ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1998 г. N 2683-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ
ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
защите животных от жестокого обращения", внесенный депутатами
Государственной Думы Леончевым Владимиром Александровичем,
Бердовым Геннадием Ильичем, Грешневиковым Анатолием Николаевичем,
Глубоковским Михаилом Константиновичем.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по экологии до
1 августа 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по экологии доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами Государственной Думы
Российской Федерации В.А. ЛЕОНЧЕВЫМ,
Г.И. БЕРДОВЫМ, А.Н. ГРЕШНЕВИКОВЫМ,
М.К. ГЛУБОКОВСКИМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Настоящий Федеральный закон направлен на укрепление
нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и
гибели животных от жестокого обращения с ними.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Животные - любые животные, обладающие нервной системой и
оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека.
Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель
или страдания (увечье, травму, лишение животного мест
естественного обитания и так далее) животного.
Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без
применения методов, устраняющих ощущение животными боли или
страха.
Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие
его предсмертные страдания.
Статья 2. Правовое регулирование защиты животных от жестокого
обращения
Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения
осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в
соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Область применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон распространяет свое действие на
следующую деятельность человека:
- животноводство, включая племенное животноводство,
рыбоводство, пушное звероводство;
- обращение с животными на территориях государственных
природных заповедников и на иных особо охраняемых природных
территориях;
- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
- содержание домашних животных, животных - компаньонов и
племенная работа с ними;
- служебное собаководство;
- использование животных как транспортного средства или
тягловой силы;
- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и
в других зрелищных мероприятиях;
- использование животных в спорте, в сфере отдыха и
развлечения людей;
- использование животных в научно - исследовательских и
учебных целях, в тестировании;
- использование животных в производстве, в том числе в
производстве биологических препаратов;
- иную деятельность, где осуществляется воздействие на
животных.
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на обращение с
животными вне зависимости от права собственности на них и иных
вещных прав на животных.
Статья 4. Основные принципы обращения с животными
Обращение с животными основывается на следующих положениях и
принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами
нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его
биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае
жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с
законом.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных
от жестокого обращения
К полномочиям Российской Федерации по защите животных от
жестокого обращения относятся:
- установление основ федеральной политики в части защиты
животных от жестокого обращения;
- утверждение федеральных целевых программ, включающих
мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных
правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
- определение в соответствии с законодательством Российской
Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с
обращением с животными при их содержании, разведении и
использовании;
- заключение и выполнение международных договоров Российской
Федерации по защите животных от жестокого обращения;
- разработка федеральных образовательных стандартов,
направленных на воспитание нравственности и гуманности при
обращении с животными;
- осуществление государственного регулирования, контроля и
надзора в части защиты животных от жестокого обращения.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите
животных от жестокого обращения
К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите
животных от жестокого обращения относятся:
- участие в определении государственной политики по защите
животных от жестокого обращения;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных
целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от
жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите
животных от жестокого обращения
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность
в части защиты животных от жестокого обращения в пределах
полномочий, предоставленных им законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите
животных от жестокого обращения
1. Граждане, общественные объединения и другие некомерческие
организации имеют право осуществлять общественный контроль за
соблюдением требований настоящего Закона, соответствующих
нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке
мест содержания и использования животных.
2. Граждане и общественные объединения имеют право в
установленном порядке давать предложения и принимать участие в
выработке решений органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам
защиты животных от жестокого обращения.
Глава IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ,
ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ
Статья 9. Общие требования к обращению с животными
1. При обращении с животными не допускается:
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих
животных;
- принуждение животного к выполнению неестественных для него
действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для
побуждения животного к выполнению требований;
- использование животных в условиях чрезмерных физиологических
нагрузок.
2. При проведении болезненных процедур обязательно применение
обезболивающих препаратов.
3. Не допускается:
- разведение животных с выявленными генетическими изменениями
причиняющими им страдания;
- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной
агрессивностью;
- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на
других.
Статья 10. Обращение с животными при использовании их в
научных экспериментах, в биологическом тестировании, в учебном
процессе
1. Использование животных в научном эксперименте, в
биологическом тестировании, в учебном процессе допускается только
в том случае, если отсутствует возможность замены их другими
(альтернативными) методами и объектами.
2. Перечень альтернативных методов и объектов для
использования вместо экспериментальных животных определяется
заинтересованными ведомствами и утверждается в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
3. Работа с экспериментальными животными может проводиться в
организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на
проведение работы с животными.
4. Процедуры на экспериментальных животных, независимо от их
целей и вида животного, при которых возможно нанесение животным
травм или болевых раздражений, проводятся в условиях
обезболивания.
5. Запрещается использование:
- девокализации животных (лишение возможности издавать звуки);
- травмирующих методов и приемов при взятии животных из
клеток.
6. Запрещается проведение на животных демонстраций в учебных
целях, если демонстрируемые явления могут быть показаны на неживых
объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности
организма.
7. Запрещается принуждение студентов выполнять процедуры,
приводящие к смерти или к травмам животных, если это противоречит
моральным или религиозным принципам студентов. В подобных случаях
такие формы практической работы должны быть заменены другим
заданием.
8. Эксперименты на животных, связанные с хирургическими и
иными повреждающими воздействиями, не могут проводиться при
участии или в присутствии учащихся школьного возраста.
9. Животные, использованные в экспериментах, демонстрациях
должны быть обеспечены квалифицированным уходом. Нежизнеспособное
экспериментальное животное умерщвляется методами эвтаназии до
наступления у животного страданий. Методом эвтаназии для
экспериментальных животных является передозировка анестетиков.
10. Уборка трупа животного может производиться только после
того, как смерть будет констатирована лицом, ответственным за
работу с животным.
Статья 11. Обращение с животными при использовании их в
зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений
1. Использование животных в зрелищных мероприятиях, в спорте,
при организации развлечений с целью извлечения прибыли допускается
при наличии специального разрешения (лицензии) на такого рода
деятельность.
2. Демонстрация животных на выставках, в зоопарках допускается
при условии соблюдения зоогигиенических, ветеринарно - санитарных
и иных норм и правил, установленных для содержания животных.
3. Обращение с животными при проведении спортивных, зрелищных
мероприятий, телевизионных и кинофотосъемок должно исключать
причинение животным травм, боли, увечий, их гибель.
4. При обучении животных ( дрессировке) не допускается:
- нанесение животным побоев, запугивание, удаление клыков и
когтей;
- принуждение животного к выполнению действий, травмирующих
его.
5. Собственник (владелец) животных, использование которых в
цирковых и других зрелищных и спортивных мероприятиях перестало
быть возможным, обязан обеспечить указанным животным условия
содержания в соответствии с требованиями настоящего Закона.
6. Запрещаются спортивные, зрелищные мероприятия, включающие
бои животных.
Статья 12. Обращение с животными в сельском хозяйстве,
звероводстве, в рыбном хозяйстве, при получении продукции
животного происхождения
1. Общие требования по порядку содержания и использования
сельскохозяйственных пушных и иных продуктивных животных в
соответствии с требованиями настоящего Закона устанавливаются в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. В технологии получения от животных продукции (дойка,
стрижка, откорм и т.д.) не допускается применение болезненных и
травмирующих приемов.
3. При разведении животных с применением биотехнологических и
генно - инженерных методов не допускается изменение природы и
внешнего вида животных, если такое изменение может привести к
страданиям животного.
4. Не допускается переработка или использование не
умерщвленных животных для приготовления пищи.
Статья 13. Обращение с дикими животными
1. При выдаче лицензий на охоту, отлов и иные формы добычи
диких животных должен учитываться способ добычи животных и его
соответствие требованиям настоящего Закона.
2. Технические средства, применяемые при охоте на диких
животных, должны обеспечивать быструю гибель животного,
исключающую его страдания.
3. При охоте или отлове запрещается использование транспортных
и иных технических средств, применение которых приводит к массовой
гибели животных.
4. Запрещается охота, отлов и иные формы добычи диких
животных:
- имеющих детенышей, не способных к самостоятельному
существованию;
- беременных самок млекопитающих;
- детенышей, не способных к самостоятельному существованию, в
том числе морских млекопитающих;
- при переправе наземных животных через водоемы.
5. Запрещается проведение охоты в форме зрелищных мероприятий,
построенных вокруг преследования, умерщвления, предсмертной агонии
животного, использование при этом других животных для умерщвления
животного.
6. Запрещается использование животных с причинением им
страданий в качестве живой приманки при натаске, охоте, отлове и
иных формах добычи диких животных.
Статья 14. Обращение с животными, не содержащимися человеком,
но обитающими в условиях, полностью или частично создаваемых
деятельностью человека; с безнадзорными, брошенными без попечения,
бродячими и одичавшими домашними животными
1. Регулирование численности животных, не содержащихся
человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично
создаваемых деятельностью человека, проводится методами
биостерилизации или биологическими методами, а при невозможности
их использования - методами эвтаназии.
2. Отлов безнадзорных (потерявшихся, брошенных, оставленных
без попечения и бродячих) животных производится в целях:
- возвращения владельцам:
- их переустройства;
- регулирования их численности методом биостерилизации.
3. Запрещается применять методы отлова, технические
приспособления и препараты, травмирующие животных или опасные для
их жизни и здоровья.
4. При возникновении или угрозе возникновения эпизоотий и в
иных опасных ситуациях действия, необходимые для сокращения
численности представляющих опасность животных, регулируются в
особом порядке, устанавливаемом специально уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Оказание ветеринарной помощи животным
1. Собственник (владелец) животного обязан обеспечить оказание
ветеринарной помощи животному.
2. Ветеринарные процедуры на животных, которые могут причинить
им страдания, должны проводиться в условиях обезболивания.
3. Ветеринарное обслуживание должно включать услуги населению
по эвтаназии животных или новорожденного приплода животных.
Статья 16. Умерщвление животных
1. Умерщвление животных допускается:
а) для получения хозяйственно полезной продукции;
б) для прекращения страданий животного, если они не могут быть
прекращены иным способом;
в) при необходимости умерщвления новорожденного приплода
животных;
г) при регулировании численности диких животных и животных, не
содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или
частично создаваемых деятельностью человека;
д) при необходимости умерщвления отдельных животных, больных
бешенством или иным особо опасным заболеванием, или являющихся
носителями особо опасного заболевания;
е) при необходимой обороне от нападающего животного, если
жизнь или здоровье людей находятся в опасности.
2. При умерщвлении животного должны соблюдаться следующие
требования:
а) умерщвление проводится методами, исключающими предсмертные
страдания животного;
б) запрещаются негуманные методы умерщвления животных,
приводящие к гибели от удушья, электротока, болезненных инъекций,
отравления ядами, курареподобных препаратов, перегрева и иные
болезненные методы;
в) запрещается разделка неумерщвленного животного;
г) умерщвление страдающих животных проводится незамедлительно,
если их страдания нельзя прекратить без умерщвления.
Статья 17. Содержание животных
1. Условия содержания животного должны соответствовать его
биологическим особенностям.
2. Условия содержания животного должны удовлетворять его
естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с
человеком или себе подобными, в естественной активности и иные
потребности.
3. Число животных, содержащихся в жилых помещениях,
ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в
соответствии с требованиями настоящего Закона.
4. Место содержания животного должно быть оснащено и
оборудовано таким образом, чтобы обеспечить животному необходимые
пространство, температурно - влажностный режим, естественную
освещенность, вентиляцию, возможность контакта животного с
естественной для него средой.
5. Содержание диких животных в неволе допускается, если
созданы условия, соответствующие их биологическим особенностям;
содержание диких животных в неволе вне этих условий - в жилых
помещениях, в детских учреждениях, на временных выставках, в
транспортных средствах (в частности, в передвижных зооцирках) - не
допускается.
6. Содержание диких животных в неволе допускается при наличии
разрешения, выдаваемого в порядке, устанавливаемом органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Содержание диких животных в неволе без специально выданного
разрешения допускается в случае временного содержания спасенного
пострадавшего животного, а также мелких диких животных, которые
традиционно содержатся людьми в неволе и могут быть обеспечены
условиями содержания в соответствии с требованиями настоящего
Закона.
8. Содержание животных в детских учреждениях допускается при
условии обеспечения постоянного ухода за животными в соответствии
с требованиями настоящего Закона.
Статья 18. Транспортировка животных
1. При транспортировке животных должны удовлетворяться их
потребности в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита
от вредных для них внешних воздействий.
2. Транспортное средство, предназначенное для перевозки
животных, должно быть специально оборудовано, чтобы исключить
травмирование или гибель животного.
3. При погрузке и выгрузке животных должны использоваться
устройства и приемы, предотвращающие травмирование или гибель
животных.
4. Транспортировка животных разных видов производится
раздельно, за исключением видов, естественно контактирующих друг с
другом или являющихся нейтральными друг к другу.
Статья 19. Особенности права собственности и других вещных
прав на животных
1. Полномочия собственников животных и иных лиц, содержащих
животных, ограничены необходимостью соблюдения норм и требований
настоящего Закона, нормативных и правовых актов Российской
Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.
Собственник (владелец) животного при использовании своих прав
обязан учитывать требования к обращению с животными, исключающие
жестокость.
2. Право собственности и другие вещные права на животное в
случае жестокого обращения с ним могут быть прекращены в
административном порядке путем его возмездного изъятия или
конфискации.
3. Сделки, совершенные лицом моложе 16 лет по приобретению или
передаче прав на животных, могут быть признаны ничтожными, если
таковые сделки совершены без согласия родителей указанного лица
или лиц, их замещающих.
4. Виды предпринимательской деятельности, связанной с
использованием животных, подлежащие лицензированию, определяются
Правительством Российской Федерации.
5. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а
также вред, причиненный имуществу юридического лица животным
подлежит возмещению в полном объеме собственником (владельцем)
животного.
Статья 20. Условия сделок, предметом которых являются животные
1. Продажа животных с предварительным выставлением
предлагаемых к продаже животных для показа покупателям допускается
при соблюдении требований об обращении с животными настоящего
Закона.
2. Вручение животных в качестве призов и подарков допускается
после предварительного согласования с будущим собственником.
Статья 21. Запрещение пропаганды жестокого обращения с
животными
1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными,
призывы к жестокому обращению с животными.
2. Запрещается использование в развлекательных или
коммерческих целях материалов, демонстрирующих жестокое обращение
с животными.
Статья 22. Ответственность за жестокое обращение с животными
Виновные в жестоком обращении с животными либо в пропаганде
жестокого обращения с животными несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
Глава V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ
ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Статья 23. Действие в Российской Федерации международных
договоров
Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила в части защиты животных от жестокого обращения, чем
предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются
правила международного договора.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его
официального опубликования.
2. Правительству Российской Федерации привести в соответствие
с настоящим Законом иные нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ
ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ"
Предметом регулирования Федерального закона "О защите животных
от жесткого обращения" являются различные общественные отношения,
имеющие своим объектом животных.
Обращение с животными является существенно важной стороной
деятельности человека, затрагивающей интересы и чувства многих
людей, отражается на морально - этической, социальной,
экологической и экономической сторонах жизни общества. Как
показали социологические исследования, проведенные в России и США,
жестокость подростков по отношению к животным сопровождается
противоправными поступками, направленными против общества.
Отсутствие в действующем законодательстве правовых норм,
регламентирующих гуманное обращение с животными, приводит к
многочисленным случаям жестокого обращения с ними. По поводу
обращения с животными, отношения к ним, использования их часто
возникает конфликт интересов, не имеющий во многих случаях своего
правового разрешения. Причиной этого является наличие пробелов в
существующем законодательстве. Предлагаемый законопроект "О защите
животных от жестокого обращения" и призван восполнить эти пробелы.
Законопроект "О защите животных от жестокого обращения"
разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации
(ст. 71, пункт "е";), предусматривающей экологическое и культурное
развитие, частью которых является экология и культура обращения с
животными. В развитие ст. 12 и ст. 26 Закона РФ "О животном мире"
законопроект устанавливает требования к обращению с животными как
нормы - обязанности гуманного обращения.
Наиболее важной заслугой и особенностью Закона является то,
что он формирует конкретные требования - нормы обязанности по
гуманному обращению с животными и детально классифицирует
категории животных. Таким образом, все животные ( дикие, дикие
животные в неволе, синантропные, безнадзорные, одичавшие и
бродячие домашние животные, используемые в сельском хозяйстве)
оказываются в сфере правового регулирования по вопросам защиты их
от жестокого обращения.
Необходимость разработки и принятия данного Федерального
закона обусловлена:
- отсутствием в федеральном законодательстве на уровне закона
единообразных требований к обращению с животными;
- ущербом, наносимым общественной нравственности и делу
воспитания подрастающего поколения из-за отсутствия эффективной
защиты животных от жестокого обращения;
- необходимостью приведения в соответствие норм
законодательства РФ с международно - правовыми нормами,
содержащими детализированные требования к обращению с животными;
- обеспечением действенной правоприменительной практики, а
также эффективного применения норм административной и уголовной
ответственности.
Необходимость правового регулирования обращения с животными
признана цивилизованными странами более столетия назад;
законодательство по защите животных от жестокого обращения
действует в настоящее время в странах Европы, в США, Канаде,
Австралии, ряде стран Азии и Африки. В международном праве
действуют пять Конвенций, разработанных Советом Европы. Одна из
этих Конвенций ратифицирована нашей страной в 1987 г. В настоящее
время требования к обращению с животными, имеющие место в
международном праве и собранные в унифицированном виде в
Конвенциях Совета Европы и в национальных законодательствах не
находят своего отражения в российских законах. В законодательстве
Российской Федерации понятийный аппарат, относящийся к области
обращения с животными, не соответствует принятому в международном
праве; правовое регулирование разбросано по ведомственным
нормативным актам, что вызывает различное толкование гуманного
обращения с животными, не охватывает все категории животных.
Действующее в настоящее время законодательство в области
обращения с животными оставляет многочисленные стороны обращения с
животными без правового регулирования.
Например в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее -
ГК РФ) рассматриваются вопросы обращения с животными (статьи 137,
230, 231, 241, 243), однако не раскрываются существенно важные
моменты: о сути принципов гуманности, случаев ограничения общих
правил об имуществе применительно к животным, о понятии
надлежащего содержания животного, о нормах гуманного обращения с
животными, об изъятии животного у владельца как меры защиты
животного от жестокого обращения.
Так, нормы установленные в ГК РФ в статьях 230, 231, 232,
рассматривают вопросы прав собственности на безнадзорных животных
и правила об обязанностях лиц, задержавших безнадзорных животных,
но вопросы защиты животных от жестокого обращения в этих статьях
не рассматриваются. Также не разъясняется, какие именно требования
включает понятие "надлежащее" содержание животных; в статье 137
указывается на недопустимость жестокого обращения с животными при
применении имущественных правил, но что в таких случаях считать
жестоким обращением также не раскрывается; статьи 241 и 243
касаются вопроса изъятия домашних животных у собственника, однако,
отсутствуют нормы, в соответствии с которыми возможно изъятие
любого животного в случае жестокого обращения с ним. Как видим, в
указанных нормах ГК РФ, отражающих вопросы обращения с животными,
не раскрываются основные принципы гуманности и не определяются
общие требования к обращению с животными.
В статье 245 Уголовного кодекса РФ и в статье 102 Кодекса об
административных правонарушениях (далее соответственно - УК РФ и
КоАП РФ) устанавливается ответственность за жестокое обращение,
однако, опять не уточняется, что означает жестокое обращение.
Фактически устанавливается ответственность за действия,
совершаемые, как правило, из хулиганских побуждений: калечение,
истязание животного. Все остальные случаи жестокого обращения с
животными, совершаемые при нарушении правил содержания их, правил
обращения с ними, использования их - в быту, в производстве и
научных исследованиях, в зрелищных мероприятиях и т.д. - выпадает
из сферы действия закона, остаются не наказуемы. Таким образом,
правоприменительная практика УК РФ, КоАП РФ и ГК РФ затруднена
отсутствием определения правонарушения при обращении с животными.
Единственный Федеральный закон, регулирующий отношения в
области охраны и использования животного мира "О животном мире",
затрагивает вопросы обращения только с дикими животными, исключая
все остальные категории животных и также не формулирует принципы
гуманного обращения с ними. Не смотря на то, что слово "гуманный"
упоминается в двух статьях (12 и 13) Закон "О животном мире" также
не устанавливает отличия гуманного обращения с животными от
негуманного, не указывает, как разграничить способы пользования
животных по этим признакам, и поэтому опираться на этот Закон в
правоприменительной практике невозможно. В любом случае, Закон "О
животном мире" касается только использования диких животных и не
регулирует отношения в многочисленных областях человеческой
деятельности, где используются все остальные животные.
Как результат отсутствия федерального закона, устанавливающего
общие принципы и нормы обращения с животными, действующие
нормативно - правовые акты, в том числе ведомственные, практически
не затрагивают вопросов гуманного обращения с животными и не
подчиненные единым требованиям, исключающим жестокое обращение с
ними вступают, по многим позициям, в противоречие друг с другом
(например, требования к обезболиванию, эвтаназии животных),
оставляют нераскрытыми важные моменты при содержании и
использовании животных (приемы обращения, нормы эксплуатации и
др.). В некоторых областях деятельности человека - зрелищных
мероприятиях, например - вообще отсутствуют нормативно - правовые
акты.
Структура и содержание законопроекта
Работа по законопроекту инициирована депутатами
Государственной Думы с привлечением специалистов в области
биологии, ветеринарии, образования, науки животноводства,
охотоведения, экологии, юриспруденции, биоэтики.
Проект закона состоит из 6 глав и 24 статей.
В главе 1 изложены основные понятия, используемые в проекте,
особенности и принципы правового регулирования защиты животных от
жестокого обращения.
В главах 2 и 3 изложены права и обязанности Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан и общественных
объединений по защите животных от жестокого обращения.
В главе 4 содержатся требования, исключающие жестокость при
обращении с животными, используемыми в различных областях
человеческой деятельности: в науке, производстве, сельском
хозяйстве, дома, во время охоты, в развлекательных целях;
определяется порядок транспортировки животных, их купли - продажи,
гуманного умерщвления.
Необходимо отметить, что Закон "О защите животных от жестокого
обращения" не содержит статей отсылочного характера, но содержит
конкретные нормы - обязанности гуманного обращения с животными и
четко ориентирует правоприменительную практику в сфере управления,
деятельность правоохранительных органов в вопросах гуманного
обращения с животными.
Принятие закона позволит:
- создать законодательную базу для регулирования вопросов
гуманного обращения с животными;
- повысить уровень общественной нравственности и культуры
обращения с животными, совершенствовать морально - этическое и
духовное воспитание молодежи;
- ввести в федеральное законодательство признанные на
международном уровне нормы обращения с животными, поднять престиж
страны;
- защитить интересы значительной части граждан, несущих
моральный ущерб в результате жестокого обращения с животными;
- достичь значительного экономического эффекта при получении
продукции животного происхождения за счет повышения качества
работ, проводимых с использованием животных.
Вносимый проект Федерального закона "О защите животных от
жестокого обращения" не предполагает изменения существующего
порядка финансирования видов деятельности, связанных с
использованием животных и обращения с ними, за счет бюджетных
средств.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ"
Вносимый проект Федерального закона "О защите животных от
жестокого обращения" не предполагает изменения существующего
порядка финансирования видов деятельности, связанных с
использованием животных и обращением с ними за счет бюджетных
средств.
Для реализации настоящего Федерального закона не требуется
затрат на создание специальных исполнительных органов. Вопросы
административно - правового регулирования реализуются посредством
существующей системы органов исполнительной власти. Затраты на
содержание органов государственного управления исполнительной
власти осуществляются в пределах общих затрат на функционирование
органов управления исполнительной власти.
Реализация данного Закона также не приведет и к появлению
дополнительных прямых затрат из федерального бюджета, требующихся
на разработку и использование альтернативных методов и объектов в
научных экспериментах, на разработку технических устройств,
эвтаназию на биостерилизацию и другие биологические методы,
регулирующие численность животных, так как вопросы финансирования
по решению указанных проблем решаются путем перераспределения
производимых в настоящее время затрат на указанные виды
деятельности.
Финансовое обеспечение совершенствования условий содержания
животных и проведение ветеринарных лечебно - профилактических
мероприятий предусмотренных настоящим Законом осуществляется за
счет владельцев животных (юридических и физических лиц) и (или) из
бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации в
соответствии с региональными целевыми программами.
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ,
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ
ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ"
В связи с принятием Федерального закона "О защите животных от
жестокого обращения" необходимо внести изменения и дополнения в
следующие Законы:
1. Административный кодекс Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|