---¬
¦ ¦ Анализ на наличие проблемы 2000 года
L---
Рис. 3.1. Пути решения "Проблемы 2000"
3.3. Предварительное тестирование информационных систем
на наличие "Проблемы 2000"
Предварительное тестирование ИС на наличие "Проблемы 2000"
проводится с целью оперативного выявления возможных сбоев
аппаратно - программного комплекса ИС при переходе в XXI век.
Такое тестирование дает лишь предварительные сведения о наличии
(отсутствии) "Проблемы 2000" в ИС, не локализуя компонент
(оборудование, системные программные средства, прикладные
программные средства), имеющий эту проблему.
Ниже приводятся основные примеры предварительного тестирования
системных часов любой ИС и персонального компьютера как наиболее
распространенного компонента ИС.
Основные примеры тестирования системных часов ИС
Пример 1. Проверка правильности функционирования часов в
основных переходных точках и при выполнении автоматических
операций:
переход на другие сутки;
переход на следующую неделю;
переход на вторую половину месяца;
переход на следующий месяц;
переход к следующей паре месяцев;
переход к следующему кварталу;
переход к следующему полугодию;
переход к следующему году;
архивирование;
рестарт для восстановления системы;
запрос к часам.
Пример 2. Проверка установки и отображения на экране
специфических дат, например:
1900/2/29 - должно выдаваться сообщение о сбое, так как
1900 год не является високосным;
1996/2/29 - сообщения о сбое не должно быть, так как 1996 год
високосный;
2000/2/29 - сообщения о сбое не должно быть, так как 2000 год
является високосным;
00/01/01 - должны высвечиваться четыре цифры даты, значение
которой зависит от приложения. Например, 1900/01/01, 2000/01/01 и
т.д.;
1999/12/31 - эта дата должна отличаться от обычного конца
года, так как она является концом столетия.
Пример 3. Проверка обработки "датазависимых" данных до и после
2000/01/01 с разными вариантами установки времени:
используйте текущее значение системных часов, чтобы проверить
данные с датами;
установите системные часы в 1999/12/31 и затем проверьте
данные с датами;
установите на системные часы значение после 2000/01/01 и затем
проверьте данные с датами.
Основные примеры тестирования системных часов PC
Пример 1. Проверка установки даты после 2000 года:
установите системные часты в 2000/01/01, 00:01:00;
проверьте дату;
если дата установлена правильно, выключите питание, включите
питание и затем снова проверьте дату.
Пример 2. Проверка автоматического перехода часов на 2000 год
при включенном питании:
установите на системных часах дату 1999/12/31, 23:58:00;
оставьте питание включенным;
подождите пока показания часов не достигнут 2000 года;
проверьте дату;
если она установлена правильно, выключите питание и после
включения снова проверьте дату.
Пример 3. Проверка автоматического перехода часов на 2000 год
при выключенном питании:
установите на системных часах дату 1999/12/31, 23:58:00;
выключите питание;
подождите пока показания часов не достигнут 2000 года;
включите питание;
проверьте дату.
Пример 4. Проверка обновления программного времени
операционной системой без включения таймера:
установите системные часты в 1999/12/31, 23:58:00;
приостановите программу индикации отсчета времени, не
"включая" таймер;
оставьте питание включенным;
подождите, пока показания часов достигнут 2000 года;
пустите дальше программу индикации отсчета времени и проверьте
дату.
Пример 5. Проверка обновления программного времени
операционной системой с включением таймера:
установите системные часты в 1999/12/31, 23:58:00;
приостановите программу индикации отсчета времени, установив
таймер в 2000/01/01, 00:01:00;
оставьте питание включенным;
подождите, пока сработает таймер;
проверьте дату.
3.4. Анализ систем в группах на "готовность
к 2000 году"
Сведения, необходимые для оценки "готовности к 2000 году"
оборудования и системных программах средств (СПС) информационной
системы по каждой архитектурной группе, должны быть получены
путем:
просмотра и анализа электронной документации по "Проблеме
2000" ведущих фирм - изготовителей оборудования и программных
продуктов на Web-серверах Интернет по адресам Интернет (Internet /
World - Wide Web);
запросов к фирмам (предприятиям и организациям), изготовителям
(разработчикам) соответствующих продуктов.
Каждая из ведущих фирм - изготовителей информационных
технологий (IBM, Microsoft, HP, DEC, SUN) провела сертификацию
своих СПС по "Проблеме 2000" и сообщает версии и релизы СПС, в
которых решена "Проблема 2000".
Оценка "готовности к 2000 году" осуществляется путем сравнения
версий и релизов СПС продукционной ИС с версиями и релизами
сертифицированных по "Проблеме 2000" СПС. Если версии и (или)
релизы продукционного СПС ниже сертифицированного, т.е. СПС не
готово к 2000 году, его необходимо заменить.
Аналогично проводится оценка оборудования ИС на предмет
"готовности к 2000 году". Оборудование, имеющее "Проблему 2000", и
оборудование, на которое не инсталлируется операционная система и
СПС, сертифицированные под "Проблему 2000", подлежит замене.
Оценка прикладных программных средств (ППС) продукционных ИС
производится путем тестирования с помощью сертифицированных по
"Проблеме 2000" оборудования и системных программных средств на
созданном для решения проблемы стенде.
При тестировании должны использоваться пакеты программ для
решения "Проблемы 2000", предлагаемые разными фирмами -
разработчиками программных продуктов.
На этапе планирования работ по созданию ППС, "готовых к
2000 году", должен быть решен вопрос о закупке соответствующих
пакетов.
Результаты:
Перечни ИС и их компонентов по группам:
ИС, "готовые к 2000 году";
компоненты ИС, требующие замены;
компоненты ИС, требующие модификации.
3.5. Разработка плана мероприятий по каждой
информационной системе
На основании инвентаризации, классификации и анализа
компонентов (оборудование, СПС, ППС) по каждой ИС, рабочей группой
организаций / предприятий должен разрабатываться план мероприятий,
направленных на решение "Проблемы 2000".
Рекомендуемая форма плана мероприятий представлена в
Приложении (форма N 4).
План мероприятий должен включать:
план - график разработки и корректировки организационно -
технических документов и инструкций, позволяющих персоналу
устранить причины негативных последствий "Проблемы 2000" с помощью
ручной настройки аппаратных и программных средств;
оценку потребности в аппаратных и системных программных
средствах для функционирования ИС в сертифицированной операционной
среде (для принятия решения об их поэтапной групповой закупке);
оценку сметной стоимости заменяемых, вновь разрабатываемых и
модифицируемых аппаратных и программных ресурсов ИС с разбивкой по
годам;
разработку структуры цены работ и сводной потребности
финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств.
Этапы планируемых работ по созданию прикладных программных
продуктов, "готовых к 2000 году", как наиболее трудоемкой и
затратной части всех работ по решению "Проблемы 2000",
схематически представлены на рисунке 3.2.
-----------------------------------------------------------------------¬
¦ Принятие решения о способах модификации прикладных ¦
¦ программных продуктов ¦
L----------------------------------T------------------------------------
------------------------+------------------------¬
-----------+----------¬------------+------------¬-----------+----------¬
¦Модификация старых ¦¦Покупка сертифицирован- ¦¦Разработка новых ¦
¦продукционных ¦¦ ных приложений ¦¦приложений, ¦
¦приложений до уровня ¦¦ ¦¦"готовых к 2000 году"¦
¦"готовых к 2000 году"¦¦ ¦¦ ¦
+---------------------++------------------------++---------------------+
¦- выбор исполнителя ¦¦- выбор поставщика ¦¦- выбор исполнителя ¦
¦- разработка техни- ¦¦- выделение средств ¦¦- разработка техни- ¦
¦ ческого задания ¦¦- приобретение ¦¦ ческого задания ¦
¦- разработка меропри-¦¦ приложений ¦¦- средства разработки¦
¦ ятий по миграции ¦¦ ¦¦ приложений ¦
¦ приложений ¦¦ ¦¦- языковая среда ¦
L---------T------------L-----------T-------------L----------T-----------
L------------------------+-------------------------
--------------------------------+--------------------------¬
¦ Автономное и комплексное тестирование новых приложений ¦
¦ Системное тестирование новой ИС ¦
¦ Ввод новой ИС в эксплуатацию ¦
L-----------------------------------------------------------
Рис. 3.2. Этапы планируемых работ по созданию прикладных
программных продуктов, "готовых к 2000 году"
* * *
1. Обобщенные формы с результатами инвентаризации
подведомственных ИС и сводные планы мероприятий по решению
"Проблемы 2000" министерствами, ведомствами, субъектами Российской
Федерации направляются рабочими группами в срок до 01.09.98 в
Госкомсвязи России для подготовки доклада по "Проблеме 2000"
Правительству Российской Федерации и принятия соответствующего
решения на государственном уровне.
Контактные телефоны:
(095) 201-6093
ответственный - Титов Валерий Алексеевич
(095) 201-6306
ответственный - Лопаткин Сергей Владимирович
факс 973-2946.
2. По вопросам методического и информационного обеспечения по
"Проблеме 2000", выбору методов решения проблемы в аппаратных и
программных средствах ИС, заполнению рекомендованных форм
инвентаризации, классификации и планов мероприятий обращаться в
центр компетенции фирмы "ЕС-лизинг".
Контактный телефон ("горячая линия"):
(095) 382-75-01, факс (095) 319-69-90
ответственный - Рябухин Евгений Борисович.
3. По вопросам тестирования и сертификации программного
обеспечения и аппаратных средств на предмет решения "Проблемы
2000" обращаться в центр компетенции ВНИИПВТИ.
Контактные телефоны ("горячая линия"):
(095) 235-3674
ответственный - Братухин Павел Иванович
телефон (095) 235-67-79, факс (095) 235-5267
ответственный - Ольховский Валерий Львович.
Приложение
Форма N 1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
(МИНИСТЕРСТВА, ВЕДОМСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ)
--T---------------T-----------T------------T------------T--------¬
¦N¦Наименование ИС¦Платформа и¦Операционная¦Дата инстал-¦Дополни-¦
¦ ¦ ¦архитектура¦ система и ¦ ляции ОС и ¦тельные ¦
¦ ¦ ¦ ИС ¦ основная ¦ основной ¦сведения¦
¦ ¦ ¦ ¦ прикладная ¦ прикладной ¦об ИС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ система ¦ системы ¦ ¦
+-+---------------+-----------+------------+------------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-+---------------+-----------+------------+------------+---------
Форма N 2
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ИС
----T-------------T------------T-------T----------------T--------¬
¦ N ¦Наименование,¦ Фирма - ¦ Дата ¦ Сведения о ¦Дополни-¦
¦ ¦шифр и модель¦изготовитель¦выпуска¦ наличии ¦тельные ¦
¦ ¦ устройства ¦ ¦ ¦"Проблемы 2000" ¦сведения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"+" - наличие ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"-" - отсутствие¦ ¦
+---+-------------+------------+-------+----------------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+------------+-------+----------------+---------
Форма N 3
ПЕРЕЧЕНЬ СИСТЕМНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ (СПС) ИС
---T------------T-------T-------T---------------T-------T--------¬
¦N ¦Наименование¦Версия,¦Фирма -¦Сведения о на- ¦Дата ¦Дополни-¦
¦ ¦ СПС ¦ релиз ¦изгото-¦личии "Проблемы¦инстал-¦тельные ¦
¦ ¦ ¦ ¦витель ¦2000" ¦ляции ¦сведения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"+" - наличие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"-" - отсутст- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вие ¦ ¦ ¦
+--+------------+-------+-------+---------------+-------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+------------+-------+-------+---------------+-------+---------
Форма N 4
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕШЕНИЮ "ПРОБЛЕМЫ 2000"
(составляется для конкретной ИС)
----T------------T-----------T------------T----------T-----------¬
¦ N ¦Компонент ИС¦Содержание ¦ Оценочная ¦ Срок ¦Ответствен-¦
¦ ¦ ¦мероприятия¦ стоимость ¦исполнения¦ный испол- ¦
¦ ¦ ¦ ¦(млн. руб.),¦ ¦нитель ¦
¦ ¦ ¦ ¦в том числе ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ бюджетные ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ассигнования¦ ¦ ¦
+---+------------+-----------+------------+----------+-----------+
¦ ¦Заполняется ¦Заполняется¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответ- ¦в соответ- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ствии с ¦ствии с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классифика- ¦пп. 3.5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пп. 3.2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------+-----------+------------+----------+------------
|