ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 1998 г. N 2657-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре
Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы
С.С. Босхоловым, В.И. Илюхиным, С.А. Карапетяном, А.Д. Куликовым,
Л.В. Побединской.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по безопасности до
7 июля 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по безопасности доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Представленный законопроект направлен на повышение
эффективности прокурорского надзора, усиление роли прокуратуры в
борьбе с преступностью и укреплении законности в стране.
1. Отсутствие в системе государственного механизма органа,
осуществляющего крайне необходимый надзор за исполнением
Конституции Российской Федерации, обусловило расширение полномочий
прокуроров, на которых возлагается указанный надзор.
2. Предлагается исключить положения, устанавливающие
назначение прокуроров на определенный срок (статьи 12, 13 и 48
Федерального закона).
Срок полномочий прокуроров устанавливался, начиная с
1936 года, на конституционном уровне. Действующая Конституция
Российской Федерации от этого отказалась.
Календарный срок полномочий для лиц, назначаемых на
государственные должности, не установлен ни в одном ведомстве,
кроме прокуратуры. Не предусматривает такого срока и Федеральный
закон "Об основах государственной службы Российской Федерации". В
соответствии с действующим Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации" исключение составляют лишь прокуроры. Между
тем, особенности службы в органах прокуратуры такого исключения не
требуют. Более того, оно оказывает отрицательное влияние на
независимость прокуроров, являющуюся одним из основополагающих
принципов прокурорской деятельности. Указанное негативно
сказывается на состоянии прокурорского надзора и, в конечном
счете, - на состоянии законности.
Кроме того, истечение срока полномочий и сопряженный с этим
переезд в другую местность создает в условиях сегодняшнего дня
значительные сложности, связанные с обеспечением жильем, поисками
работы для членов семьи и другие. Поэтому немало прокуроров
предпочитают увольняться из органов прокуратуры и оставаться на
прежнем месте жительства. В результате система прокуратуры теряет
квалифицированных, опытных работников, дефицит которых и без того
испытывается достаточно остро.
3. Уточнение некоторых аспектов организации и деятельности
военной прокуратуры обеспечивает укрепление их независимости от
органов военного управления, что в целом должно сказаться на
состоянии дисциплины и законности в войсках.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
19.07.97 N 733 "О должностных окладах военных прокуроров и
следователей органов военной прокуратуры" статья 49 в предлагаемой
редакции устанавливает общий для органов территориальной и военной
прокуратуры принцип определения должностных окладов прокуроров и
следователей. Это будет способствовать закреплению в этой
структуре прокурорских и следственных кадров.
4. В соответствии со статьей 129 Конституции Российской
Федерации, устанавливающей, что "организация и порядок
деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются
федеральным законом", вопросы службы в системе прокуратуры
Российской Федерации регламентируются рядом статей, предлагаемых
проектом.
В связи с указанным основные нормы (за исключением имеющих
технический характер) Положения о прохождении службы в органах и
учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Государственной Думы от 23 июня 1997 г.,
переносятся в Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации".
При этом решается, в частности, вопрос о статусе прокурорских
работников как государственных служащих федеральной
государственной службы. Вследствие этого устраняется существующая
в настоящее время двусмысленность, в результате которой одна часть
прокуроров является государственными служащими, а другая,
значительно большая, не относится к этой категории.
5. Изменение пункта 2 статьи 45 (об оружии) обусловлено
выявившейся необходимостью обеспечения прокуроров и следователей,
нередко выполняющих свои обязанности в экстремальных условиях, в
"горячих точках", не служебным, а боевым ручным стрелковым
оружием. В одном пакете с предлагаемым законопроектом
представляется и проект Федерального закона "О внесении дополнения
в статью 5 Федерального закона "Об оружии".
6. Статьей 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации" установлено, что должностной оклад Генерального
прокурора России, являющийся базовым для определения размера
должностных окладов по всей системе прокуратуры, составляет
98 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда
России. Таким решением законодатель обозначил принципиальный
подход к определению соотношения оплаты труда прокурорских
работников и судей. Это соотношение оказалось существенно
нарушенным в результате установления судьям различных надбавок к
должностным окладам, которых лишены прокурорские работники.
Уместно отметить, что прокурорские работники - единственные во
всей правоохранительной системе, в отличие от судей не освобождены
от уплаты подоходного налога, что еще больше увеличивает
образовавшийся разрыв.
В целях сохранения профессиональных кадров и выравнивания
уровня оплаты труда прокурорских работников и судей предлагается
размер доплаты за особые условия работы, установленной пунктом 1
статьи 44 Закона, определить в виде 50 процентов должностного
оклада прокурорских работников и установить, как и судьям, в таком
же размере доплату за сложность, напряженность и высокие
достижения в труде. При этом даже в случае принятия указанных
дополнений денежное содержание прокуроров и следователей лишь
несколько приблизится к оплате труда судей, но не достигнет ее
уровня.
7. В связи с тем, что настоящим проектом подробно
регламентированы вопросы прохождения службы в органах прокуратуры
Российской Федерации, организации и деятельности военной
прокуратуры, а также Указом Президента Российской Федерации от
30.06.97 утверждено Положение о классных чинах прокурорских
работников Российской Федерации, Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.03.96 решены вопросы форменного
обмундирования прокурорских работников предлагается признать
недействующими на территории России либо утратившими силу
некоторые акты СССР и Российской Федерации.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений и дополнений
потребует дополнительных бюджетных ассигнований за год в сумме
707,9 млн. деноминированных рублей.
Проект
9 февраля 1998 года
Вносится депутатами
Государственной Думы
БОСХОЛОВЫМ С.С., ИЛЮХИНЫМ В.И.,
КАРАПЕТЯНОМ С.А., КУЛИКОВЫМ А.Д.,
ПОБЕДИНСКОЙ Л.В.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 47, ст. 4472) следующие изменения и дополнения:
1. Абзац первый пункта 1 статьи 1 после слов "надзор за
исполнением" дополнить словами "Конституции Российской Федерации
и".
2. В пункте 2 статьи 11 слово "упразднение" заменить словом
"ликвидация".
3. Из статьи 12 исключить пункт 4.
Пункты 5 и 6 считать пунктами 4 и 5.
4. Из абзаца 1 пункта 1 и из пункта 2 статьи 13 исключить
слова "сроком на пять лет".
Пункт 3 этой статьи исключить.
5. Из пункта 4 статьи 14 исключить слова "Генеральный прокурор
Российской Федерации имеет также советников и помощников по особым
поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его
заместители".
Из этого же пункта исключить абзац третий.
Дополнить статью 14 новым пунктом 5 следующего содержания:
"Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников и
старших помощников и старших помощников по особым поручениям на
правах начальника управления, помощников и помощников по особым
поручениям на правах заместителя начальника управления. Помощников
по особым поручениям на правах заместителя начальника управления
имеют также первый заместитель и заместители Генерального
прокурора Российской Федерации.".
Пункт 5 этой статьи считать пунктом 6, изложив в следующей
редакции:
"В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на
правах структурного подразделения Главная военная прокуратура,
возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской
Федерации - Главным военным прокурором.".
Пункт 6 считать пунктом 7.
6. Из пункта 1 статьи 15 исключить слова "назначаемых
Генеральным прокурором Российской Федерации".
Из абзаца первого пункта 3 этой статьи исключить слова
"назначаются ими на должность и освобождаются ими от должности".
Абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
"В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших
помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров
управлений и отделов, старших прокуроров - криминалистов и
прокуроров - криминалистов, а также следователей по особо важным
делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов
и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым
поручениям на правах заместителя начальника управления.".
7. Из статьи 16 исключить слова "назначаемых на должность и
освобождаемых от должности прокурорами субъектов Российской
Федерации, приравненными к ним прокурорами".
8. Статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Предмет надзора
1. Предметом надзора является:
исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными
лицами;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и
должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы
прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании
поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения
законов, требующих принятия мер прокурором.".
9. Дополнить закон статьями 40.1 - 40.5, 41.1 - 41.8, 43.1 -
43.4, изложив название раздела пятого и статьи 40 - 44 в следующей
редакции:
"Раздел V. СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ.
КАДРЫ
Статья 40. Служба в органах и учреждениях прокуратуры
Российской Федерации
1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской
Федерации является видом федеральной государственной службы,
выполняемой гражданами Российской Федерации в соответствии с
требованиями настоящего Федерального закона.
Прокуроры и следователи, занимающие должности, указанные в
статьях 14, 15, 16 и пункте 2 статьи 48 настоящего Федерального
закона, научные и педагогические работники научных и
образовательных учреждений системы прокуратуры Российской
Федерации, специалисты органов и учреждений прокуратуры являются
государственными служащими государственной службы Российской
Федерации, выполняющими обязанности по государственной должности.
2. Трудовые отношения работников органов и учреждений
прокуратуры (далее - работники) регулируются законодательством
Российской Федерации о труде и о государственной службе с учетом
особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Общим собранием работников по представлению соответствующего
руководителя утверждаются Правила внутреннего трудового
распорядка, определяющие трудовой распорядок и условия службы
(работы) в органах и учреждениях прокуратуры.
3. Прохождение службы военными прокурорами и следователями
органов военной прокуратуры регулируется настоящим Федеральным
законом, Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и
военной службе" и Законом Российской Федерации "О статусе
военнослужащих".
4. Решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по
вопросам прохождения службы работники вправе обжаловать
вышестоящему руководителю и (или) в суд.
Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на
должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на
службу
1. Прокурорами и следователями органов прокуратуры могут быть
граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое
образование и обладающие необходимыми профессиональными и
моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять
возлагаемые на них обязанности. На должности помощников прокуроров
и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним
прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица,
обучающиеся в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования по юридической специальности.
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения
прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
имеет гражданство иностранного государства;
признано решением суда недееспособным или ограниченно
дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности
государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
в соответствии с заключением медицинской комиссии имеет
заболевание, которое препятствуют исполнению им служебных
обязанностей;
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги,
братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети
супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их
служба связана с непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного из них другому;
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к
сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом
тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, на
которую претендует гражданин, связано с использованием таких
сведений.
3. Граждане принимаются на службу в органы и учреждения
прокуратуры на условиях трудового договора на неопределенный срок
или на срок не более пяти лет.
4. Лица, обучавшиеся в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования по юридической специальности с
оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а
также в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания
прокурорского работника обязаны в соответствии с заключенными с
ними договорами проработать в органах или в учреждениях
прокуратуры не менее пяти лет. При увольнении из органов
прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев
увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на
действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка
до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения
прокуратуры, сокращением численности или штата работников,
указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
5. На должности прокурора города, района, приравненных к ним
прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы
прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех
лет.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации,
приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет,
имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах
прокуратуры не менее пяти лет.
Статья 40.2. Ограничения, связанные со службой в органах и
учреждениях прокуратуры
На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце 2 пункта 1
статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются
ограничения, установленные статьей 11 Федерального закона "Об
основах государственной службы Российской Федерации".
Статья 40.3. Испытание при приеме на службу в органы
прокуратуры
1. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры,
за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего
профессионального и среднего профессионального образования, в
целях проверки их соответствия поручаемой работе может
устанавливаться испытание сроком до шести месяцев.
Продолжительность испытания определяется по соглашению с лицом,
принимаемым на службу, руководителем соответствующего органа
прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на
указанную должность. Срок испытания в процессе прохождения может
быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению
сторон. В срок испытания не засчитываются период временной
нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал
на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в
стаж службы в органах прокуратуры.
2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, зачисляются на
соответствующую должность без присвоения классного чина и в период
испытания исполняют возложенные на них обязанности.
3. При неудовлетворительном результате испытаний работник по
согласованию с ним может быть переведен на другую должность или
уволен из органов прокуратуры.
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он
считается выдержавшим испытание и дополнительных решений о его
назначении на должность не принимается.
Статья 40.4. Присяга прокурора (следователя)
1. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или
следователя, принимает Присягу прокурора (следователя):
"Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и
международные обязательства Российской Федерации, не допуская
малейшего от них отступления;
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни
совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и
предварительного следствия;
активно защищать интересы личности, общества и государства;
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и
жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при
решении судеб людей;
строго хранить государственную и иную охраняемую законом
тайну;
постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей
профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной
чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции
прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим
пребыванием в органах прокуратуры.".
2. Порядок принятия Присяги прокурора (следователя)
устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.
Статья 40.5. Полномочия по назначению на должность и
освобождению от должности
1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на
должность и освобождает от должности:
а) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации -
начальников главных управлений, управлений и отделов и их
заместителей, советников, старших помощников и старших помощников
по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям
Генерального прокурора Российской Федерации, помощников по особым
поручениям первого заместителя и заместителей Генерального
прокурора Российской Федерации, старших прокуроров и прокуроров
главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров -
криминалистов и прокуроров - криминалистов, старших следователей
по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их
помощников.
Назначение работников на иные должности может производиться
заместителями Генерального прокурора Российской Федерации;
б) прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к
ним прокуроров;
в) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и
приравненных к ним прокуроров;
г) прокуроров городов и районов, приравненных к ним
прокуроров;
д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений
прокуратуры и их заместителей.
2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к
ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:
а) всех работников аппарата соответствующей прокуратуры, кроме
своих заместителей;
б) старших помощников и помощников прокуроров, старших
прокуроров - криминалистов и прокуроров - криминалистов, старших
следователей, следователей и их помощников нижестоящих прокуратур.
3. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры
назначают на должность и освобождают от должности работников
прокуратуры, не занимающих должности прокуроров и следователей.
4. Директора (ректоры) научных и образовательных учреждений
прокуратуры назначают на должность и освобождают от должности всех
научных и педагогических работников, а также иных работников
указанных учреждений, кроме своих заместителей.
Статья 41. Аттестация работников органов и учреждений
прокуратуры. Классные чины
1. Аттестация работников проводится для определения их
соответствия занимаемой должности и является средством повышения
квалификации, ответственности, укрепления служебной дисциплины.
2. Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие
классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено
присвоение классных чинов.
3. Порядок и сроки аттестации устанавливаются Генеральным
прокурором Российской Федерации.
4. Работники органов военной прокуратуры, научные и
педагогические работники подлежат аттестации в порядке,
определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации для всех
работников, с учетом особенностей прохождения военной службы,
научной и педагогической деятельности.
5. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам научных и образовательных учреждений системы
прокуратуры Российской Федерации (далее - научные и педагогические
работники) пожизненно присваиваются в соответствии с занимаемыми
ими должностями и стажем работы классные чины. Генеральным
прокурором Российской Федерации могут быть присвоены классные чины
и другим работникам органов и учреждений прокуратуры.
6. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о
классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом
Российской Федерации.
Статья 41.1. Служебное удостоверение
Работникам, назначенным на должность, выдается удостоверение
установленного Генеральным прокурором Российской Федерации
образца.
Удостоверение работника является документом, подтверждающим
его личность, наличие классного чина и должность.
Удостоверение прокурора и следователя подтверждает право на
ношение и хранение табельного боевого ручного стрелкового оружия и
специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные
прокурорам и следователям настоящим Федеральным законом.
Статья 41.2. Личное дело работника
1. Личное дело работника содержит сведения о работнике,
прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении
квалификации.
2. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о
политической и религиозной принадлежности работников.
Работник имеет право на ознакомление со всеми материалами,
находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих
объяснений.
3. Порядок ведения личных дел устанавливается Генеральным
прокурором Российской Федерации.
Статья 41.3. Форменное обмундирование
1. Прокурорские работники, имеющие классные чины,
обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по
нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
2. При участии в судебном рассмотрении уголовных, гражданских
и арбитражных дел, в других случаях официального представительства
органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно.
3. Лица, уволенные из органов и учреждений прокуратуры, за
исключением уволенных за совершение порочащих их поступков или
лишенных классного чина по приговору суда, имеют право носить
форменное обмундирование.
Статья 41.4. Рабочее время
На работников органов и учреждений прокуратуры
распространяется установленная законодательством Российской
Федерации о труде продолжительность рабочего времени не более
40 часов в неделю.
При необходимости работники могут привлекаться к исполнению
служебных обязанностей сверх установленного рабочего времени, а
также в ночное время, выходные и праздничные дни с последующей
компенсацией за переработанное время в соответствии с
законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 41.5. Отпуска работников
1. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам, имеющим классные чины, предоставляется ежегодный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без
учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой
стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
Прокурорам и следователям, работающим в местностях с тяжелыми
и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный
оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым
Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных
дней.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в
качестве прокурора или следователя, научного или педагогического
работника предоставляется:
после 10 лет - 5 календарных дней;
после 15 лет - 10 календарных дней;
после 20 лет - 15 календарных дней.
В стаж службы, дающий право на предоставление дополнительного
отпуска, засчитываются также периоды службы в качестве стажеров в
органах и учреждениях прокуратуры. В указанный стаж в календарном
исчислении засчитываются служба на должности следователя в других
правоохранительных органах и военная служба.
2. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам, имеющим право на очередной и дополнительный отпуска,
разрешается по их желанию использование указанных отпусков в два
срока, но с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно и
без учета времени следования к месту отдыха и обратно только один
раз.
3. В отдельных случаях работнику, по его заявлению, с
разрешения руководителя органа или учреждения прокуратуры
ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в следующем
году.
4. Работникам, увольняемым из органов прокуратуры в связи с
сокращением численности или штата (организационно - штатными
мероприятиями), болезнью, выходом в отставку, на пенсию, по их
желанию предоставляется очередной ежегодный оплачиваемый отпуск.
За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск
выплачивается денежная компенсация пропорционально проработанному
времени.
Статья 41.6. Перевод работника на службу в другую местность
1. Перевод работника в интересах службы в другую местность
допускается только с его согласия, а при переводе в местности с
тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - также при
наличии медицинского заключения.
Перевод работника на службу в другую местность по его
инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями
соответствующих органов прокуратуры.
2. Работникам, переведенным на постоянную службу в другую
местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей
возмещаются в полном объеме.
Статья 41.7. Поощрение работников органов и учреждений
прокуратуры
1. За примерное исполнение служебных обязанностей,
продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях
прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности
применяются следующие поощрения:
объявление благодарности;
награждение Почетной грамотой;
занесение на Доску почета, в Книгу почета;
выдача денежной премии;
награждение подарком;
награждение ценным подарком;
награждение именным оружием;
присвоение классного чина досрочно или без соблюдения
последовательности;
награждение нагрудным знаком "За безупречную службу в
прокуратуре Российской Федерации";
награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры
Российской Федерации" с одновременным вручением грамоты
Генерального прокурора Российской Федерации.
2. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к
присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской
Федерации" и награждению государственными наградами Российской
Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации может
устанавливать иные виды поощрений.
4. Положения о нагрудных знаках "Почетный работник прокуратуры
Российской Федерации" и "За безупречную службу в прокуратуре
Российской Федерации" утверждаются Генеральным прокурором
Российской Федерации.
5. Для награждения работников используются средства наградного
и подарочного фондов.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации может поощрять
установленными настоящей статьей мерами не являющихся работниками
органов и учреждений прокуратуры лиц, оказывающих существенную
помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры
Российской Федерации.
Статья 41.8. Дисциплинарная ответственность
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками
своих служебных обязанностей и совершение порочащего их проступка
руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать
на них следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры
Российской Федерации";
понижение в должности на одну ступень;
увольнение из органов прокуратуры.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации пользуется правом
применения мер дисциплинарного взыскания в полном объеме.
Генеральный прокурор Российской Федерации определяет
полномочия соответствующих руководителей по привлечению к
дисциплинарной ответственности работников, назначаемых им на
должность.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к
ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных
учреждений прокуратуры вправе налагать дисциплинарные взыскания на
работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения
нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской
Федерации".
4. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры
вправе налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания,
выговора, строгого выговора, а также увольнения работников,
назначаемых ими на должность.
5. Увольнение со службы работников, награжденных нагрудным
знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", в
качестве меры дисциплинарного взыскания может быть применено
только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
6. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно за
обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его
обнаружения, не считая времени болезни работника, пребывания его в
отпуске.
7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время
болезни работника либо в период его нахождения в отпуске.
8. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее
шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам
ревизии или проверки финансово - хозяйственной деятельности - двух
лет со дня его совершения.
9. Работник, совершивший должностной проступок, может быть
временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о
применении к нему мер дисциплинарного взыскания отстранен от
должности с сохранением денежного содержания.
Отстранение работника от должности производится по
распоряжению руководителя, имеющего право назначать на
соответствующую должность. За время отстранения от должности
работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного
оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
Статья 42. Порядок привлечения прокуроров и следователей к
уголовной и административной ответственности
1. Любая проверка сообщения о факте правонарушения,
совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры,
возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев,
когда прокурор или следователь застигнут при совершении
преступления), производство расследования являются исключительной
компетенцией органов прокуратуры.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора
или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За
время отстранения от должности работнику выплачивается денежное
содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и
выслугу лет.
2. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора
и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за
исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом
для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания их при
совершении преступления.
Статья 43. Прекращение службы в органах и учреждениях
прокуратуры
1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при
увольнении работника или его отставке.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о труде, увольнение работника может быть осуществлено по
инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в
случаях:
а) достижения работником установленного для службы в органах и
учреждениях прокуратуры предельного возраста;
б) прекращения гражданства Российской Федерации;
в) нарушение Присяги прокурора (следователя), а также
совершение поступков, порочащих честь прокурорского работника;
г) неисполнения служебных обязанностей;
д) несоблюдения ограничений, связанных со службой, а также
возникновения других обстоятельств, предусмотренных соответственно
статьей 11 и пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации";
е) разглашения сведений, составляющих государственную и иную
охраняемую законом тайну;
2. Предельный возраст нахождения работника на службе в органах
и учреждениях прокуратуры - 60 лет.
Решением руководителя соответствующего органа или учреждения
прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе
работников, достигших предельного возраста и занимающих должности,
перечисленные в статьях 14, 15 и 16 настоящего Федерального
закона, а также научных и педагогических работников научных и
образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации.
Однократное продление срока нахождения на службе в органах и
учреждениях прокуратуры допускается не более чем на год.
Продление срока нахождения на службе работника, достигшего
возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного
возраста работник может продолжить работу в органах и учреждениях
прокуратуры на условиях срочного трудового договора.
3. Право на выход в отставку имеют прокуроры и следователи
органов прокуратуры. Основаниями отставки являются:
а) выход на пенсию, предусмотренную пунктом 2 статьи 44
настоящего Федерального закона;
б) несогласие с решениями или действиями государственного
органа или вышестоящего руководителя.
Отставка Генерального прокурора Российской Федерации, его
первого заместителя и заместителей признается принятой после
приятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации.
Отставка прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров
городов и районов, приравненных к ним прокуроров признается
принятой после приятия решения об этом Генеральным прокурором
Российской Федерации.
Отставка других прокуроров и следователей признается принятой
после приятия решения об этом руководителем, имеющим право
назначать на эту должность.
В трудовой книжке производится запись о последней должности с
указанием "в отставке".
Статья 43.1. Избрание работника депутатом
Работники, избранные депутатами, на период депутатских
полномочий приостанавливают службу в органах и учреждениях
прокуратуры. По окончании депутатских полномочий работникам по их
желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее
отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо, с их
согласия, по иному месту службы. Срок полномочий депутата
засчитывается работнику в общий трудовой стаж и выслугу лет,
дающую право на присвоение очередного классного чина, надбавку за
выслугу лет и пенсии за выслугу лет и на дополнительный отпуск.
Статья 43.2. Исключение из списков работников
Умершие или погибшие работники, а также работники, признанные
в установленном порядке безвестно отсутствующими, исключаются из
списков работников органов и учреждений прокуратуры в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 43.3. Восстановление в должности, классном чине и на
службе в органах прокуратуры
1. Работники, признанные в установленном порядке незаконно
уволенными или незаконно переведенными на другие должности,
лишенными классного чина, подлежат восстановлению в прежней
должности и классном чине либо, с их согласия, назначению на
равнозначную должность.
2. Работникам, восстановленным на службе в органах
прокуратуры, время вынужденного прогула засчитывается в общий
трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного
классного чина, надбавку за выслугу лет и пенсии за выслугу лет и
на дополнительный отпуск.
Статья 43.4. Профессиональная подготовка и повышение
квалификации работников
1. В целях обеспечения высокого уровня профессиональной
подготовки работников действует система непрерывного обучения и
повышения квалификации кадров органов и учреждений прокуратуры,
включающая индивидуальную и групповую учебу по специальным планам;
стажирование в вышестоящих органах прокуратуры, научных и
образовательных учреждениях прокуратуры Российской Федерации,
обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения
квалификации.
2. Повышение квалификации является служебной обязанностью
прокуроров и следователей. При направлении работника к месту учебы
его явка является обязательной. Отношение к учебе и рост
профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии
работника занимаемой должности, его поощрении и продвижении по
службе.
3. Подготовка научных и педагогических кадров из числа
прокурорских работников осуществляется в отделениях очной
аспирантуры при научных и образовательных учреждениях прокуратуры
Российской Федерации.
Зачисление в очную аспирантуру производится с освобождением от
занимаемой должности и откомандированием к месту учебы с
сохранением должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу
лет, выплатой стоимости продовольственного пайка.
Время обучения в очной аспирантуре засчитывается лицам,
указанным в абзаце втором настоящего пункта, в выслугу лет, дающую
право на получение доплат за выслугу лет, присвоение классного
чина и назначение пенсии за выслугу лет, при условии возобновления
службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации не
позднее одного месяца после окончания аспирантуры.
4. Профессорско - преподавательский состав и научные
сотрудники научных и образовательных учреждений Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, не работавшие ранее в
правоохранительных органах, регулярно в течение года после
поступления на преподавательскую или научную работу знакомятся с
деятельностью органов и учреждений прокуратуры. Продолжительность
ознакомления определяется руководителем соответствующего
учреждения.
Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских
работников
1. Денежное содержание прокурорских работников состоит из
должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые
условия службы в размере 50 процентов должностного оклада, за
сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в том же
размере, процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по
специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное
звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", денежного
поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимости
продовольственного пайка (если паек не выдан в натуральной форме).
Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются
Правительством Российской Федерации в процентном отношении к
должностному окладу Генерального прокурора Российской Федерации,
который составляет 98 процентов должностного оклада Председателя
Верховного Суда Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации устанавливаются размеры
доплат за классный чин в процентном отношении к должностному
окладу, а размеры ежегодных доплат за выслугу лет - в должностных
окладах, включая доплаты за классный чин.
Процентные надбавки за ученую степень и ученое звание
выплачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 процентов,
докторам наук или профессорам - 10 процентов должностного оклада,
за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" - в
размере 10 процентов должностного оклада.
Денежное поощрение прокурорских работников по итогам работы за
квартал и год, а также оплата труда других работников органов и
учреждений прокуратуры определяются по нормам, установленным для
работников органов исполнительной власти.
2. Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и
педагогических работников, имеющих классные чины, и членов их
семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку,
установленным законодательством Российской Федерации для лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их
семей.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам, имеющим классные чины, при выходе в отставку,
увольнении на пенсию в связи с выслугой лет или по инвалидности, а
также по состоянию здоровья или в связи с организационно -
штатными мероприятиями при наличии права на эту пенсию
выплачивается выходное пособие за полные годы выслуги:
менее 10 календарных лет - 5 месячных должностных окладов с
доплатой за классный чин;
от 10 до 15 календарных лет - 10 месячных должностных окладов
с доплатой за классный чин;
от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных
должностных окладов с доплатой за классный чин;
свыше 20 календарных лет - 20 месячных должностных окладов с
доплатой за классный чин.
Выходное пособие при увольнении указанных лиц в связи с
совершением порочащих их поступков не выплачивается.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается
ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов
пенсии, которая могла быть им начислена.
3. Прокурорские работники, имеющие классные чины, вправе по
служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории
Российской Федерации всеми видами общественного транспорта
городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в
сельской местности - любым попутным транспортом, а работники
транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков - всеми
видами железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта
независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в
служебные командировки они пользуются правом бронирования и
получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных
документов на все виды транспорта.
Прокурорским работникам, переведенным на постоянную работу в
другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их
семей возмещаются в полном объеме.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам
и следователям, назначенным на должность, а также нуждающимся в
улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде
отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном
жилищном фонде с учетом дополнительной жилой площади не менее
20 кв. м или в виде отдельной комнаты в первоочередном порядке, но
не позднее шести месяцев, независимо от срока их проживания в
данном населенном пункте.
Прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую
площадь.
Прокуроры и следователи имеют право на компенсацию расходов,
связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления
им в установленном порядке жилого помещения для постоянного
проживания.
Занимаемые прокурорами и следователями в домах
государственного и муниципального жилищных фондов жилые помещения
в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и
следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления
жилого помещения выдается из средств федерального бюджета
беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья,
которая погашается из тех же средств при условии их работы в
органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта
Российской Федерации не менее 10 лет.
5. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим
работникам, имеющим классные чины, и проживающим с ними членам их
семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых
помещений в домах государственного и муниципального жилищных
фондов, в том числе проживающим в приватизированных жилых
помещениях, а также 50-процентная скидка в оплате всех
коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление,
водоснабжение и другие), за пользование телефоном независимо от
вида жилищного фонда.
В жилых помещениях, занимаемых прокурорами и следователями, во
внеочередном порядке устанавливается за счет средств местного
бюджета телефон. В таком же порядке предоставляются места в
детских дошкольных учреждениях, школах - интернатах, летних
оздоровительных учреждениях детям прокуроров и следователей.
6. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение
лекарствами) работников органов и учреждений прокуратуры и
проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств
федерального бюджета.
7. Прокуроры и следователи, научные и педагогические
работники, имеющие классные чины и уволившиеся в связи с выходом
на пенсию на основании пункта 2 настоящей статьи, пользуются по
предъявлении пенсионного удостоверения правами и социальными
гарантиями, предусмотренными абзацем 1 пункта 3, абзацем 1
пункта 5 настоящей статьи.
За членами семей указанных в абзаце 1 настоящего пункта лиц,
проживающими совместно с ними, а также за членами семей умерших
работников органов и учреждений прокуратуры, получающими в
соответствии с пунктом 2 настоящей статьи пенсию по случаю потери
кормильца, сохраняется социальная гарантия, предусмотренная
абзацем 1 пункта 5 настоящей статьи.
Медицинское обслуживание получающих пенсию работников органов
и учреждений прокуратуры и членов их семей, а также лиц, указанных
в абзаце 2 настоящего пункта, осуществляется в лечебных
учреждениях, в которых они состояли на учете.".
10. Пункт 1 статьи 45 дополнить новым абзацем третьим
следующего содержания:
"Прокуратура Российской Федерации также имеет службу
обеспечения собственной безопасности и физической защиты
работников.".
Абзац третий пункта 1 считать пунктом 2.
Пункты 2 - 5 считать пунктами 3 - 6.
В пункте 3 (в новой редакции) слова "служебного
огнестрельного" заменить словами "боевого ручного стрелкового".
11. Статью 46 изложить в следующей редакции:
"Статья 46. Структура и организация органов военной
прокуратуры
1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная
военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов,
Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной
службы Российской Федерации, Московская городская военная
прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к
прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры
объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы
военной прокуратуры).
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и
районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться
прокурорские, прокурорско - следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не
действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за
пределами Российской Федерации, где в соответствии с
международными договорами находятся войска Российской Федерации,
осуществление прокурорского надзора может быть возложено
Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной
прокуратуры.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной
прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и
штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации,
приказы которого по этим вопросам реализуются директивами
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации и
других воинских формирований. Иные организационно - штатные
вопросы в пределах установленной штатной численности решаются
Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом
Вооруженных Сил, командованием Федеральной пограничной службы и
других воинских формирований Российской Федерации.
3. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель
Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный
прокурор, который руководит деятельностью органов военной
прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров,
проводит аттестование военных прокуроров и следователей, издает
приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными
прокуратурами.
4. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских
формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами.".
12. Дополнить закон статьей 46.1 следующего содержания:
"Статья 46.1. Главная военная прокуратура
1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и
заместителей, старшего помощника по особым поручениям и помощников
по особым поручениям.
2. Структуру Главной военной прокуратуры составляют
управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений),
канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных
отделов являются старшими помощниками, а их заместители,
начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной -
помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных
подразделениях утверждаются Главным военным прокурором.
3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших
прокуроров и прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и
прокуроров - криминалистов, а также старших следователей по особо
важным делам и следователей по особо важным делам.
4. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе
Главного военного прокурора (председатель), его первого
заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских
работников, определяемых Главным военным прокурором. Персональный
состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской
Федерации по представлению Главного военного прокурора.".
13. Статью 47 изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Полномочия военных прокуроров
1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры
обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными
настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от
командования и органов военного управления в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Военные прокуроры также вправе:
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных
совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на
проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами
военного управления, где состоят на довольствии проверяемые
воинские части и учреждения;
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий,
учреждений, организаций и штабов, независимо от установленного в
них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять законность содержания осужденных, арестованных и
задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях
и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно
содержащихся там лиц;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц,
находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах
содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно
воинскими частями, военными комендантами, караулами по
конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних
дел.".
14. В статье 48 пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане
Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной
службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и
отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.".
В пунктах 3 и 4 исключить слова "сроком на пять лет".
В пунктах 5 и 7 исключить слова "групп войск" в
соответствующих падежах.
Абзац 1 пункта 8 после слов "Вооруженных Силах Российской
Федерации" дополнить словами "Федеральной пограничной службе
Российской Федерации"; после слов "О статусе военнослужащих"
дополнить словами "и настоящим Федеральным законом".
Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Определение офицеров на военную службу в органы военной
прокуратуры и увольнение их в запас (отставку) производится по
представлению Генерального прокурора Российской Федерации или
Главного военного прокурора.
Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава
производится Президентом Российской Федерации по представлению
Генерального прокурора Российской Федерации.".
Пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Должности военных прокуроров и следователей и
соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских
должностей.
Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям
производится по представлению соответствующего военного прокурора
в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания
высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской
Федерации по представлению Генерального прокурора Российской
Федерации.
Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры
соответствуют классным чинам прокурорских работников
территориальных органов прокуратуры.
При увольнении офицеров военных прокуратур (до полковника
включительно) с военной службы и поступлении на службу в
территориальные органы прокуратуры им присваиваются
соответствующие воинскому званию классные чины, а при определении
на военную службу прокурорско - следственных работников, имеющих
классные чины до старшего советника юстиции включительно, им
присваиваются соответствующие воинские звания.".
Пункт 12 изложить в следующей редакции:
"Военные прокуроры и следователи поощряются и несут
дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим
Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил
Российской Федерации. Право поощрения и наложения взыскания имеют
только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор
Российской Федерации.".
Пункт 13 после слов "выделяется за счет" дополнить словами "и
пропорционально численности".
15. Пункты 2 и 3 статьи 49 изложить в следующей редакции:
"2. Денежное довольствие военных прокуроров и следователей
состоит из оклада по должности, оклада по воинскому званию,
надбавок за выслугу лет, за особый характер службы в размере
50 процентов оклада по должности, за сложность, напряженность и
специальный режим службы в том же размере, процентных надбавок за
ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской
Федерации", а также иных надбавок и дополнительных денежных
выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады
военных прокуроров и следователей устанавливаются по правилам,
изложенным в абзаце 2 пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального
закона. Выплата денежного довольствия производится Министерством
обороны Российской Федерации, командованием Федеральной
пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских
формирований Российской Федерации.
3. Военным прокурорам и следователям, имеющим право на пенсию
за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному
содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им
назначена.".
Дополнить указанную статью пунктом 4 следующего содержания:
"4. Правовое положение и материальное обеспечение гражданского
персонала органов военной прокуратуры определяются по правилам,
предусмотренным для работников территориальных прокуратур.".
16. Пункты 1 и 2 статьи 50 после слова "командованием"
дополнить словами "Федеральной пограничной службы Российской
Федерации, других войск и воинских формирований".
17. Статью 54 изложить в следующей редакции:
"Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в
настоящем Федеральном законе
Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования
обозначают:
прокурор (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пункте 3 статьи 4,
пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7, 10, пункте 1 статьи 22,
статье 25, статье 27, пункте 1 статьи 30, пункте 1
статьи 33, статье 34, пунктах 1 - 4 статьи 35, статье 37,
пунктах 1 и 3 статьи 40, пункте 1 статьи 40.1, статье 40.4,
подпункте "б" пункта 2 и пункте 3 статьи 40.5, пункте 5 статьи 41,
статье 41.1, статье 41.5, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2
статьи 43.4 пунктах 2, 3, 4, 5 и 7 статьи 44, статьях 45 и 47,
пунктах 1, 2, 6, 9 - 12 статьи 48, статье 49 настоящего
Федерального закона) - Генеральный прокурор Российской Федерации,
его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым
поручениям, заместители Генерального прокурора Российской
Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие
помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие
прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым
поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие
прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры - криминалисты и
прокуроры - криминалисты управлений и отделов, действующие в
пределах своей компетенции;
прокурорские работники - прокуроры и следователи, а также
имеющие классные чины (воинские звания) другие работники органов и
учреждений прокуратуры.".
Статья 2. Признать утратившими силу:
Постановление Государственной Думы от 23 июня 1997 г.
N 1607-II ГД "Об утверждении Положения о прохождении службы в
органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" и
Положение, утвержденное этим Постановлением (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 27, ст. 3174);
пункт 1 Постановления Президиума Верховного Совета Российской
Федерации от 28 июня 1993 г. N 5275-1 "Об утверждении Положения о
классных чинах работников органов прокуратуры Российской
Федерации, норм выдачи и описания форменной одежды для
прокурорских работников" и Положение, утвержденное этим
Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 28,
ст. 1103).
Статья 3. Признать недействующими на территории Российской
Федерации со дня вступления настоящего Федерального закона в силу:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г.
N 5403-Х "Об утверждении Положения о военной прокуратуре" и
Положение о военной прокуратуре, утвержденное этим Указом
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 32, ст. 956);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1980 г.
N 3187-Х "Об утверждении Положения о классных чинах работников
органов Прокуратуры СССР" и Положение о классных чинах работников
органов Прокуратуры СССР, утвержденное этим Указом (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1980, N 45, ст. 950);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1984 г.
N 108/3-Х "Об утверждении Положения о поощрениях и дисциплинарной
ответственности прокуроров и следователей органов Прокуратуры
СССР" и Положения о поощрениях дисциплинарной ответственности
прокуроров и следователей органов Прокуратуры СССР, утвержденное
этим Указом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 8,
ст. 121).
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации" необходимо принять Федеральный закон "О внесении
дополнения в статью 5 Федерального закона "Об оружии".
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В ДЕНОМИНИРОВАННЫХ РУБЛЯХ)
Реализация закона потребует дополнительных ассигнований,
которые складываются из следующего:
- Установление размера предусмотренных статьей 44 действующего
закона доплаты за особые условия службы в виде 50 процентов
должностного оклада, что составляет 350 млн. руб. в год.
- Устанавливаемая проектом доплата за сложность, напряженность
и высокие достижения в труде в том же размере - 350,0 млн. руб.
- Помощники прокурора по особым поручениям приравниваются по
должностным окладам к заместителям начальника управления.
Численность этой категории работников по системе органов
прокуратуры составляет 28 чел. Дополнительные средства на эти цели
в расчете на год составят 24,3 тыс. руб.
- Затраты на повышение должностных окладов работникам органов
прокуратуры РФ, имеющих звание "Заслуженный юрист", составят
476,2 тыс. руб. в расчете на год.
- Распространение 50-процентной компенсации оплаты
коммунальных услуг и оплаты телефона членам семей умерших
работников, получающих пенсию по случаю потери кормильца составит
559,3 тыс. руб. в год. Этой же категории лиц вводится обеспечение
лекарствами из расчета 390,0 руб. на 1 человека, которое потребует
дополнительных ассигнований в сумме 253,5 тыс. руб. на год.
- Проект предусматривает обеспечение форменным обмундированием
специалистов и других работников, имеющих классные чины.
Дополнительные расходы на эти цели составят 4,5 млн. руб. в год.
Помимо указанного, проект устанавливает увеличение размера
доплат военнослужащим органов военной прокуратуры за сложность,
напряженность и специальный режим службы с 25 до 50 процентов
должностного оклада, что составит 1,43 млн. руб. в год. Кроме
того, денежное содержание гражданского персонала этих же органов
приравнивается к оплате труда работников территориальных
прокуратур, что составит 0,67 млн. руб. в год.
По системе органов военной прокуратуры для финансового
обеспечения законопроекта потребуется 2,1 млн. руб. в расчете на
год.
Таким образом, общая дополнительная сумма расходов для
реализации указанного законопроекта составит 707,91 млн. руб.
СПРАВКА
Несмотря на отрицательное заключение Комитета Государственной
Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам на проект Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
прокуратуре Российской Федерации" и ссылка в нем на отсутствие
финансово - экономического обоснования указанного законопроекта,
отмечаем, что в этот и другие комитеты Государственной Думы вместе
с законопроектом и другими документами по решению Совета
Государственной Думы от 2 декабря 1997 года были направлены:
1. Расчет дополнительных бюджетных ассигнований на
установление надбавок прокурорским работникам.
2. Расчет дополнительных бюджетных ассигнований на повышение
должностного оклада работникам органов прокуратуры Российской
Федерации, имеющим звание "Заслуженный юрист".
РАСЧЕТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ
НАДБАВОК ПРОКУРОРСКИМ РАБОТНИКАМ
1. При установлении надбавки за особые условия работы в
размере 50 процентов должностного оклада прокурорским работникам:
- численность прокурорских работников - 33941 чел.
- средний должностной оклад - 1236,4 т. руб.
- сумма дополнительных бюджетных
ассигнований в расчете на год - 251,8 млрд. руб.
2. Установление 50 процентной надбавки прокурорским работникам
за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и
специальный режим работы:
- численность прокурорских работников - 33941 чел.
- средний должностной оклад - 1236,4 т. руб.
- сумма дополнительных бюджетных
ассигнований в расчете на год - 251,8 млрд. руб.
3. Общая сумма дополнительных бюджетных ассигнований с учетом
начислений во внебюджетные фонды составит 700,0 млрд. руб.
(251,8 + 251,8) x 0,39 + 503,6
РАСЧЕТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ
ДОЛЖНОСТНОГО ОКЛАДА РАБОТНИКАМ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ,
ИМЕЮЩИХ ЗВАНИЕ "ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ"
Численность работников органов прокуратуры,
имеющих звание "Заслуженный юрист" - 231 чел.
Средний должностной оклад - 1236,4 т. руб.
Сумма надбавки в одного человека
в размере 10% должностного оклада - 123,6 т. руб.
Сумма дополнительных бюджетных
ассигнований в расчете на год - 342,6 млн. руб.
Общая сумма дополнительных
бюджетных ассигнований с учетом
начислений во внебюджетные фонды - 476,2 млн. руб.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА
РАБОТНИКОВ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-----------------T------T-----T------T------T------T--------T----¬
¦ Наименование ¦Долж- ¦ До- ¦Допла-¦Допла-¦Итого ¦С учетом¦В % ¦
¦ должностей ¦ност- ¦пла- ¦та за ¦та за ¦ ¦удержа- ¦ к ¦
¦ ¦ ной ¦та за¦выслу-¦особ. ¦ ¦ния по- ¦оп- ¦
¦ ¦оклад ¦клас-¦гу лет¦ усл. ¦ ¦доходн. ¦лате¦
¦ ¦ ¦сный ¦ ¦труда ¦ ¦ налога ¦тру-¦
¦ ¦ ¦ чин ¦ ¦(50%),¦ ¦ ¦ да ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сложн.¦ ¦ ¦су- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на- ¦ ¦ ¦дей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пряж.,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦высок.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дост. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦труде ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(50%) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+------+-----+------+------+------+--------+----+
¦Председатель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦ ¦
¦Верх. Суда РФ ¦2120,4¦636,1¦1378,3¦2120,4¦6255,2¦удержив.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Генеральный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прокурор РФ ¦2078,0¦623,4¦1350,7¦ - ¦4052,1¦3241,7 ¦51,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Зам. Предс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦ ¦
¦ВС РФ ¦1950,8¦585,2¦1268,0¦1950,8¦5754,8¦удержив.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Зам. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Генерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прокурора РФ ¦1911,8¦516,2¦1214,4¦ - ¦3642,0¦2913,6 ¦50,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Судья Верховного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦ ¦
¦Суда РФ ¦1802,3¦540,7¦1171,5¦1802,3¦5316,8¦удержив.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Начальник ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦управления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦самостоятельн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отдела Генпро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦куратуры РФ ¦1766,3¦406,2¦1086,3¦ - ¦3258,8¦2672,2 ¦50,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Субъекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Председатель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦ ¦
¦Суда ¦1802,4¦450,1¦1126,3¦1802,4¦5181,2¦удержив.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прокурор ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦субъекта РФ ¦1724,7¦431,2¦1078,0¦ - ¦3234,3¦2652,1 ¦51,2¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Судья ¦1632,7¦375,5¦ 836,7¦1632,7¦4477,6¦не ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦удержив.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Начальник управ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ления, отдела ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прокуратуры ¦1433,8¦301,1¦ 723,4¦ - ¦2458,3¦2015,8 ¦45,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Председатель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦ ¦
¦районного суда ¦1526,7¦320,6¦ 615,2¦1526,7¦3989,2¦удержив.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прокурор района ¦1423,4¦298,9¦ 430,6¦ - ¦2152,8¦1765,3 ¦44,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Судья ¦1420,7¦284,1¦ 426,2¦1420,7¦3551,6¦не ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦удержив.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Следователь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦района, ¦1080,5¦205,3¦ 214,7¦ - ¦1500,5¦1230,4 ¦34,6¦
¦пом. прокурора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+------+-----+------+------+------+--------+-----
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
СООТНОШЕНИЙ УРОВНЯ ОПЛАТЫ ТРУДА СУДЕЙ
И ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОПРОЕКТОМ
------------------------T----------T----------------T------------¬
¦ ¦ Денежное ¦С учетом удержа-¦В % к оплате¦
¦ ¦содержание¦ния под. налога ¦труда судей ¦
+-----------------------+----------+----------------+------------+
¦Председатель Верховного¦ ¦ ¦ ¦
¦Суда ¦ 6255,2 ¦ 6255,2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Генеральный прокурор ¦ 6130,1 ¦ 4904,1 ¦ 78,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Председатель суда ¦ ¦ ¦ ¦
¦субъекта Федерации ¦ 5181,2 ¦ 5181,2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прокурор субъекта ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ 4959,0 ¦ 4066,4 ¦ 78,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Председатель районного ¦ ¦ ¦ ¦
¦суда ¦ 3989,2 ¦ 3989,2 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Прокурор района ¦ 3576,2 ¦ 2932,5 ¦ 73,5 ¦
L-----------------------+----------+----------------+-------------
|