МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 июня 1998 г. N 214
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля
1997 г. N 480 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и
социального развития Российской Федерации" министерству
предоставлено право принимать в соответствии с законодательством
Российской Федерации постановления и давать разъяснения по
применению нормативных правовых актов в области труда, занятости и
социальной защиты населения, подлежащие обязательному исполнению
федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
организациями независимо от организационно - правовых форм и форм
собственности.
В целях установления единого порядка подготовки, оформления и
представления на государственную регистрацию нормативных правовых
актов Министерства труда и социального развития Российской
Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении
Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки,
оформления и представления на государственную регистрацию
нормативных правовых актов Министерства труда и социального
развития Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу Приказы Минтруда РСФСР от 6 марта
1992 г. N 20 и Минтруда России от 23 июля 1992 г. N 6.
Министр
О.Г.ДМИТРИЕВА
Утверждено
Приказом Минтруда России
от 17 июня 1998 г. N 214
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Нормативные правовые акты Министерства труда и социального
развития Российской Федерации (в дальнейшем - Министерство)
издаются во исполнение решений высших органов государственной
власти Российской Федерации либо по их поручению, решений коллегии
Министерства, а также по инициативе Министерства в соответствии с
его компетенцией.
Подготовка и оформление проектов нормативных
правовых актов
2. Нормативные правовые акты Министерства, обязательные для
исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
организациями независимо от организационно - правовых форм и форм
собственности, издаются исключительно в виде постановлений
Министерства.
Разъяснения по применению нормативных правовых актов в области
труда, занятости и социальной защиты населения утверждаются
постановлениями Министерства.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не
допускается.
3. В случае необходимости нормативные правовые акты могут быть
изданы Министерством совместно или по согласованию с другими
федеральными органами исполнительной власти.
Проекты нормативных правовых актов подлежат согласованию с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
если такое согласование является обязательным в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также если в нормативных
правовых актах содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся
других федеральных органов исполнительной власти.
В отдельных случаях в соответствии с поручениями Правительства
Российской Федерации проекты нормативных правовых актов
Министерства подлежат согласованию с другими государственными
органами.
Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя
федерального органа исполнительной власти или его заместителя и
личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего
листа подлинника нормативного правового акта.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально -
трудовые права работников, рассматриваются и принимаются
Министерством с учетом мнения профсоюзов (ст. 11 Федерального
закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности").
4. Решением министра или его заместителя подготовка проекта
нормативного правового акта возлагается на одно или несколько
структурных подразделений Министерства с учетом их функций и
компетенции. При этом определяются круг должностных лиц,
ответственных за подготовку указанного проекта, срок его
подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой
работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует
Правовой департамент Министерства.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта
во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, как правило, не должен
превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных
правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими
федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться
рабочие группы.
5. В процессе работы над проектом нормативного правового акта
должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство
Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, практика применения соответствующих нормативных
правовых актов, научная литература и материалы периодической
печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических
и иных исследований, если таковые проводились.
6. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать
логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия
нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная
часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не
включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые
нумеруются арабскими цифрами с точкой, и заголовков не имеют.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь
буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут
делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами, и имеют
заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных
правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законов
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые
должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их
опубликования.
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики,
карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде
приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на
эти приложения.
7. Одновременно с разработкой каждого проекта должны быть
подготовлены предложения об изменении, дополнении или признании
утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их
частей.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по
согласованию с другими федеральными органами исполнительной
власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу
совместно или по согласованию с этими федеральными органами
исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими
силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст
нормативного правового акта.
8. При подготовке проекта нормативного правового акта должно
быть установлено, требует ли решение проблемы разработки
отдельного нормативного правового акта либо можно ограничиться
внесением изменений и/или дополнений в действующие акты.
Положения, изменяющие или дополняющие нормы действующих
нормативных правовых актов, как правило, излагаются в форме
внесения изменений и дополнений в эти акты.
Если при подготовке нормативного правового акта выявилась
необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее
изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же
вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения
разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются
новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные
предписания, которые сохраняют свою силу.
9. К проекту нормативного правового акта Министерства должна
прилагаться справка, подписанная руководителем (или заместителем
руководителя) структурного подразделения, подготовившего проект,
излагающая существо вопроса с необходимыми расчетами,
обоснованиями, отражающая содержащиеся в проекте новые по
сравнению с действующим законодательством положения.
10. Проект нормативного правового акта непосредственно перед
представлением его на подпись представляется в Правовой
департамент.
В задачи Правового департамента входит обеспечение:
- правильного выбора формы нормативного правового акта;
- соответствия проекта действующему законодательству;
- соответствия содержания акта объему полномочий Министерства;
- терминологической чистоты, логики, ясности, точности и стиля
изложения нормативного материала, способствующих наиболее полному
и правильному его пониманию теми лицами, которым он адресован;
- надлежащего юридико - технического оформления проекта
нормативного правового акта.
После рассмотрения Правовым департаментом проект передается в
отдел организации работы коллегии и подготовки нормативных
документов Управления делами для окончательного редактирования,
проверки на соответствие правилам русского языка, оформления,
передачи на подпись и регистрации после подписания. Одновременно
представляется подписанный руководителем (или заместителем
руководителя) структурного подразделения, подготовившего проект,
список организаций, которым должен быть направлен соответствующий
нормативный правовой акт.
В случае, если окончательное редактирование существенно
изменяет текст проекта нормативного правового акта, проект
подлежит повторному визированию в Правовом департаменте.
11. Нормативные правовые акты Министерства подписываются
министром или лицом, исполняющим обязанности министра в период его
отсутствия.
Представляемый на подпись проект нормативного правового акта
должен быть завизирован:
- заместителем министра - куратором структурного подразделения
Министерства, подготовившего проект;
- руководителем соответствующего структурного подразделения
или его заместителем;
- руководителями других структурных подразделений или их
заместителями, если проект затрагивает вопросы, отнесенные к
ведению этих подразделений;
- руководителем Правового департамента или его заместителем (с
указанием на то, подлежит ли нормативный правовой акт
государственной регистрации).
Нормативные правовые акты, издаваемые Министерством совместно
с другими федеральными органами исполнительной власти,
представляются на подпись в соответствующем количестве
экземпляров.
12. Подписанный нормативный правовой акт Министерства должен
иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Государственная регистрация нормативных
правовых актов Министерства
13. Государственная регистрация нормативных правовых актов
Министерства осуществляется Министерством юстиции Российской
Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
14. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые
акты Министерства, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие правовой статус
организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от
срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения,
составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера.
Определение того, подлежит ли нормативный правовой акт
Министерства государственной регистрации в Минюсте России,
производится Правовым департаментом.
15. Подлежащие государственной регистрации нормативные
правовые акты Министерства представляются в Минюст России не
позднее 5 дней со дня их подписания.
Представление на государственную регистрацию нормативного
правового акта, изданного Министерством совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган,
который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
16. Организация работы по подготовке нормативного правового
акта Министерства к государственной регистрации и доставке
соответствующих документов в Минюст России возлагается на
руководителя структурного подразделения Министерства, в котором
был разработан соответствующий проект.
Для государственной регистрации нормативного правового акта в
Минюст России направляются следующие документы:
а) подлинник нормативного правового акта (визированный
экземпляр остается в Министерстве);
б) три копии нормативного правового акта, завизированные
руководителем Правового департамента или его заместителем;
в) справка, подписанная руководителем Правового департамента
или его заместителем. В справке должно быть отражено следующее:
- основание издания нормативного правового акта (сведения о
нормативных правовых актах, устанавливающих соответствующее право
Министерства; о поручениях Правительства Российской Федерации, в
соответствии с которыми разработан соответствующий проект; об
издании нормативного правового акта по инициативе Министерства и
др.);
- информация о действующих нормативных правовых актах по
данному вопросу и о сроках приведения их в соответствие с принятым
актом;
- сведения о согласовании нормативного правового акта с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и
другими государственными органами, если такое согласование
является обязательным в соответствии с законодательством;
г) сопроводительное письмо в Минюст России, подписанное
заместителем министра - куратором структурного подразделения
Министерства, подготовившего проект.
17. Государственная регистрация нормативных правовых актов
производится Минюстом России в срок до 15 дней с даты получения
акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен
на срок до 10 дней.
18. В регистрации нормативного правового акта может быть
отказано, если при проведении юридической экспертизы будет
установлено несоответствие этого акта законодательству Российской
Федерации.
Нормативные правовые акты Министерства, в государственной
регистрации которых отказано, Минюстом России возвращаются с
указанием причин отказа.
Нормативный правовой акт Министерства может быть возвращен
Минюстом России без регистрации по просьбе Министерства, а также
если нарушены установленный порядок представления акта на
государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Возвращенные Минюстом России нормативные правовые акты
Министерства перед повторным направлением их на государственную
регистрацию еще раз визируются в Правовом департаменте и отделе по
организации работы коллегии и подготовки нормативных документов
Управления делами.
19. Министерство направляет для исполнения нормативные
правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только
после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты,
как не вступившие в силу, применяться не могут.
20. Рассылка зарегистрированного нормативного правового акта
Министерства производится с указанием на нем регистрационного
номера, присвоенного Министерством юстиции Российской Федерации.
|