МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1998 г. N 216/13-12
В соответствии с решением коллегии Минобразования России от
12.05.98 N 6/2 "О совместной работе органов управления
образованием и органов по труду и занятости субъектов Российской
Федерации по организации профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и
незанятого населения в учреждениях начального профессионального
образования" направляем для использования в практической
деятельности справку по указанному вопросу.
Кроме того, органам управления образованием (профобразованием)
коллегией рекомендовано:
1. Разработать совместно с заинтересованными организациями,
учреждениями и предприятиями региональные программы развития
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан и незанятого населения.
2. Обеспечить заключение договоров со службами занятости по
взаимодействию в организации переобучения безработных граждан и
незанятого населения.
3. Организовать переподготовку и повышение квалификации
педагогических работников, занимающихся вопросами организации
переобучения безработных граждан и незанятого населения.
Начальник Управления
начального профессионального
образования, член коллегии
Е.Я.БУТКО
Приложение
к письму Министерства общего
и профессионального образования РФ
от 24 июня 1998 г. N 216/13-12
СПРАВКА
О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ И ОРГАНОВ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
Важность совместной работы органов управления образованием и
органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации по
организации профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения
предопределяется ситуацией, сложившейся на рынке труда России.
Так, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах
службы занятости на 1 января 1998 года, составила 1998,7 тыс.
чел., в том числе молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - 634,7 тыс.
чел.
В 53 субъектах Российской Федерации уровень регистрируемой
безработицы превысил среднероссийский показатель, при этом в 15 -
в два и более раза. В пятерку регионов с наиболее кризисной
ситуацией на регулируемом рынке труда входят: Корякский автономный
округ, где уровень безработицы равен 8,1%, Архангельская
область - 7,4%, Республика Калмыкия - 6,6%, Ингушская
Республика - 6,0%, Республика Дагестан - 6,2%.
А к пятерке регионов с относительно благополучной ситуацией
относятся г. Москва - 0,6%, Липецкая область - 1%, г. Санкт -
Петербург - 1,2%, Оренбургская область - 0,8%, Ростовская
область - 1%.
В составе безработных граждан около 662 тыс. человек, или
33,1 процента, - это граждане, не имеющие профессии
(специальности), а также имеющие длительный (более 1 года) перерыв
в работе, т.е. те, кто без предварительного обучения практически
не сможет трудоустроиться, а значит, нуждается в переподготовке.
В 1997 году в образовательных учреждениях разной ведомственной
принадлежности по направлению служб занятости переобучено
201,8 тыс. безработных граждан и незанятого населения, в том числе
142,4 тыс. человек по рабочим профессиям.
При этом в профессиональных училищах и лицеях Минобразования
России обучено 37,2 тыс. человек (18,4%) от общего числа
переподготовленных, в учебно - курсовых комбинатах различных
ведомств - 64,9 тыс. чел. (32,1%), в центрах службы занятости -
28,5 тыс. чел. (14,1%), в техникумах и вузах - 24,6 тыс. чел.
(12,2%) и в негосударственных учебных заведениях - 26,9 тыс. чел.
(13,3%).
На эти цели из фонда занятости населения израсходовано
617,3 млн. деноминированных рублей.
Об эффективности этой работы говорит тот факт, что из общего
числа переподготовленных 156,5 тыс. чел., или 85,8%, были
трудоустроены.
Органы службы занятости осуществляют координирующую роль во
взаимодействии органов управления образованием, образовательных
учреждений и работодателей, выступают в роли заказчика
образовательных услуг в учреждениях; осуществляют планомерную
работу по переориентации образовательных учреждений с отраслевого
на территориально - отраслевую систему подготовки кадров.
При этом нормативно - правовой основой в организации
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан и незанятого населения служат
Федеральная программа содействия занятости населения на 1996 -
1997 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской
Федерации 8 мая 1996 г. N 570, и договор о сотрудничестве между
Минобразованием России и ФСЗ России от 23 апреля 1996 г.
В результате совместной работы Минобразования России и
Минтруда России разработаны, утверждены и направлены в регионы:
Положение об организации профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников
и незанятого населения; Модель учебного плана; Рекомендации по
организации профессионального обучения на базе профессиональных
учебных заведений; инструктивно - методическое письмо о
взаимодействии органов управления образованием и служб занятости и
другие материалы по вопросам переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан и незанятого населения.
В 1996 - 1997 гг. Институт развития профессионального
образования Минобразования России совместно с Российской академией
труда и занятости Минтруда России провел исследования,
направленные на создание методологии проектирования содержания
переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и
незанятого населения.
Институтом также разработаны примерные учебные планы, методика
проектирования образовательного процесса, технология реализации
программно - целевого метода организации обучения и ряд других
важных для обучения безработных граждан и незанятого населения
материалов.
Основные направления сотрудничества и координация деятельности
органов управления образованием и службы занятости определяются в
региональных договорах, разрабатываемых на базе положений договора
о сотрудничестве Минобразования России и Минтруда России.
Исходя из этого, переобучение указанного контингента в системе
начального профессионального образования приобретает особую
значимость и постоянно развивается как по профессионально -
квалификационной структуре, так и объему обучающихся.
В системе начального профессионального образования кроме
переподготовки по направлениям служб занятости осуществляется
обучение взрослого населения по договорам с предприятиями и
физическими лицами за счет их финансовых средств. В 1997 году по
договорам обучено 184,4 тыс. человек, или в 5 раз больше, чем по
направлениям служб занятости. С учетом этого наибольшее число
безработных граждан и незанятого населения проходит обучение в
системе начального профессионального образования.
За переподготовку взрослого населения профессиональные училища
и лицеи получили в 1997 году 563,2 млн. рублей (деноминированных)
дополнительно к бюджетному финансированию.
Таким образом, система начального профессионального
образования, осуществляя переподготовку безработных граждан и
незанятого населения, выполняет важнейшую социальную задачу, а
также получает дополнительное финансирование. Причем эти средства
являются практически единственным источником для переоборудования
и модернизации учебно - материальной базы учреждений начального
профессионального образования, поскольку из федерального бюджета
за последние 5 лет средства на эти цели не выделялись.
Обучение осуществлялось более чем по 400 профессиям и
специальностям, в том числе для рыночной инфраструктуры, жилищно -
коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания
населения.
Расширяется практика переподготовки рабочих из числа
малочисленных народов Крайнего Севера: в Камчатской области -
оленеводов - радистов, в Магаданской - оленеводов - механизаторов,
в Читинской - охотников, звероводов; в Корякском автономном
округе - специалистов рыбного промысла, в профессиональном лицее
Народов Севера (Якутия) - подготовка фермеров, хозяек усадьб.
Одной из форм сотрудничества с профессиональными училищами и
лицеями является создание на их базе учебных пунктов по
переобучению незанятого населения. Главное преимущество такой
формы организации учебного процесса является возможность обучения
групп с разной наполняемостью, включая индивидуальное обучение.
В Самарской области, например, более половины безработных
(52%) обучались в образовательных учреждениях начального
профессионального образования по такой форме обучения.
В Орловской области организовано на базе училищ четыре
межрайонных учебных центра. В Московской области - семь учебных
центров на правах соучредительства со службой занятости и
районными администрациями для переподготовки по профессиям
бытового обслуживания, жилищно - коммунального и сельского
хозяйства.
Пять филиалов Самарского модельного учебного центра созданы на
базе профессиональных училищ.
В Липецкой области результатом совместной работы явилось
увеличение подготовки по договорам с 1150 человек в 1995 году до
1310 - в 1997 году. Обучение безработных граждан и незанятого
населения ведется в 17 учреждениях начального профессионального
образования из 31. За подготовку по заявкам управления труда и
занятости ими получено в 1997 году 72,0 млн. рублей.
Управлением начального профессионального образования и
управлением труда и занятости населения области разработан прогноз
потребности в рабочих кадрах, проводится сбор и анализ пожеланий
работодателей и их требований к подготавливаемым рабочим различных
профессий и специальностей.
Проводится работа по обеспечению гибкости подготовки с учетом
сезонных требований рынка труда. В настоящее время обучается
114 безработных граждан по профессии тракторист - машинист.
Решается вопрос о создании временных учебных пунктов
профессиональных училищ в сельской местности, определен перечень
учебных заведений и специальностей, по которым может вестись
подготовка (11 ПУ).
В целях оперативного решения вопросов по профессиональной
подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных
граждан и незанятого населения в состав членов коллегии управления
начального профессионального образования области введен
заместитель начальника управления труда и занятости населения
области.
В Челябинской области между главным управлением
профессионального образования и департаментом занятости населения
определены специальные мероприятия по профессиональному обучению
безработных граждан и незанятого населения, позволившие
переобучить в 1997 году 1102 чел., или 17,7%, от всего выпуска
рабочих кадров в учреждениях начального профессионального
образования.
Указанные мероприятия также включают в себя:
перепрофилирование профессиональных училищ и лицеев, согласование
объемов и профилей подготовки, создание независимых аттестационных
комиссий, увеличение приема в профессиональные училища выпускников
9 классов, организация учебных курсов по малому бизнесу с целью
повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
В Удмуртской Республике учреждения начального
профессионального образования за обучение безработных граждан из
фонда занятости в прошлом году получили 4,0 млрд. рублей
(неденоминированных), что позволило провести в них переориентацию
образовательного процесса на новые направления переподготовки
кадров. В 1998 году разработана и находится на согласовании
специальная программа организации центров адаптации учащихся к
рынку труда.
Учебно - программная документация для этой категории обучаемых
разрабатывается непосредственно в учебных заведениях,
согласовывается с соответствующими подразделениями службы
занятости на этапе заключения договоров на переподготовку кадров.
В каждом учебном заведении при такой системе качество учебно -
программной документации зависит в основном от квалификации
педагогических работников. В связи с этим необходима
соответствующая переподготовка инженерно - педагогических
работников, привлекаемых к работе со взрослым контингентом.
В Воронежской области работает Методический совет областной
службы занятости, в который вошли представители комитета по
образованию администрации Воронежской области, Института повышения
квалификации работников образования, руководители ряда
образовательных учреждений, представители регионального агентства
поддержки малого и среднего бизнеса. На его заседаниях
рассматриваются вопросы учебно - методического обеспечения
профобучения безработных граждан и незанятого населения, отбора
учебных баз и др. На Методическом совете за последние два года
рассмотрена и одобрена учебно - программная документация по
8 курсам, 13 учебным планам и программам по профессиям,
пользующимся спросом на рынке труда, подготовлен целый ряд
методических пособий.
Департамент занятости по Астраханской области совместно с
департаментом общего и профессионального образования содействует
внедрению образовательными учреждениями современных интенсивных
технологий обучения.
Астраханский инженерно - консультационный центр использует
индивидуальную форму обучения, проводя обучение по многим
строительным профессиям, и с учетом опыта обучающихся
корректируются учебные планы. Меняются программы обучения в
зависимости от пожеланий обучающихся при обучении операторов ЭВМ,
включая изучение дополнительных компьютерных программ, необходимых
им в дальнейшей работе.
В Самарской области при профессиональном обучении безработных
граждан широко применяются программы, разработанные Институтом
развития профессионального образования (65 программ). В течение
1995 - 1996 годов совместно с фирмой АРТ - ЛОГ разработаны пять
обучающих программ на основе технологии мультимедиа. Проводятся
семинары по повышению квалификации преподавателей профессиональных
училищ Самарской области.
В рамках Федеральной программы содействия занятости населения
органы управления образованием и служб занятости усилили
сотрудничество на региональном и муниципальном уровнях в части
координации объемов и профилей профессионально - квалификационной
структуры подготовки квалифицированных кадров с учетом
потребностей рынка труда.
Значительное внимание при этом уделяется информационно -
справочному обеспечению органов и учреждений начального
профессионального образования о состоянии региональных рынков
труда (оперативная информация о профессиях, имеющих спрос на рынке
труда, количестве вакансий в разрезе профессий и квалификации,
справочники, буклеты о региональных учреждениях начального,
среднего, высшего и дополнительного профессионального образования
и др.).
Необходимо отметить, что в ряде органов управления
образованием субъектов РФ еще слабо развита система маркетинга
образовательных услуг, опирающаяся на прогнозы текущей и
перспективной потребности отраслей экономики регионов.
Следует отметить также важность того, что органы службы
занятости оказали в 1997 году профориентационные услуги 806 тыс.
молодых граждан, из которых более 117 тыс. чел. направлены на
учебу в профтехучилища за счет средств субъектов РФ. В Самарской
области в 1997 году дополнительно направлено в профессиональные
лицеи и училища 303 человека. В 1998 году планируется направить на
обучение 1015 человек.
Во многих территориях органами службы занятости совместно с
органами управления образованием созданы центры профессиональной
адаптации и профессионального обучения незанятых подростков. В
1997 году в них было обучено свыше 50 тыс. подростков за счет
средств фонда занятости и местных бюджетов. В этом году подготовка
этой категории будет значительно увеличена.
В Воронежской области в целях обеспечения
конкурентоспособности выпускников на рынке труда по
19 специальностям введены курсы "Основы предпринимательской
деятельности".
В целях изучения требований работодателей к качеству
подготовки специалистов, проходивших обучение по направлению
службы занятости, в Воронежской области с 1996 года проводится
мониторинг рынка труда. Заключены договоры с целым рядом
предприятий и организаций о проведении на их базе производственной
практики обучающихся.
С 1995 года в Астраханской области Департаментом занятости
создан общественный орган - Совет директоров учебных заведений, на
который возложены задачи выработки и согласования политики и
организации профессионального обучения безработных граждан,
выявление новых и перспективных профессий, разработка положения о
конкурсном отборе учебных заведений, претендующих на заказ службы
занятости, выработка и апробирование методик обучения взрослого
населения.
Вместе с тем из-за отсутствия единой методики разработки
учебно - программной документации возникли определенные сложности,
связанные с необходимостью учитывать краткосрочность обучения,
неоднородность состава обучаемых по возрасту и образованию, в том
числе профессиональному, ориентирование части из них на конкретные
рабочие места. Назрела необходимость в разработке новой учебно -
программной документации и методическом обеспечении переподготовки
и повышения квалификации рабочих кадров.
Специфика обучения безработных граждан и незанятого населения
требует применения специальных форм и методов ведения учебного
процесса, отличных от традиционно принятых в учебных заведениях
начального профессионального образования. В связи с этим
необходима соответствующая переподготовка педагогических
работников, привлекаемых к работе со взрослым контингентом.
Переподготовка преподавателей и мастеров производственного
обучения в данный момент чрезвычайно затруднена из-за отсутствия
средств, отсутствует методика и схема разработки региональных
программ переподготовки, не согласованы действия региональных
методических служб органов управления образованием и служб
занятости в разработке учебно - программной документации, нет
механизма оценки эффективности обучения безработных граждан и
незанятого населения.
Начальник Управления начального
профессионального образования
Е.Я.БУТКО
|