РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22.06.98 по делу N 861/5
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Апряткиной Г.С., судей: Кирсановой Е.Н.,
Лазаревой А.В., рассмотрел в заседании кассационную жалобу
акционерного общества открытого типа "Лежневская мануфактура" на
решение от 03.03.98 по делу N 861/5 арбитражного суда Ивановской
области по иску Комитета по управлению имуществом администрации
Лежневского района к акционерному обществу открытого типа
"Лежневская мануфактура" об истребовании муниципального имущества
- детский сад N 3 пос. Лежнево - из чужого незаконного владения
ответчика по статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением по делу от 08.01.98 к участию в деле в качестве
третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных
требований привлечен Комитет по управлению государственным
имуществом администрации Ивановской области, как орган,
проводивший приватизацию Лежневской прядильно-ткацкой фабрики.
Решением суда от 03.03.98 исковые требования комитета по
управлению имуществом администрации Лежневского района
удовлетворены и акционерное общество "Лежневская мануфактура"
обязано в срок до 15.04.98 передать в муниципальную собственность
Лежневского района здание детского сада N 3 пос. Лежнево с нулевой
балансовой стоимостью. При этом суд исходил из того, что иск
данного основания предъявлен лицом, уполномоченным собственником
имущества, ибо факт передачи истребуемого имущества в
муниципальную собственность Лежневского района подтвержден
неоспоренными в установленном порядке актами КУГИ администрации
Ивановской области (приказ N 117 от 20.06.96) и распоряжением
главы администрации Лежневского района от 22.04.97 N 133. Факт
включения в план приватизации фабрики детских дошкольных
учреждений признал незаконным, сославшись на пункт 10
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.07.92 N
2980-1, которым приватизация образовательных учреждений не
допускалась до установления соответствующей процедуры в
законодательстве Российской Федерации и пункт 5 Положения "О
коммерциализации ...", в силу которого объекты соцкультбыта могут
передаваться акционерным обществам в соответствии с планом
приватизации, но без включения их стоимости в уставный капитал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Акционерное общество "Лежневская мануфактура" считает
состоявшееся судебное решение незаконным и настаивает на его
отмене. По мнению заявителя кассационной жалобы, приватизация
Лежневской прядильно-ткацкой фабрики на момент октября 1992 года
проведена на законных основаниях, что не отрицает и истец (это
усматривается из протокола судебного заседания), потому комитет по
управлению государственным имуществом не вправе был в
одностороннем порядке исключить из уставного капитала АО отдельные
имущественные объекты, в том числе и спорный, вошедшие в
установленном законом порядке в состав приватизируемого имущества.
В соответствии со статьей 79 Гражданского кодекса РСФСР истек
срок исковой давности для внесения изменения в план приватизации.
Комитет по управлению имуществом отзывом просит жалобу,
подписанную генеральным директором АО "Лежневская мануфактура",
отклонить, как противоречащую решению Совета директоров общества
от 23.03.98 о безвозмездной передаче всех объектов
социально-культурного назначения на баланс администрации
Лежневского района (протокол N 28).
Комитет по управлению государственным имуществом в отзыве на
кассационную жалобу указал на законность и обоснованность решения
суда Ивановской области.
Правильность применения норм материального и процессуального
права Арбитражным судом Ивановской области проверена Федеральным
арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном
статьями 172 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как следует из материалов дела, акционерное общество
"Лежневская мануфактура" создано в 1992 году в процессе
приватизации Лежневской прядильно-ткацкой фабрики в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об
организационных мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений государственных предприятий
в акционерные общества.
Согласно плану приватизации фабрики (чье имущество находилось
в федеральной собственности), утвержденному КУГИ администрации
Ивановской области 16.10.92, пообъектному перечню объектов
социально-бытового и социально-культурного назначения, остающихся
в государственной (муниципальной) собственности, акту оценки
стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.92, в
состав приватизируемого имущества вошли детские дошкольные
учреждения, что противоречило пункту 10 Постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 11.06.92 N 2980-1 "О введении в
действие государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", в
силу которого устанавливалось, что приватизация образовательных
учреждений не допускается до установления соответствующей
процедуры в законодательстве Российской Федерации.
Порядок использования объектов социальной сферы установлен
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721. При
приватизации государственных предприятий путем их преобразования в
АООТ, последним передавались объекты социально-культурного
назначения, для которых действующим законодательством Российской
Федерации предусмотрено ограничение, или установлен особый режим
приватизации без включения их стоимости в уставный капитал АО.
Впоследствии Указом Президента Российской Федерации от
10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий",
предприятиям, находящимся в федеральной и государственной
собственности, при их приватизации разрешено в состав
приватизированного имущества включать числящиеся на балансе
предприятия объекты социально-культурного назначения, но с
условием обязательного сохранения их профиля.
Однако, данная норма приватизационного законодательства
акционерным обществом "Лежневская мануфактура" нарушена, детский
сад N 3 расформирован, не функционирует согласно профилю, что
делает данную сделку приватизации недействительной.
Указ Президента Российской Федерации от 28.10.94 N 2027 и
принятое на его основе Правительством Российской Федерации
постановление от 07.03.95 N 235 утвердили Положение "О порядке
передачи объектов социально-культурного назначения федеральной
собственности в государственную собственность субъектов Российской
Федерации и муниципальную собственность".
При этом решением о передаче указанных объектов является
утвержденный план приватизации или изменение, внесенное в план
приватизации, если объекты находятся в ведении приватизируемых
предприятий.
Приказ КУГИ администрации Ивановской области от 20.06.96 N
117, изменения к плану приватизации Лежневской прядильно-ткацкой
фабрики от 20.06.96, согласно которым не подлежит приватизации
детский сад N 3 пос. Лежнево, не имеющий остаточной стоимости на
01.07.92, от 12.09.96, распоряжение главы администрации
Лежневского района Ивановской области от 22.04.97 N 133
свидетельствуют о том, что спорный объект находится в
муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской
Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого
незаконного владения. Учитывая изложенное, истец, Комитет по
управлению имуществом администрации Лежневского района, выступая в
имущественном обороте от имени определенного государственного
образования и, в соответствии со своей компетенцией,
осуществляющий конкретные правомочия публичного собственника,
правомерно использовал данный способ вещно-правовой защиты.
Возражения кассатора отклоняются, как несостоятельные, ибо
1) объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1,
являются объектами муниципальной собственности непосредственно в
силу прямого указания закона;
2) спорный объект не вошел в уставный капитал акционерного
общества, ибо он не имел балансовой стоимости на момент
приватизации. Право комитета вносить изменения в план приватизации
без изменения уставного капитала не противоречит пункту 3.5.5.
Основных положений государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 01.07.94.
Не находя оснований к отмене судебного акта Арбитражного суда
Ивановской области, руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1),
177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 03.03.98 по делу N 861/5 Арбитражного суда
Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу
акционерного общества открытого типа "Лежневская мануфактура" -
без удовлетворения с отнесением на него расходов по жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит.
------------------------------------------------------------------
|