ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 1998 г. N 2633-II ГД
ОБ ОСНАЩЕНИИ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ
ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ
В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в
пассажирских и грузовых воздушных перевозках в 1993 году принята
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной
техники России (до 2000 года)", которой предусмотрены создание
перспективных воздушных судов и оснащение ими российских
авиакомпаний.
В соответствии с указанной программой сертифицированы и
серийно изготавливаются воздушные суда Ил-96, Ил-114 и Ту-204,
имеющие технические характеристики на уровне мировых. Однако
российские авиакомпании при наличии потребности в этих воздушных
судах не могут их приобрести вследствие отсутствия собственных
средств, в связи с чем закупки ими отечественных воздушных судов
сократились с тридцати воздушных судов в 1993 году до двух
воздушных судов в 1997 году.
Вместе с тем, Правительство Российской Федерации приняло ряд
решений об освобождении российских авиакомпаний от уплаты
таможенных пошлин и налогов при покупке воздушных судов
иностранного производства, что создает преимущества иностранным
производителям перед отечественными.
В декабре 1997 года Федеральная авиационная служба России
вновь обратилась в Правительство Российской Федерации с
предложением о приобретении открытым акционерным обществом
"Аэрофлот - российские международные авиалинии" 31 воздушного
судна иностранного производства с освобождением указанного
открытого акционерного общества на семь лет от уплаты таможенных
пошлин и налогов.
Принятие предложения Федеральной авиационной службы России
нанесет значительный ущерб авиационной промышленности и
федеральному бюджету. Российские предприятия лишатся заказа в
размере 1,2 миллиарда долларов на производство воздушных судов
нового поколения. В федеральный бюджет не поступят налоговые
платежи за произведенную в России авиационную технику в размере
400 миллионов долларов и таможенные платежи в размере
780 миллионов долларов за иностранные воздушные суда. По ежегодным
лизинговым платежам в Россию не поступят дополнительно к уже
выплачиваемым за эксплуатируемые иностранные воздушные суда
140 миллионам долларов еще по 185 миллионов долларов в течение
семи лет.
Общие экономические потери России от реализации предложений
Федеральной авиационной службы России оцениваются более чем в
3 миллиарда долларов. Освобождение авиакомпаний от уплаты
таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость или снижение
ставок на иностранные воздушные суда, двигатели и другую
авиационную технику делает российские воздушные суда
неконкурентоспособными.
Таким образом, предполагаемая сделка противоречит основным
положениям статей 2 и 3 Федерального закона "О государственном
регулировании развития авиации". Предложение Федеральной
авиационной службы России о приобретении воздушных судов
иностранного производства с полным освобождением открытого
акционерного общества "Аэрофлот - российские международные
авиалинии" от таможенных пошлин и налогов на семь лет противоречит
Таможенному кодексу Российской Федерации, так как в соответствии
со статьей 71 указанного Кодекса срок временного ввоза товаров не
может составлять более двух лет, а в соответствии со статьей 68
указанного Кодекса временно ввозимые товары понежат возврату в
неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного
износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и
хранения. В этот период необходимо проводить регламентное
обслуживание и ремонт, связанные с заменой агрегатов воздушных
судов.
Освобождение от взимания налога на добавленную стоимость
предлагаемой к ввозу авиационной техники противоречит пункту 1
статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость", так как авиационная техника не входит в перечень
товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость. Кроме
того, предложение Федеральной авиационной службы России
противоречит Концепции реструктуризации российского
авиапромышленного комплекса, одобренной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 294 "Об
одобрении Концепции реструктуризации российского авиапромышленного
комплекса", в части стимулирования обновления парка российских
воздушных судов, а также таможенного и налогового регулирования
закупок, аренды и лизинга иностранной авиационной техники с
применением таможенных ограничений.
С учетом того, что предложение Федеральной авиационной службы
России противоречит Таможенному кодексу Российской Федерации,
Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и
Федеральному закону "О государственном регулировании развития
авиации", и в целях защиты отечественных производителей
авиационной техники Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на
противоречие законодательству Российской Федерации решений о
протекционизме зарубежных поставщиков воздушных судов.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
не освобождать российские авиакомпании от уплаты таможенных
пошлин и налога на добавленную стоимость при закупках и лизинге
иностранной авиационной техники, а также отменить ранее принятые
решения;
не позже III квартала 1998 года принять меры по экономическому
стимулированию разработчиков и изготовителей потенциально
конкурентоспособных российских воздушных судов в рамках
Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной
техники России (до 2000 года)" и о принятых мерах информировать
Государственную Думу:
проводить сертификацию иностранных воздушных судов в
Российской Федерации при условии заключения Российской Федерацией
с иностранными государствами, производящими указанные воздушные
суда, соглашений о взаимном признании норм летной годности
воздушных судов:
провести анализ стоимости авиационных перевозок в Российской
Федерации и разработать мероприятия по снижению стоимости
авиабилетов до уровня, отвечающего потребностям населения в
воздушных перевозках;
подготовить и представить в Государственную Думу проект
Федерального закона "О лизинге отечественной авиационной техники",
в котором предусмотреть стимулирующие условия для развития лизинга
российской авиационной техники.
3. Направить настоящее Постановление в Правительство
Российской Федерации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
|