МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 189
ОБ ОБЩИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ
РАБОЧИХ МЕСТ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
(Женева, 17 июня 1998 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного
бюро труда и собравшаяся 2 июня 1998 года на свою 86-ю сессию,
признавая необходимость в достижении экономического,
социального и духовного благосостояния и развития личности, семьи,
общины и нации,
отдавая себе отчет в важности создания рабочих мест на малых и
средних предприятиях,
напоминая о Резолюции о содействии малым и средним
предприятиям, принятой Международной конференцией труда в
1986 году на ее 72-й сессии, а также о заключениях, содержащихся в
Резолюции о политике в области занятости в условиях глобализации
экономики, принятой Конференцией в 1996 году на ее 83-й сессии,
принимая во внимание, что малые и средние предприятия, являясь
важнейшим фактором экономического роста и развития, несут все
большую ответственность за создание большинства рабочих мест во
всех странах мира и могут помочь в создании условий,
благоприятствующих новаторству и предпринимательству,
осознавая особую ценность, которую имеют продуктивные,
стабильные и качественные рабочие места,
признавая, что малые и средние предприятия дают женщинам и
другим группам населения, традиционно находящимся в
неблагоприятном положении, возможность получить доступ в более
благоприятных для них условиях к продуктивной, устойчивой и
качественной занятости,
будучи убежденной в том, что содействие соблюдению Конвенции
1930 года о принудительном труде, Конвенции 1948 года о свободе
ассоциации и защите права на организацию, Конвенции 1949 года о
праве на организацию и на ведение коллективных переговоров,
Конвенции 1951 года о равном вознаграждении, Конвенции 1957 года
об упразднении принудительного труда и Конвенции 1958 года о
дискриминации в области труда и занятий будет способствовать
созданию качественной занятости на малых и средних предприятиях, и
в частности в том, что содействие соблюдению Конвенции и
Рекомендации 1973 года о минимальном возрасте поможет
государствам - членам в их усилиях по искоренению детского труда,
будучи также убежденной в том, что принятие новых положений,
касающихся создания рабочих мест на малых и средних предприятиях,
которые должны приниматься во внимание одновременно:
a) с соответствующими положениями других международных
трудовых конвенций и рекомендаций, таких как, в зависимости от
конкретных обстоятельств, Конвенция и Рекомендация 1964 года о
политике в области занятости и Рекомендация 1984 года о политике в
области занятости (дополнительные положения), Рекомендация
1966 года о кооперативах в развивающихся странах, Конвенция и
Рекомендация 1975 года о развитии людских ресурсов и Конвенция и
Рекомендация 1981 года о безопасности и гигиене труда; и
b) с другими доказавшими свою эффективность инициативами МОТ,
направленными на усиление роли малых и средних предприятий в
создании устойчивых рабочих мест и на содействие должному и
всеобщему применению социальной защиты, включая программы "Начни
свой бизнес" и "Улучшай свой бизнес" и другие программы, а также
работу Международного учебного центра МОТ в области
профессиональной подготовки и повышения профессиональной
квалификации,
послужит ценным руководством для государств - членов в
разработке и проведении политики в области создания рабочих мест
на малых и средних предприятиях,
постановив принять ряд предложений, касающихся общих условий
для стимулирования создания рабочих мест на малых и средних
предприятиях, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего семнадцатого дня июня месяца одна тысяча
девятьсот девяносто восьмого года следующую Рекомендацию, которая
может именоваться Рекомендацией 1998 года о создании рабочих мест
на малых и средних предприятиях.
I. Определение, цель и сфера применения
1. Государства - члены должны, консультируясь с наиболее
представительными организациями работодателей и трудящихся,
определять малые и средние предприятия, исходя из таких критериев,
которые могут быть сочтены приемлемыми, принимая во внимание
национальные социально-экономические условия и исходя из того, что
такая гибкость не должна лишать государства - члены возможности
договариваться об общеприемлемых определениях для целей сбора
данных и проведения аналитической работы.
2. Государства - члены должны принять меры, отвечающие
национальным условиям и соответствующие национальной практике,
направленные на признание и укрепление той основополагающей роли,
которую малые и средние предприятия могут играть в отношении:
a) содействия полной, продуктивной и свободно избранной
занятости;
b) расширения доступа к возможностям получения дохода и
создания благосостояния, ведущего к продуктивной и устойчивой
занятости;
c) устойчивого экономического роста и способности с гибкостью
реагировать на изменения;
d) повышения участия в экономической деятельности находящихся
в неблагоприятном положении и маргинальных групп населения в
обществе;
e) увеличения сбережений и инвестиций внутри страны;
f) профессиональной подготовки и развития людских ресурсов;
g) сбалансированного развития на региональном и местном
уровнях;
h) предоставления товаров и услуг, которые лучше приспособлены
к потребностям местных рынков;
i) доступа к труду и условиям труда более высокого качества,
что может способствовать улучшению качества жизни, а также открыть
доступ к социальной защите для широкого круга населения;
j) стимулирования инноваций, предпринимательства, развития
технологии и исследований;
k) доступа на внутренний и международный рынки; и
l) укрепления нормальных отношений между работодателями и
трудящимися.
3. Для укрепления указанной в пункте 2 основополагающей роли
малых и средних предприятий государства - члены должны принимать
соответствующие меры и использовать соответствующие механизмы для
защиты интересов работников таких предприятий, предоставляя им
основную защиту, предусматриваемую другими действующими актами.
4. Положения настоящей Рекомендации применяются ко всем
отраслям экономической деятельности и ко всем видам малых и
средних предприятий, независимо от формы собственности (например,
к частным и государственным компаниям, кооперативам,
товариществам, семейным предприятиям и предприятиям, находящимся в
собственности одного лица).
II. Политико-правовая основа
5. Для создания условий, благоприятствующих росту и развитию
малых и средних предприятий, государства - члены должны:
a) принимать и проводить соответствующие налоговую и
кредитно-денежную политику и политику в области занятости, ведущие
к созданию оптимальной экономической среды (в частности, в
отношении уровней инфляции, процентных ставок и обменных курсов,
налогообложения, занятости и социальной стабильности);
b) вводить и применять соответствующие правовые положения,
касающиеся, в частности, прав собственности, в том числе
интеллектуальной собственности, создания предприятий, обеспечения
исполнения контрактов, добросовестной конкуренции, а также
надлежащего социально-трудового законодательства;
c) повысить привлекательность предпринимательства, избегая
политики и правовых мер, ставящих в неблагоприятные условия тех,
кто хотели бы стать предпринимателями.
6. Указанные в пункте 5 меры следует дополнить политикой,
направленной на содействие эффективно действующим и
конкурентоспособным малым и средним предприятиям, способным
предоставлять продуктивную и устойчивую занятость при надлежащих
социальных условиях. Для этой цели государства - члены должны
проводить политику, благодаря которой:
1) создаются условия, которые:
a) обеспечивают всем предприятиям, независимо от их
размеров или видов:
i) равные возможности, в частности в таких областях,
как доступ к кредитам, конвертирование валюты и импорт
ресурсов для производства; и
ii) справедливое налогообложение;
b) обеспечивают применение трудового законодательства без
какой-либо дискриминации, с тем чтобы повысить качество
занятости на малых и средних предприятиях;
c) содействуют соблюдению малыми и средними предприятиями
международных трудовых норм, касающихся детского труда;
2) устраняются препятствия на пути развития и роста малых и
средних предприятий, возникающие, в частности, в результате:
a) трудностей с доступом к кредитам и рынкам капитала;
b) низких уровней технической и административной
квалификации;
c) недостаточной информации;
d) низких уровней производительности труда и качества
продукции;
e) недостаточного доступа на рынки;
f) трудностей с доступом к новым технологиям;
g) слабости транспортной инфраструктуры и инфраструктуры
связи;
h) непродуманных, неадекватных или чрезмерных
административных требований, касающихся регистрации,
лицензирования и отчетности, а также других административных
требований, включая такие, которые препятствуют найму
персонала, не нанося при этом ущерба уровню условий занятости,
эффективности работы инспекции труда или системе надзора за
условиями труда и связанными с этим вопросами;
i) слабой поддержки в области исследований и разработок;
j) трудностей с доступом к государственным и частным
источникам материально-технического снабжения;
3) проводятся конкретные меры и используются стимулы, имеющие
целью оказание содействия неформальному сектору и повышение его
уровня, с тем чтобы он становился составной частью организованного
сектора.
7. С целью формулирования такой политики государства - члены
должны, в случае необходимости:
1) вести сбор общенациональных данных о секторе малых и
средних предприятий, охватывающих, среди прочего, количественные и
качественные аспекты занятости, обеспечивая при этом, чтобы эти
меры не приводили к неоправданной административной нагрузке для
малых и средних предприятий;
2) проводить всесторонний обзор воздействия проводимой
политики и действующих актов на малые и средние предприятия,
уделяя при этом особое внимание воздействию программ структурной
перестройки на создание рабочих мест;
3) проводить обзор трудового и социального законодательства,
консультируясь при этом с наиболее представительными организациями
работодателей и трудящихся, для определения нижеследующего:
a) отвечает ли такое законодательство нуждам малых и
средних предприятий, обеспечивая одновременно надлежащие
защиту и условия труда их работникам;
b) имеется ли необходимость в проведении дополнительных
мер в отношении социальной защиты, таких как введение
добровольных систем, инициативы кооперативного характера и
другие;
c) распространяется ли такая социальная защита на
работников малых и средних предприятий и существуют ли
надлежащие положения для обеспечения соблюдения
законодательства о социальном обеспечении в таких областях,
как медицинская помощь, пособия по болезни, по безработице, по
старости, пособия в случае производственного травматизма,
семейные пособия, пособия по беременности и родам, пособия по
инвалидности и по случаю потери кормильца.
8. В период экономических трудностей правительства должны
стремиться к оказанию сильной и эффективной помощи малым и средним
предприятиям и их работникам.
9. Формулируя указанную политику, государства - члены:
1) могут консультироваться, помимо наиболее представительных
организаций работодателей и трудящихся, с другими
заинтересованными и компетентными сторонами, с которыми они
считают необходимым провести консультации;
2) должны принимать во внимание другую политику в таких
областях, как налогообложение и денежно-кредитные вопросы,
торговля и промышленность, занятость, рабочая сила, социальная
защита, равенство между мужчинами и женщинами, безопасность и
гигиена труда и развитие профессиональной пригодности посредством
общеобразовательной и профессиональной подготовки;
3) должны создавать механизмы с целью пересмотра такой
политики, консультируясь при этом с наиболее представительными
организациями работодателей и трудящихся, и ее обновления.
III. Формирование культуры предприятия
10. Государства - члены должны, консультируясь с наиболее
представительными организациями работодателей и трудящихся,
принимать меры, направленные на создание и укрепление культуры
предприятия, благоприятствующей инициативности, созданию
предприятий, повышению производительности, осознанию важности
охраны окружающей среды, повышению качества продукции, гармоничным
трудовым отношениям и надлежащей социальной практике, имеющей
справедливый характер. Для этой цели государства - члены должны
предусмотреть меры, направленные:
1) на развитие предпринимательских навыков с помощью системы и
программ обучения, развития предпринимательства и профессиональной
подготовки, связанных с нуждами производства и позволяющих
добиваться экономического роста и развития, уделяя при этом особое
внимание тому большому значению, которое имеют гармоничные
трудовые отношения и многообразные профессиональные и
управленческие навыки, нужду в которых испытывают малые и средние
предприятия;
2) на поощрение при помощи соответствующих средств более
позитивного отношения к принятию на себя риска и к неудачам в
деловой деятельности, признавая их ценность как приобретенного
опыта и одновременно признавая то воздействие, которое они
оказывают на предпринимателей и трудящихся;
3) на содействие процессу обучения в течение трудовой жизни
всех категорий работников и предпринимателей;
4) на разработку и проведение с полным участием
заинтересованных организаций работодателей и трудящихся
информационно-просветительских кампаний, имеющих целью
содействовать:
a) соблюдению законности и прав трудящихся, улучшению
условий труда, повышению производительности и качества товаров
и услуг;
b) внедрению моделей предпринимательской деятельности и
систем стимулирования, учитывающих конкретные нужды женщин, а
также находящихся в неблагоприятных условиях и маргинальных
групп населения.
IV. Создание эффективной инфраструктуры обслуживания
11. В целях усиления роста малых и средних предприятий,
укрепления их способности создавать рабочие места и повышения их
конкурентоспособности следует предусмотреть возможность
предоставления комплекса услуг прямой и косвенной поддержки и
обеспечения доступа к ним для этих предприятий и их работников,
причем эти услуги должны включать:
a) содействие на этапе подготовки к открытию предприятия,
содействие на начальном этапе его создания и на этапе его
развития;
b) разработку плана хозяйственной деятельности и мер по его
выполнению;
c) инкубаторы бизнеса;
d) информационные услуги, включая консультации по политике
правительства;
e) услуги в форме консультаций и научных исследований;
f) повышение квалификации в области управления и
профессионально-технической квалификации;
g) содействие системам профессиональной подготовки на
предприятиях и развитие этих систем;
h) поддержку профессиональной подготовки в области охраны и
гигиены труда;
i) содействие в повышении грамотности, знаний арифметики,
умения пользоваться компьютером и уровней базового образования
менеджеров и работников;
j) доступ к электроэнергии, средствам связи и физической
инфраструктуре, такой как водоснабжение, электроснабжение,
помещения, транспортные средства и дороги, предоставляемым
непосредственно или через посредников в частном секторе;
k) содействие в понимании и применении трудового
законодательства, в том числе положений о правах трудящихся, а
также в развитии людских ресурсов и в поощрении равенства между
мужчинами и женщинами;
l) услуги в области права, бухгалтерского учета и финансов;
m) поддержку новаторства и модернизации;
n) консультирование по вопросам технологии;
o) консультирование по эффективному применению информационных
и коммуникационных технологий в деловой деятельности;
p) доступ на рынки капиталов, к кредитам и гарантиям на
получение займов;
q) консультирование по вопросам управления финансовой
деятельностью, регулирования кредитных и долговых отношений;
r) содействие экспорту и создание благоприятных условий для
внутренней и международной торговли;
s) содействие в изучении рынка и в маркетинге;
t) содействие в разработке продукта, его совершенствовании и
продвижении на рынок;
u) управление качеством, включая контроль за качеством и его
измерение;
v) услуги по упаковке продукции;
w) услуги по охране и рациональному использованию окружающей
среды.
12. По мере возможности, указанные в пункте 11 услуги
поддержки должны разрабатываться и предоставляться таким образом,
чтобы обеспечивался оптимальный уровень целесообразности и
эффективности посредством таких мероприятий, как:
a) адаптация услуг и их предоставления к конкретным нуждам
малых и средних предприятий с учетом превалирующих
социально-экономических и культурных условий, а также различий с
точки зрения их размеров, отрасли деятельности и уровня развития;
b) обеспечение активного участия малых и средних предприятий и
наиболее представительных организаций работодателей и трудящихся в
определении тех услуг, которые им требуются;
c) участие государственного и частного секторов в
предоставлении таких услуг, например, через организации
работодателей и трудящихся, полугосударственные организации,
частных консультантов, технологические "парки", инкубаторы бизнеса
и через сами малые и средние предприятия;
d) децентрализация предоставления услуг для максимально
возможного физического приближения их к малым и средним
предприятиям;
e) облегчение доступа к интегрированному кругу эффективных
услуг посредством введения "единого окна" или через справочные
службы;
f) ориентация на самообеспеченность систем предоставления
услуг благодаря продуманной степени покрытия расходов со стороны
малых и средних предприятий и из других источников таким образом,
чтобы не допустить деформации рынков таких услуг и повысить
способность малых и средних предприятий создавать рабочие места;
g) обеспечение профессионализма и подотчетности в управлении
предоставлением услуг;
h) создание механизмов постоянного контроля за оказанием
услуг, а также их оценки и обновления.
13. Предоставление услуг должно быть продумано таким образом,
чтобы они включали элементы повышения производительности и другие
подходы, способствующие росту эффективности и поддержанию
конкурентоспособности малых и средних предприятий на внутреннем и
мировом рынках, при этом совершенствуя организацию и условия
труда.
14. Государства - члены должны содействовать доступу малых и
средних предприятий к финансовым и кредитным ресурсам на
удовлетворительных условиях. В связи с этим:
1) кредиты и другие финансовые услуги должны предоставляться,
по мере возможности, на коммерческих условиях для обеспечения их
устойчивости, за исключением особенно уязвимых групп
предпринимателей;
2) должны приниматься дополнительные меры, направленные на
упрощение административных процедур, сокращение издержек при
заключении сделок и преодоление проблем, связанных с недостатком
гарантийных средств, например посредством создания
неправительственных кредитных агентств и финансовых учреждений,
занимающихся вопросами борьбы с бедностью;
3) малые и средние предприятия могут поощряться к объединению
в ассоциации взаимных гарантий;
4) должно поощряться создание организаций рискового капитала и
других организаций, специализирующихся на оказании помощи малым и
средним предприятиям, использующим новую технологию.
15. Государства - члены должны предусмотреть проведение
соответствующей политики, направленной на улучшение всех аспектов
занятости на малых и средних предприятиях, обеспечивая для этого
применение трудового и социального законодательства, защищающего
трудящихся, без какой-либо дискриминации.
16. Государства - члены должны, кроме того:
1) содействовать, в случае необходимости, созданию организаций
и учреждений, способных эффективно способствовать росту и
укреплению конкурентоспособности малых и средних предприятий. В
связи с этим следует предусмотреть проведение консультаций с
наиболее представительными организациями работодателей и
трудящихся;
2) предусмотреть адекватные меры, способствующие укреплению
сотрудничества между малыми и средними предприятиями и крупными
предприятиями. В связи с этим должны приниматься меры в защиту
законных интересов соответствующих малых и средних предприятий и
их работников;
3) предусмотреть меры, укрепляющие связи между малыми и
средними предприятиями в целях поощрения обмена опытом, а также
распределения ресурсов и взаимной амортизации рисков. В связи с
этим можно поощрять малые и средние предприятия к созданию таких
структур, как консорциумы, ассоциации и производственные и
сервисные кооперативы, принимая при этом во внимание ту важную
роль, которую играют организации работодателей и трудящихся;
4) предусмотреть конкретные меры и стимулы для лиц,
стремящихся стать предпринимателями, проводимые среди отдельных
категорий населения, таких как женщины, долговременные
безработные, лица, пострадавшие от структурной адаптации или
ограничительной и дискриминационной практики, инвалиды,
демобилизованные военнослужащие, молодежь, включая выпускников
учебных заведений, пожилые трудящиеся, этнические меньшинства, а
также коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни.
Подробная идентификация этих категорий должна проводиться с учетом
национальных социально-экономических приоритетов и условий;
5) предусмотреть особые меры по улучшению связи и отношений
между правительственными учреждениями и малыми и средними
предприятиями, а также наиболее представительными организациями
таких предприятий, с тем чтобы способствовать повышению
эффективности правительственной политики, нацеленной на создание
рабочих мест;
6) поощрять оказание поддержки развитию предпринимательства
среди женщин, признавая растущую роль женщин в экономике, путем
проведения мер, специально нацеленных на женщин, которые уже
являются или стремятся стать предпринимателями.
V. Роль организаций работодателей и трудящихся
17. Организации работодателей или трудящихся должны
предусмотреть возможность своего участия в развитии малых и
средних предприятий по следующим направлениям:
a) формулирование для правительства проблем, встающих перед
малыми и средними предприятиями или их работниками, в зависимости
от обстоятельств;
b) предоставление услуг прямой поддержки в таких областях, как
профессиональная подготовка, консультирование, содействие доступу
к кредитам, маркетинг, консультирование по вопросам отношений
между работодателями и трудящимися и поощрение связей с более
крупными предприятиями;
c) сотрудничество с общенациональными, региональными и
местными учреждениями, а также с межправительственными
региональными организациями, которые оказывают поддержку малым и
средним предприятиям в таких областях, как профессиональная
подготовка, консультирование, помощь на начальном этапе создания
бизнеса и контроль за качеством;
d) участие в работе советов, целевых групп и других органов на
национальном, региональном и местном уровнях, создаваемых с целью
решения крупных экономических и социальных вопросов, включая
политику и программы, затрагивающие малые и средние предприятия;
e) содействие в проведении и участие в разработке экономически
выгодной и социально-прогрессивной структурной перестройки
(например, посредством переподготовки и содействия самостоятельной
занятости), сохраняя при этом необходимую сеть социальной защиты;
f) участие в мероприятиях по обмену опытом и установлению
связей между малыми и средними предприятиями;
g) участие в мониторинге и анализе социальных тенденций и
тенденций в области рынка труда, затрагивающих малые и средние
предприятия и касающихся таких аспектов, как условия занятости,
условия труда, социальная защита и профессионально-техническая
подготовка, а также содействие, в зависимости от обстоятельств, в
проведении коррективных мер;
h) участие в деятельности, касающейся повышения качества и
производительности, а также способствующей соблюдению норм
профессиональной этики и достижению равенства между мужчинами и
женщинами и недопущению дискриминации;
i) подготовка исследований по малым и средним предприятиям,
сбор статистических данных и другой информации, касающихся этого
сектора, включая статистические данные в разбивке по полу и
возрасту, и предоставление этой информации другим национальным и
международным организациям работодателей и трудящихся, а также
информации о наиболее успешном опыте;
j) предоставление услуг и консультирование по вопросам прав
трудящихся, трудового законодательства и социальной защиты
трудящихся на малых и средних предприятиях.
18. Должны приниматься меры, способствующие должному
представительству малых и средних предприятий и их работников при
полном соблюдении принципа свободы объединения. В связи с этим
организации работодателей и трудящихся должны принять меры с целью
расширения своей членской базы с целью охвата малых и средних
предприятий.
VI. Международное сотрудничество
19. Следует поощрять международное сотрудничество в следующих
областях:
a) разработка общих подходов к сбору сопоставимых данных,
способствующих разработке соответствующей политики;
b) обмен информацией, в разбивке по полу, возрасту и другим
соответствующим показателям, касающейся наиболее успешного опыта с
точки зрения политики и программ, направленных на создание рабочих
мест и повышение качества занятости на малых и средних
предприятиях;
c) налаживание связей между национальными и международными
органами и учреждениями, занимающимися вопросами развития малых и
средних предприятий, включая организации работодателей и
трудящихся, с целью содействия:
i) обмену кадрами, опытом и идеями;
ii) обмену учебными материалами, учебными методиками и
справочными материалами;
iii) компилированию результатов научно-исследовательских
работ и других количественных и качественных данных в разбивке
по полу и возрасту, касающихся малых и средних предприятий и
их развития;
iv) созданию международных товариществ и союзов малых и
средних предприятий, установлению субподрядных отношений и
других деловых связей между ними;
v) созданию новых механизмов, используя современные
информационные технологии, для обмена информацией между
правительствами, организациями работодателей и организациями
трудящихся об опыте, накопленном в деле оказания содействия
малым и средним предприятиям;
d) проведение международных совещаний и коллективных дискуссий
по вопросам, касающимся подходов к созданию рабочих мест
посредством развития малых и средних предприятий, в том числе по
вопросу оказания поддержки женщинам - предпринимателям.
Аналогичные подходы к созданию рабочих мест и к
предпринимательству будут также полезными для находящихся в
неблагоприятных условиях и маргинальных групп населения;
e) систематические исследования, касающиеся разнообразных
условий и разных стран, посвященные ключевым факторам успеха в
деле содействия малым и средним предприятиям, которые являются
одновременно эффективными и способными создавать рабочие места,
обеспечивая при этом хорошие условия труда и надлежащую социальную
защиту;
f) содействие доступу малых и средних предприятий и их
работников к национальным и международным базам данных в таких
областях, как возможности получения занятости, информация о рынке,
законодательство, технология и стандарты продукции.
20. Государства - члены должны привлечь внимание к содержанию
этой Рекомендации других международных учреждений. Государства -
члены должны быть также готовы к сотрудничеству с этими
учреждениями, если того требуют обстоятельства, при проведении
оценки и применении положений настоящей Рекомендации и учитывать
ведущую роль, которую играет МОТ в деле содействия созданию
рабочих мест на малых и средних предприятиях.
|