ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1998 г. N 2675-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР", внесенный
депутатами Государственной Думы В.И. Никитиным, Д.О. Рогозиным,
Р.И. Султановым, М.М. Якушем, О.П. Гонжаровым, С.В. Петренко.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству и
судебно - правовой реформе в месячный срок со дня принятия
настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и
судебно - правовой реформе и Комитету Государственной Думы по
делам национальностей совместно доработать указанный законопроект
с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение
Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
НИКИТИНЫМ В.И., РОГОЗИНЫМ Д.О.,
СУЛТАНОВЫМ Р.И., ЯКУШЕМ М.М.,
ГОНЖАРОВЫМ О.П., ПЕТРЕНКО С.В.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РСФСР
Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25,
ст. 2954) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 136:
название и часть первую изложить в следующей редакции:
"Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и
гражданина
1. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в
зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, причинившее вред правам и законным интересам
человека и гражданина, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы,
или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев,
либо лишением свободы на срок до двух лет.";
в части второй абзац первый после слов "служебного положения"
дополнить словами:
"либо с применением насилия или угрозой его применения, либо
группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой, либо повлекшие тяжкие последствия";
в абзаце втором слово "трех" заменить словом "пяти".
2. В статью 280 внести следующие изменения:
1. Название и часть 1 статьи в конце текста дополнить
следующими словами:
"либо к выходу из Российской Федерации какого-либо из ее
субъектов, либо к незаконному отторжению от Российской Федерации
части ее территории".
2. Часть вторую статьи изложить в следующей редакции:
"Те же деяния, совершенные неоднократно либо с использованием
средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную
должность Российской Федерации или государственную должность
субъекта Российской Федерации, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с
лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет."
3. Статью 282 изложить в следующей редакции:
"Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной
вражды, ненависти либо розни
1. Пропаганда, агитация или распространение заведомо
недостоверных сведений или другие действия, направленные на
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды,
ненависти либо розни, унижение национальной чести и национального
достоинства, ограничение прав и свобод, а равно пропаганда
исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по
признаку их национальной или расовой принадлежности, отношения к
религии, либо публичные призывы к насилию над ними, к уничтожению
или повреждению их имущества, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев,
либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением
свободы на срок от двух до четырех лет.
2. Те же деяния,
совершенные с использованием средств массовой информации или
служебного положения, или руководителями либо активными членами
общественных объединений, или организованной группой, либо с
применением или угрозой применения насилия, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей
статьи, вызвавшие возникновение вражды, ненависти либо розни между
компактно проживающими представителями разных национальностей, рас
или религий, изгнание их из мест проживания и занимаемых жилищ,
причинение по неосторожности тяжкого вреда их здоровью уничтожение
или повреждение имущества или повлекшие иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей
настоящей статьи, повлекшие массовый исход населения из
постоянного места жительства или причинение по неосторожности
смерти одного или более лиц, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет."
4. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации
статьей 282.1 следующего содержания:
"Статья 282.1. Непринятие мер по пресечению действий,
направленных на отторжение от Российской Федерации части ее
территории или на возбуждение национальной, расовой или
религиозной вражды, ненависти либо розни
1. Умышленное невыполнение государственным либо муниципальным
служащим своих служебных обязанностей по пресечению действий,
указанных в статьях 280 и 282 настоящего кодекса, -
наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных
размеров оплаты труда, или ограничением свободы на срок до трех
лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие
последствия, -
наказывается лишением свободы от двух до шести лет".
Статья 2. Внести в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР
(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592; Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1560; 1993, N 3, ст. 97;
N 22, ст. 789; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 1109; 1995, N 30, ст. 2867;
N 51, ст. 4973; 1996, N 52, ст. 5881; 1997, N 1, ст. 4; N 12,
ст. 1374; N 46, ст. ст. 5244 - 5245; N 51, ст. 5716) следующие
изменения и дополнения:
1. В части первой статьи 36:
цифры "275 - 279" заменить цифрами "275 - 280".
2. В части второй статьи 96:
после слов "132 частью второй" дополнить словами "136 частью
второй", цифры "276 - 279, 281" заменить цифрами "276 - 282.1".
3. В части третьей статьи 126:
после цифр "282" дополнить цифрами "282.1".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
Необходимость разработки данного проекта федерального закона
продиктована следующими обстоятельствами.
За последние 10 лет межнациональная обстановка на территории
бывшего Советского Союза существенно осложнилась. Естественно,
сложная межнациональная ситуация сохраняется и в Российской
Федерации. Изучение и анализ причин возникновения конфликтных
ситуаций показали, что они связаны с возникновением и развитием
различных неформальных движений и организаций националистически -
патриотического толка, в руководстве которых находятся лица
радикальных взглядов. Вырвавшиеся на передний план в этих
движениях лица в целях достижения лидерства идут на различные
действия и поступки, которые, не являясь уголовно наказуемыми,
дают им возможность свободно манипулировать психологическим
настроением граждан своей национальности, призывая их к ненависти
и вражде к представителям других национальностей, проживающим на
одной территории с ними. Действия этих лиц чаще всего приводят их
слушателей и соплеменников в неуправляемое состояние и побуждают к
нарушению общественного порядка. В результате совершаются
нападения на лиц других национальностей, насилие над ними,
устраиваются погромы, что нередко приводит и к гибели людей. Часто
возбудителями межнациональной розни и вражды становятся
представители средств массовой информации.
В то же время в Уголовном кодексе Российской Федерации,
принятом Государственной Думой 24 мая 1996 года и введенном в
действие с 1 января 1997 года, отсутствуют нормы,
предусматривающие ответственность за совершение указанных выше
действий.
Между тем обстановка на местах (в регионах) все больше
обостряется, в связи с чем растет количество обращений граждан в
федеральные органы власти о нарушениях конституционных прав
граждан по национальным и религиозным мотивам.
Уголовно - правовыми средствами обеспечения конституционных
положений о равенстве граждан независимо от национальности, расы,
отношений к религии или других социальных признаков, а также о
запрете пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть или вражду, а равно
пропаганды социального, расового, национального, религиозного или
языкового превосходства служат правовые нормы, закрепленные в
ст. 136 (Нарушение равноправия граждан) и в ст. 282 (Возбуждение
национальной, расовой или религиозной вражды) Уголовного кодекса
Российской Федерации. Кроме того, в отдельных статьях Уголовного
кодекса Российской Федерации, как-то: 105, 111, 112 и 117,
предусмотрена ответственность за совершение преступления "по
мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды".
Однако указанные нормы не в полной мере выполняют функцию
уголовно - правового средства обеспечения реализации
конституционных положений о равноправии граждан независимо от
расовой, национальной или религиозной принадлежности, поскольку
ответственность за совершение этих преступлений несут только лица,
непосредственно причастные к ним. А лица, возбудившие людей на
совершение противоправных действий, но не участвующие
непосредственно в совершении конкретных преступлений, остаются не
наказанными.
В период обострения кризисных ситуаций в местностях,
примыкающих к зонам вооруженных конфликтов, в местах
сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, а также в
регионах с неблагоприятной социально - экономической и
криминогенной обстановкой появляются новые опасные формы ущемления
равноправия граждан по национальному или религиозному признаку,
которые не охвачены нормами действующего уголовного
законодательства (связанные с призывами к применению насилия к
представителям других национальностей, либо носящие характер
организованного давления на беженцев и вынужденных переселенцев,
либо сопряженные с наступлением тяжких последствий и другие).
Поэтому назрела необходимость законодательной дифференциации
уголовной ответственности за нарушение равноправия граждан
(ст. 136 УК РФ), сопряженное с применением насилия, или
совершенное преступными группами, или повлекшее тяжкие
последствия. В связи с тем, что в данном случае речь идет не
только о нарушениях прав граждан Российской Федерации, но и других
лиц, как граждан других государств, так и лиц без гражданства, то
и в названии статьи 136 и в ее первой части должны быть внесены
соответствующие изменения, заменив слово "граждан" на слова
"человека и гражданина".
Не в полной мере отвечает потребностям уголовно - правовой
охраны межнациональных отношений в России на современном этапе и
ст. 282 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность только за
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, хотя
Конституция Российской Федерации запрещает возбуждение не только
вражды, но также ненависти (ст. 29) или розни (ст. 13) по
национальным, расовым, религиозным или иным мотивам. Концепция
государственной национальной политики Российской Федерации относит
к принципам этой политики запрещение деятельности, направленной на
возбуждение не только вражды, а также ненависти или розни на
национальной или религиозной почве. Для конституционного строя
Российской Федерации представляют опасность не только явно
враждебные, то есть проявляющиеся в открытых конфликтах, отношения
между группами населения, принадлежащими к разным расам и нациям
или исповедующими разные религии, но и любые формы устойчиво
неприязненных, недружественных отношений между ними. Поэтому
следует использовать опыт уголовных кодексов РСФСР 1926 г.
(ст. 59.7) и 1960 г. (ст. 74 в редакции Федерального закона
Российской Федерации от 24 апреля 1995 года) и внести в название и
в текст статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации
изменения, предусмотрев ответственность за возбуждение
национальной, расовой или религиозной вражды, ненависти либо
розни.
На практике не единичны факты совершения действий,
возбуждающих национальную вражду, ненависть либо рознь, с
использованием средств массовой информации. В таких случаях
общественная опасность деяния существенно возрастает, поэтому
целесообразно придать указанному обстоятельству значение
квалифицирующего признака.
Нетерпимыми являются призывы к депортации, насилию и другим
подобным действиям со стороны отдельных радикальных лидеров и
активистов национально - патриотических движений и иных
общественных организаций, которые имеют достаточно большое влияние
на рядовых участников указанных движений и организаций и способны
своими призывами спровоцировать недружественные акции против
этнических групп, не относящихся к коренному населению.
Такие деяния не подпадают под действие статьи 282 УК РФ. По
изложенным соображениям Уголовный кодекс наряду с общей нормой,
сформулированной в статье 282, должен быть дополнен специальной
нормой об ответственности лиц, призывающих людей к экстремистским
действиям по национальному признаку.
К проблемам межнациональных отношений непосредственно
примыкает проблема политического сепаратизма.
Как лидеры общественных движений, так и отдельные должностные
лица допускают публичные призывы к игнорированию федеральных
законов, к выходу из Российской Федерации какого-либо из ее
субъектов, либо отторжению части ее территории и фактическому
разрушению целостности Федерации, что пагубно сказывается на
межнациональных отношениях и политической стабильности в
Российской Федерации.
Сепаратистские тенденции строго караются законами многих
цивилизованных государств. Между тем Уголовный кодекс Российской
Федерации не содержит наказания за прямые публичные призывы к
отторжению части территорий нашего Отечества, собиравшегося веками
поколениями наших отцов, дедов и прадедов.
Предлагаемое дополнение к статье 280 Уголовного кодекса
Российской Федерации позволяет оперативно ввести ответственность
за умышленные сепаратистские действия и предотвратить многие
губительные процессы в нашей стране.
В своих замечаниях к законопроекту законодательные органы
власти отдельных субъектов Российской Федерации, Правовое
управление Аппарата Государственной Думы и Совет Федерации, в
принципе не возражая против введения уголовной ответственности за
публичные призывы к отторжению части территории Российской
Федерации, отметили, что Конституцией Российской Федерации не
предусмотрены пути выхода из Российской Федерации. Соглашаясь с
этими замечаниями, разработчики внесли коррективы в диспозицию
статьи. В то же время считается необходимым введение этой нормы,
т.к. реальная обстановка, которая не препятствует подобным
действиям сепаратистов, отсутствие конституционного закона о
порядке выхода из Российской Федерации, не могут служить
основанием к призывам об отторжении части территории государства.
Тем более, что в пункте 3 статьи 4 Конституции Российской
Федерации закреплено, что Российская Федерация обеспечивает
целостность и неприкосновенность своей территории. Но механизма
обеспечения целостности в законодательстве нет. Следовательно, в
Уголовном кодексе должна быть норма, позволяющая соответствующим
органам власти пресекать сепаратистские действия отдельных лиц.
Уголовно - правового регулирования требуют и факты бездействия
и прямого попустительства межнациональным конфликтам со стороны
представителей органов власти и органов местного самоуправления,
особенно вооруженных сотрудников правоохранительных органов,
которые нередко занимают в таких конфликтах роль стороннего
наблюдателя либо поддерживают ту из конфликтующих этнических
сторон, к которой принадлежат сами. Поэтому в УК РФ необходимо
включить норму об уголовной ответственности за умышленное
попустительство межнациональным конфликтам и сепаратизму со
стороны представителей органов власти и органов местного
самоуправления. В связи с этим предлагается дополнить Уголовный
кодекс Российской Федерации статьей 282.1.
Законодательные органы власти ряда субъектов Российской
Федерации, Правовое управление Аппарата Государственной Думы,
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и
судебно - правовым вопросам высказали сомнение о целесообразности
введения этой нормы, т.к. указанные там проблемы решены в
действующей редакции статьи 293 УК РФ (халатность). Разработчики
не могут согласиться с этим, т.к. предлагаемая в статье 282.1
уголовная ответственность связана с непринятием мер для
предотвращения преступных действий с косвенным умыслом.
В связи с внесением изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации по вопросам обеспечения и защиты национальной
чести и достоинства граждан, усиления ответственности должностных
лиц, руководителей общественных организаций за действия и решения,
влекущие за собой обострение межнациональных отношений и
возникновение конфликтных ситуаций, а также за сепаратизм,
предлагается внести изменения и в Уголовно - процессуальный кодекс
РСФСР, определяющие значимость этих изменений.
Проект закона разработан:
1. Депутатами Государственной Думы:
Никитиным Валентином Ивановичем,
Рогозиным Дмитрием Олеговичем,
Султановым Ринатом Ишбулдовичем,
Гонжаровым Олегом Павловичем,
Петренко Сергеем Васильевичем,
Якушем Михаилом Михайловичем.
2. Работниками аппарата Комитета по делам национальностей:
Темировым Умаром Ереджибовичем,
Дубровиным Юрием Дмитриевичем,
Джамалдиновым Султаном Шавхаловичем.
3. Учеными кафедры уголовного права Московской юридической
академии:
Рарогом Алексеем Ивановичем, доктором юридических наук,
профессором,
Кладковым Александром Владимировичем, кандидатом юридических
наук, профессором.
|