Министерство финансов Российской Федерации
ПИСЬМО от 26 июня 1998 года N 24-11/05
Об отдельных вопросах проведения видов страхования,
относящихся к страхованию жизни
Министерство финансов Российской Федерации предлагает
страховым организациям, заключающим договоры страхования по
видам страхования жизни с использованием согласованных с
федеральным органом надзора страховых тарифов, рассчитанных
с использованием нормы доходности, превышающей 2-кратный
размер действующей ставки рефинансирования, установленной
Центральным банком Российской Федерации, представить в
Департамент страхового надзора в месячный срок экономическое
обоснование возможности выполнения страховщиком обязательств
и обеспечения планируемого инвестиционного дохода.
К страховым организациям, не согласовавшим страховые
тарифы и продолжающим заключать договоры страхования жизни
после 1.08.98 г., будут применяться санкции в соответствии с
Положением о порядке дачи предписания, ограничения,
приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой
деятельности, утвержденным приказом Росстрахнадзора от
19.06.95 г. N 02-02/17.
Страховщикам рекомендуется ежеквартально
пересматривать максимальную величину нормы доходности,
используемой при расчете страховых тарифов по видам
страхования, относящимся к страхованию жизни.
При этом норму доходности для расчета величины
страховых тарифов по договорам страхования, сходным по сроку
действия и по характеру обязательств, принимаемых на себя по
договору страховщиком и страхователем, следует выбирать на
основе консервативного (осторожного) подхода,
предполагающего надлежащий запас платежеспособности для
обеспечения запланированной доходности в течение действия
договора страхования.
При определении допустимой нормы доходности
страховщикам рекомендуется ориентироваться на меньшую из
двух величин:
сложившуюся норму доходности (с учетом
налогообложения) государственных ценных бумаг (аукционную
учетную ставку, индекс государственных ценных бумаг,
рассчитываемый ЦБ РФ) со сроком обращения, наиболее близким
к предполагаемому сроку действия договоров страхования,
среднюю за предшествующий период продолжительностью не менее
12 месяцев;
доходность активов страховой организации (или
изменения стоимости активов) за предшествующий период
продолжительностью не менее 12 месяцев.
Изменения страховых тарифов в связи с увеличением
нормы доходности от инвестиций активов, принятой при
актуарных расчетах, требуют предварительного согласования с
Минфином России. При этом страховые организации представляют
экономическое обоснование возможности выполнения
страховщиком обязательств, принимаемых по договорам
страхования жизни и обеспечения планируемого инвестиционного
дохода.
В частности, если страховая организация планирует по-
лучить в будущем доход, больший, чем определенный на
основании консервативного подхода, для согласования
страховых тарифов следует представить в Департамент
страхового надзора:
а) аналитическую справку о полученной за последний
финансовый год доходности (с учетом налогообложения)
инвестиций в целом по страховой организации и в случае
необходимости по каждому виду активов;
б) список планируемых направлений инвестиций с
разбивкой по видам активов с указанием их объема, полу-
ченного дохода от актива (или изменения стоимости актива) за
последний год и предполагаемого дохода от актива (или
изменения стоимости актива) в течение максимального
планируемого срока действия договоров;
в) необходимые документы (справки, копии договоров и
т. п.), подтверждающие обоснованность предположений о полу-
чении запланированного инвестиционного дохода, если таковые
документы в силу характера инвестиций могут быть
представлены. В частности, если указанный доход планируется
получить по вкладам в банки (депозитам), рекомендуется
представить копию договора.
В. КОВАЛЕВ,
заместитель министра финансов Российской Федерации
|