МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 15 июня 1998 г. N 938/14-12
В связи с появившимися публикациями и поступающими вопросами
по использованию в учебно - воспитательном процессе Приказов
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации (от 09.02.98 N 322, от 19.05.98 N 1235, 1236) разъясняю.
Государственный образовательный стандарт в соответствии с
Законом "Об образовании" является важнейшим документом,
гарантирующим условия для осуществления права на образование и
обеспечивающим развитие демократической системы образования в
России.
Однако создание стандарта для общеобразовательных учреждений
оказалось процессом сложным и длительным, до сих пор окончательно
не сформулированы методологические подходы к его структуре и
содержанию. Закон "О государственном образовательном стандарте"
еще не принят Государственной Думой.
В то же время быстрое обновление содержания образования,
появление различных видов общеобразовательных учреждений,
инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических
технологий заставляют искать механизмы управления демократическими
процессами в школе на переходный период до введения стандарта, не
форсируя принятие Закона "О государственном образовательном
стандарте".
Совершенно очевидно, что необходимо сохранить прогрессивные
тенденции, наметившиеся в системе общего среднего образования, и,
в то же время, не разрушить единое образовательное пространство,
найти инструменты, обеспечивающие сохранение качества образования,
объективную оценку достижений учащихся, деятельности учителей и
общеобразовательных учреждений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 28.02.94 N 174 "Об утверждении порядка разработки,
утверждения и введения в действие федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего и начального
профессионального образования" Министерство утвердило Базисный
учебный план, обязательный минимум содержания начального общего
образования, временные требования к обязательному минимуму
содержания основного общего образования, определяющие деятельность
общеобразовательных учреждений в части федерального компонента.
Минимальное содержание основных образовательных программ было
широко обсуждено в печати, на различных федеральных и региональных
совещаниях в 1997 - 1998 годах, получило в целом положительную
оценку.
Упомянутые документы направлены на развитие демократических
инновационных процессов в общеобразовательных учреждениях.
Обязательный минимум является основой для создания вариативных
программ и учебников, важным ориентиром для родителей и учащихся,
при этом обязательный минимум, составляющий ядро образования, не
позволит снять или сократить отдельные важные образовательные
дисциплины и перенести их в сферу дополнительно оплачиваемых
услуг.
В то же время он дает возможность высвободить учебное время
для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся,
реализации их интересов и способностей, избежать перегрузки
учащихся, учителю - условия для творчества, свободного выбора форм
и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
Следует особенно подчеркнуть, что минимальное содержание не
может являться инструментом для осуществления контроля за уровнем
подготовки выпускников, аттестации учителей, школ.
Требования к уровню подготовки выпускников, определяющие
степень усвоения обязательного минимума и являющиеся инструментом
объективной оценки достижений обучающихся, находятся сегодня в
стадии разработки и будут введены только после широкого обсуждения
педагогической общественностью и тщательной экспериментальной
проверки.
Руководителям органов управления образованием необходимо
провести работу по разъяснению принятых документов на августовских
совещаниях, конференциях работников образования.
Министр
А.Н.ТИХОНОВ
|