ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июня 1998 г. N НФ/3880
ОТНОСИТЕЛЬНО ПОПРАВОК К ЗАКОНУ "О КОНКУРЕНЦИИ ..."
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" от 06.05.98 N
70-ФЗ ГАК России доводит до сведения территориальных управлений
следующее.
1. В соответствии с требованиями п. 1 и 4 ст. 93 Федерального
закона "Об акционерных обществах" в Закон Российской Федерации "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" (далее - Закон) введено понятие аффилированные
лица. Следует учесть, что данное понятие применимо не только к
акционерным обществам, но и к коммерческим организациям иных
организационно-правовых форм, а также к физическим лицам.
Комитет обращает внимание на то, что порядок учета и отчетности
об аффилированных лицах определяется ФКЦБ России, а следовательно,
вопросы, возникающие в связи с введением этого порядка, не
относятся к компетенции антимонопольных органов.
До внесения соответствующих поправок в Положение о порядке
представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в
соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской
Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", утвержденное Приказом ГКАП
России от 13.11.1995 N 145, информация об аффилированных лицах
может быть затребована антимонопольным органом в соответствии с
определением, данным в Законе. Вместе с тем Комитет информирует,
что предоставление информации об аффилированных лицах по запросам
органов исполнительной власти и управления, юридических и
физических лиц не относится к компетенции антимонопольных органов,
за исключением информации об аффилированных лицах - участниках
группы лиц в соответствии с определением, данным в ст. 4 Закона
Российской Федерации "О конкуренции ...".
2. Понятие аффилированные лица шире понятия группа лиц. В целях
применения Закона антимонопольные органы пользуются понятием
аффилированные лица в тех случаях, когда необходимо установить
исчерпывающий перечень лиц, оказывающих влияние на деятельность
какого-либо хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что при
рассмотрении ходатайств и уведомлений в соответствии со ст. 17 и
18 Закона антимонопольные органы должны внимательно подходить к
оценке степени влияния на условия ведения предпринимательской
деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта его
аффилированных лиц (за исключением лиц, принадлежащих к одной
группе лиц с рассматриваемым лицом).
3. Поправки к Закону позволили уточнить и расширить понятие
"группа лиц", данное ст. 4 Закона.
Владение определенным количеством акций общества (даже 50% + 1
акция с правом голоса) не является ни необходимым, ни достаточным
условием для того, чтобы считать данное общество потерявшим
хозяйственную самостоятельность. Уточнение понятия "группа лиц" и
введение понятия аффилированные лица позволяет антимонопольным
органам нотифицировать установление контроля юридического и (или)
физического лица (группы лиц) над деятельностью другого (других)
юридического лица, результатом которого может быть потеря
самостоятельности при принятии решений, связанных с
предпринимательской деятельностью этого юридического лица, не
только на основании договора, как это было в прежней редакции
Закона, но и на иных, в том числе неформальных, основаниях:
например, на основании косвенного контроля, получении кредита,
путем изменения доли участия в результате уменьшения уставного
капитала, конвертации акций, внесения лицом в виде вклада крупного
пакета акций (долей) какого-либо хозяйственного общества в
уставный капитал вновь создаваемого юридического лица.
Правом определять условия ведения предпринимательской
деятельности является право выдачи одной стороной и обязательное
исполнение другой стороной любых распоряжений, касающихся
предпринимательской деятельности этой стороны.
4. Поправки в 23 и 24 статьи Закона уточняют состав нарушения
статей 17 и 18 Закона и устанавливают срок привлечения к
ответственности за эти нарушения коммерческих, некоммерческих
организаций, а также руководителей коммерческих, некоммерческих
организаций, должностных лиц и граждан.
Совершением действий (бездействий) в нарушение порядка,
предусмотренного ст. 17 и 18 Закона, является:
- совершение сделок (действий) без предварительного
согласования с антимонопольными органами,
- нарушение сроков подачи уведомлений в соответствии с п. 4 ст.
17 и п. 5 ст. 18 Закона.
Н.Е.ФОНАРЕВА
|