ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 1998 г. N 2584-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О выборах
Президента Российской Федерации", внесенный депутатом
Государственной Думы А.К. Захаровым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству и
судебно - правовой реформе в месячный срок со дня принятия
настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и
судебно - правовой реформе доработать указанный законопроект с
учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение
Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
18.03.98
Вносится депутатом
Государственной Думы
ЗАХАРОВЫМ А.К.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О выборах Президента
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 21, ст. 1924) следующие дополнения:
1. Статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Не имеет права быть избранным Президентом Российской
Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий должность
Президента Российской Федерации второй срок подряд".
2. Часть четвертую статьи 35 после слов "настоящего
Федерального закона" дополнить следующим предложением:
"Не может быть зарегистрирован кандидатом в Президенты
Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий
должность Президента Российской Федерации второй срок подряд".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫБОРАХ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституцией Российской Федерации в части 3 статьи 81
установлен запрет на занятие должности Президента Российской
Федерации одним и тем же лицом более двух сроков подряд.
Однако в Федеральном законе "О выборах Президента Российской
Федерации" не установлено прямого ограничения права
зарегистрироваться и быть избранным на эту должность для
кандидата, занимающего ее два срока подряд. Нет таких ограничений
и в иных актах законодательства о выборах.
По этой причине нельзя исключить возникновение ситуации, когда
кандидатом в Президенты будет зарегистрирован гражданин Российской
Федерации, занимающий эту должность два срока подряд.
В результате возможной регистрации кандидата в Президенты,
который не вправе занять эту должность в случае успешного
избрания, могут быть нарушены права и законные интересы других
лиц - как зарегистрированных кандидатов, которые не смогли
реализовать свое пассивное избирательное право, так и активное
избирательное право большинства граждан - избирателей, которые
отдали голоса за победившего кандидата.
Вместе с тем права и свободы человека и гражданина на
основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут
быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Возможное оспаривание изложенной ситуации в судебном порядке
ввиду явной недостаточности правовой базы поставит суд в сложное
положение.
В связи с изложенным представляется необходимым установить
предлагаемым Федеральным законом ограничения избирательного права,
связанные со статусом выборного должностного лица - Президента
Российской Федерации, как того требует пункт 7 статьи 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
А.К.ЗАХАРОВ
|