Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 7835/97 ОТ 16 ИЮНЯ 1998 Г. ПО ИСКУ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

     ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 16 июня 1998 г. No. 7835/97

       Президиум  Высшего  Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда Российской    Федерации    на    постановление   Федерального
   арбитражного суда Северо-Кавказского округа от  25.11.97  по  делу
   No. А53-13778/96-С4-28 Арбитражного суда Ростовской области.
       Заслушав  и  обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Крестьянское  (фермерское)  хозяйство  "Колос"   обратилось  в
   Арбитражный  суд  Ростовской   области   с   иском   о   признании
   недействительными указаний Государственной налоговой инспекции  по
   Веселовскому району Ростовской области, принятых по актам проверки
   от 11.10.96, и о возврате 4965710 рублей, взысканных мемориальными
   ордерами и инкассовым поручением.
       Решением от 22.08.97 исковые требования удовлетворены.
       Федеральный    арбитражный   суд   Северо-Кавказского   округа
   постановлением от  25.11.97  решение  отменил,  в  иске   отказал,
   мотивировав отказ  тем,  что  льгота по налогу на прибыль не может
   применяться истцом с 15.07.93,  поскольку статус юридического лица
   и налогоплательщика хозяйство приобрело с 15.07.91. Не освобождено
   хозяйство и от уплаты страховых взносов.
       В протесте  заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации предлагается постановление суда  кассационной
   инстанции изменить: исковые требования крестьянского (фермерского)
   хозяйства "Колос" частично удовлетворить.
       Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Как видно  из  материалов  дела,  налоговым  органом проведена
   проверка правильности    исчисления    и    уплаты    крестьянским
   (фермерским) хозяйством  "Колос"  налога  на  прибыль,  налога  на
   добавленную стоимость и специального налога,  страховых платежей в
   государственные внебюджетные   фонды   за  период  с  01.01.93  по
   01.01.96.
       По результатам  проверки  составлены  два  акта  от 11.10.96 и
   приняты указания  о  взыскании  налогов,  страховых   платежей   и
   применении санкций:  1157200  рублей  - налог на прибыль,  4477100
   рублей -  налог  на  добавленную  стоимость,   663400   рублей   -
   специальный налог,  1946000  рублей - в Пенсионный фонд Российской
   Федерации, 1732000  рублей  -  в  Фонд   социального   страхования
   Российской Федерации,  275000  рублей  -  в  Государственный  фонд
   занятости населения Российской Федерации  и  1340000  рублей  -  в
   фонды обязательного медицинского страхования.
       На основании  указаний  налоговым  органом  взыскано   1008400
   рублей   налога   на   прибыль   (мемориальный  ордер  от 28.11.96
   No. 895), 3087300 рублей налога  на добавленную стоимость и штрафа
   (мемориальный ордер   от   29.11.96   No.   902),   567800  рублей
   специального  налога  и  штрафа  (мемориальный  ордер от  21.11.96
   No. 867), 334500  рублей  страховых платежей во внебюджетные фонды
   (инкассовое поручение от 01.11.96 No. 820).
       Крестьянское (фермерское)  хозяйство  "Колос" зарегистрировано
   постановлением главы администрации Веселовского района  Ростовской
   области от  15.04.92  No.  119  (свидетельство  о  государственной
   регистрации No. 28).
       Государственный   акт   на   право   собственности,  владения,
   пользования землей No. РОС-07-0007 оформлен хозяйству на основании
   постановления главы  администрации Веселовского района от 02.04.92
   No. 100.  Этим  постановлением  отменено  решение  исполнительного
   комитета Веселовского    районного   Совета   народных   депутатов
   Ростовской области от 15.07.91 No. 141 о предоставлении земельного
   участка Клоц  О.О.  для  организации  крестьянского  (фермерского)
   хозяйства.
       В соответствии  с  Законом  РСФСР "О крестьянском (фермерском)
   хозяйстве" крестьянское    хозяйство    регистрируется    районным
   (городским) Советом     народных     депутатов     после    выдачи
   государственного акта на право пожизненного наследуемого владения,
   собственности на  земельный  участок  или  подписания  договора на
   аренду земельного участка.
       При передаче земельного участка в собственность решение Совета
   народных депутатов  является  основанием  для  отвода   земельного
   участка в  натуре  (на  местности) и выдачи государственного акта,
   удостоверяющего право собственности на землю.
       В соответствии  со  статьей  1  указанного Закона крестьянское
   (фермерское) хозяйство  является   самостоятельным   хозяйствующим
   субъектом с  правами  юридического лица,  представленным отдельным
   гражданином, семьей  или  группой   других   лиц,   осуществляющих
   производство, переработку    и   реализацию   сельскохозяйственной
   продукции на основе использования имущества и земельных  участков,
   находящихся в их пользовании,  в том числе в аренде, в пожизненном
   наследуемом владении или собственности.
       Таким   образом,   отвод   земли   в   натуре   и   оформление
   соответствующих документов  является   квалифицирующим   признаком
   хозяйствующего субъекта  в  качестве  крестьянского  (фермерского)
   хозяйства.
       В отношении истца указанные действия имели место в 1992 году.
       В налоговом   законодательстве   субъектами    налогообложения
   являются организации и физические лица.
       Хозяйствующий субъект признается юридическим лицом  с  момента
   его государственной регистрации,  с этого момента у него возникают
   налоговые обязательства.
       Государственная регистрация     крестьянского    (фермерского)
   хозяйства "Колос"  произведена  15.04.92.  Налогообложение   этого
   хозяйства по правилам, предусмотренным для юридических лиц, должно
   производиться с указанной даты.
       Ответственность  по  налогу  на  прибыль  применена  налоговой
   инспекцией за неучет хозяйством в 1993 и  1994  годах  в  качестве
   объекта налогообложения средств, полученных от реализации основных
   фондов. За названное нарушение начислено налога на прибыль за 1993
   год 30700  рублей  и  за  1994  год 267000 рублей,  а также 327500
   рублей штрафов и 532000 рублей пеней.
       В   соответствии  с  пунктом  4  статьи  7  Закона  Российской
   Федерации "О  налоге  на  прибыль   предприятий   и   организаций"
   предприятия отраслей   производственной   сферы   с   численностью
   работающих до 50 человек в первые два года работы не платят налога
   на прибыль,  если  выручка  от  производства  сельскохозяйственной
   продукции превышает 70 процентов общей суммы выручки.
       Согласно ведомости   финансовых   результатов   (форма   5-кх)
   хозяйством в апреле 1993 года,  то  есть  до  истечения  2-летнего
   срока действия  льготы,  получена  выручка  от реализации основных
   средств.
       Налоговой инспекцией   15.11.96   составлен   акт  камеральной
   проверки, согласно  которому  прибыль,  полученная  хозяйством  от
   реализации во    II   квартале   1993   года   основных   средств,
   налогообложению не подлежит,  в связи с  чем  начисленные  санкции
   подлежат уменьшению  на  общую  сумму  149500 рублей,  в том числе
   30700 рублей налога, 33800 рублей штрафов и 85000 рублей пеней.
       Между тем   выводы  названного  акта  проверки  не  привели  к
   изменению ранее изданного  неправомерного  указания  о  применении
   санкций по налогу на прибыль в сумме 149500 рублей.
       Ответственность в виде взыскасния  1519400  рублей  налога  на
   добавленную стоимость,  191200 рублей специального налога,  100- и
   10-процентного штрафов,  а также пеней  (всего  4477100  рублей  и
   663400 рублей  соответственно)  применена  налоговой инспекцией за
   искажение в  расчетах  по  указанным  налогам   сумм,   подлежащих
   возмещению из бюджета.
       В соответствии со статьей 13 Закона Российской  Федерации  "Об
   основах налоговой  системы в Российской Федерации" за сокрытие или
   неучет    объекта    налогообложения    налогоплательщик     несет
   ответственность в виде взыскания налога и штрафа в той же сумме.
       Объектом  обложения  по  налогу  на  добавленную  стоимость  и
   специальному налогу являются обороты по реализации товаров (работ,
   услуг). Стоимость  приобретенных  товарно-материальных   ценностей
   таким объектом  не  является,  поэтому  за  неверный  расчет сумм,
   предъявляемых к возмещению, ответственность применяться не должна.
       Штрафы в  размере  10  процентов  от дополнительно начисленных
   сумм налогов и пеней также  не  могут  быть  применены,  поскольку
   недоимки по этим налогам нет.
       Указания налоговой инспекции  о  взыскании  4477100  рублей  и
   663400 рублей  недействительны.  Взысканные мемориальными ордерами
   от 29.11.96 No.  902 и 21.11.96  No.  867  соответственно  3087300
   рублей и 567800 рублей подлежат возврату.
       Налоговым органом за 1993 год истцу начислены суммы  страховых
   платежей и пеней: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 1946000
   рублей, Фонд  социального  страхования  Российской   Федерации   -
   1732000 рублей,    Государственный    фонд   занятости   населения
   Российской Федерации  -   275000   рублей,   фонды   обязательного
   медицинского страхования - 1340000 рублей.
       Между тем Законом Российской Федерации от 25.12.92 No.  4230-1
   "О  страховых  тарифах  взносов  в  Фонд  социального  страхования
   Российской Федерации,  в Государственный фонд занятости  населения
   Российской Федерации  и  на  обязательное  медицинское страхование
   граждан на I квартал 1993 года",  Законом Российской Федерации  от
   30.03.93 No.   4696-I   "О   страховых   тарифах  взносов  в  Фонд
   социального страхования Российской  Федерации,  в  Государственный
   фонд занятости   населения   Российской   Федерации   и   в  фонды
   обязательного медицинского страхования на II квартал  1993  года",
   постановлением Верховного  Совета Российской Федерации от 09.07.93
   No. 5357-I  "О  тарифах  страховых  взносов  в   Пенсионный   фонд
   Российской Федерации,   Фонд  социального  страхования  Российской
   Федерации и Государственный фонд  занятости  населения  Российской
   Федерации на  II  полугодие 1993 года" и постановлением Верховного
   Совета Российской Федерации от  24.02.93  No.  4543-I  "О  порядке
   финансирования обязательного  медицинского  страхования граждан на
   1993 год" установлен тариф  взносов  на  обязательное  медицинское
   страхование, в Государственный фонд занятости населения Российской
   Федерации, Фонд социального страхования  Российской  Федерации  по
   отношению к начисленной оплате труда.
       Порядок исчисления  крестьянскими  (фермерскими)   хозяйствами
   страховых взносов в названные фонды с суммы доходов, полученных за
   истекший календарный  год  и  определяемых  как   разность   между
   совокупным годовым  доходом,  полученным  в  целом по хозяйству от
   всех видов   деятельности,   и    документально    подтвержденными
   плательщиком расходами,  связанными  с  извлечением  этого дохода,
   установлен постановлением Правительства  Российской  Федерации  от
   06.10.94 No.  1139  "О  порядке уплаты крестьянскими (фермерскими)
   хозяйствами, родовыми и семейными общинами  малочисленных  народов
   Севера, занимающимися   традиционными   отраслями  хозяйствования,
   страховых взносов в фонды обязательного медицинского  страхования,
   Фонд социального     страхования     Российской     Федерации    и
   Государственный фонд занятости  населения  Российской  Федерации",
   введенным в действие с 01.01.95.
       Истцом уплачивались  страховые  взносы  с  начисленной  оплаты
   труда. У  налоговой  инспекции  не  было оснований определять базу
   исчисления страховых платежей в ином порядке до 01.01.95.
       В этой   связи   неправомерны  указания  налогового  органа  о
   взыскании 275000 рублей в Государственный фонд занятости населения
   Российской Федерации,   1340000   рублей   в  фонды  обязательного
   медицинского страхования  и  1732000  рублей  в  Фонд  социального
   страхования Российской Федерации.
       Взысканные инкассовым  поручением  от  01.11.96  No.   820   и
   зачисленные на  счет  налоговой  инспекции 334500 рублей страховых
   платежей подлежат возврату.
       Уплата  крестьянскими   (фермерскими)  хозяйствами   страховых
   взносов в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  в  1993   году
   производилась в  соответствии  с  постановлением  Совета Министров
   РСФСР от 04.06.91 No.  308 "О порядке уплаты членами  крестьянских
   (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР" и
   постановлением Совета   Министров   -   Правительства   Российской
   Федерации от  11.10.93  No.  1020  "О порядке уплаты крестьянскими
   (фермерскими) хозяйствами,    родовыми,     семейными     общинами
   малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
   хозяйствования, страховых взносов  в  Пенсионный  фонд  Российской
   Федерации", согласно   которым   названными   хозяйствами   уплата
   страховых взносов осуществляется с доходов, полученных за истекший
   календарный год,  не  позднее  1  апреля последующего года.  Доход
   хозяйства в  денежной  и   натуральной   формах   для   исчисления
   страхового взноса   определяется  как  разность  между  совокупным
   годовым доходом,  полученным в целом по хозяйству  от  всех  видов
   деятельности, и    документально    подтвержденными   плательщиком
   расходами, связанными с извлечением этого дохода.
       Поскольку истец исчислял страховые взносы с начисленной оплаты
   труда, вывод суда кассационной инстанции о правомерности взыскания
   налоговым  органом  1946000  рублей  в  Пенсионный фонд Российской
   Федерации обоснован.
       Учитывая   изложенное   и   руководствуясь  статьями   187-189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                          п о с т а н о в и л:

       постановление   Федерального   арбитражного    суда   Северо -
   Кавказского округа от  25.11.97  по  делу  No.  А53-13778/96-С4-28
   Арбитражного суда  Ростовской  области  отменить в части признания
   недействительными указания Государственной налоговой инспекции  по
   Веселовскому  району Ростовской области о взыскании 4477100 рублей
   налога  на  добавленную  стоимость,  663400  рублей   специального
   налога,  149500 рублей налога на прибыль,  275000 рублей страховых
   платежей в Государственный  фонд  занятости  населения  Российской
   Федерации,  1340000  рублей  в  фонды  обязательного  медицинского
   страхования,  1732000  рублей  в  Фонд   социального   страхования
   Российской Федерации.
       Возвратить крестьянскому   (фермерскому)   хозяйству   "Колос"
   суммы, взысканные по мемориальным ордерам от 21.11.96 No.  867, от
   29.11.96 No.  902,  по инкассовому поручению от 01.11.96 No. 820 -
   567800 рублей, 3087300 рублей, 334500 рублей соответственно (суммы
   приведены в денежных единицах до 01.01.98).
       В  остальной  части   названное   постановление  оставить  без
   изменения.

                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Ф. ЯКОВЛЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz