ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 1998 г. N 2548-II ГД
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принят
Государственной Думой
10 июня 1998 года
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 527; N 34, ст. 1976; 1993,
N 4, ст. 118; N 23, ст. 824; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 30, ст. 3593) следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"Настоящий Закон определяет общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации.".
2. Статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Установление и отмена налогов, сборов (пошлин) и
других платежей
Налоги, сборы (пошлины) и другие платежи (далее - налоги),
предусмотренные настоящим Законом, в зависимости от их видов
устанавливаются и отменяются соответственно федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми
актами представительных органов местного самоуправления (далее -
органы местного самоуправления) по вопросам налогообложения. В
Российской Федерации взимаются исключительно налоги,
предусмотренные настоящим Законом.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и
нормативные правовые акты органов местного самоуправления по
вопросам налогообложения вводятся в действие по истечении одного
месяца со дня их официального опубликования, но не ранее 1 числа
очередного налогового периода по соответствующему налогу, за
исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
При этом федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в
настоящий Закон в части установления новых налогов, а также
федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и
нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
устанавливающие новые налоги, вводятся в действие не ранее
1 января года, следующего за годом их принятия.
Законы и нормативные правовые акты органов местного
самоуправления, устанавливающие новые налоги или ухудшающие
положение налогоплательщиков и (или) иных обязанных лиц, в
частности повышающие размеры налоговых ставок, устанавливающие или
отягчающие ответственность за налоговые правонарушения,
устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков и (или) иных
обязанных лиц, не имеют обратной силы.
Законы и нормативные правовые акты органов местного
самоуправления или их отдельные нормы, исключающие или смягчающие
ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу,
если иное не установлено данными законами и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
Законы и нормативные правовые акты органов местного
самоуправления или их отдельные нормы, отменяющие налоги,
сокращающие размеры налоговых ставок, устраняющие обязанности
налогоплательщиков и (или) иных обязанных лиц или иным образом
улучшающие их положение, могут иметь обратную силу в случаях,
когда это прямо предусмотрено данными законами и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
В случаях отмены действующего налога, а также изменения
размера налоговых ставок и других существенных элементов налогов в
течение текущего финансового года должны быть одновременно внесены
в установленном порядке необходимые изменения и дополнения в
соответствующие бюджеты (в бюджеты внебюджетных фондов) на текущий
финансовый год.
Не допускается установление налогов, которые нарушают единство
экономического пространства, прямо или косвенно ограничивают
свободное перемещение в пределах Российской Федерации товаров
(работ, услуг) и финансовых средств.".
3. В статье 4:
в части первой:
первое предложение после слов "(далее - налоговые органы)"
дополнить словами ", которые ведут Государственный реестр
налогоплательщиков, включающий идентификационные номера
налогоплательщиков и сведения о налогоплательщиках, в том числе
персональные данные о налогоплательщиках - физических лицах
(фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места
жительства, серия и номер паспорта или иного документа,
удостоверяющего личность налогоплательщика, гражданство).
Положение о порядке ведения Государственного реестра
налогоплательщиков утверждается Правительством Российской
Федерации.",
во втором предложении слова "кредитные учреждения" заменить
словами "кредитные организации", после слов "в налоговом органе"
дополнить словами "и присвоение идентификационного номера";
в части второй слова "кредитных учреждений" заменить словами
"кредитных организаций".
4. Статью 7 исключить.
5. В статье 8:
из названия статьи исключить слова "акцизов и";
часть первую исключить.
6. Статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Распределение налоговых поступлений между бюджетами
разных уровней (внебюджетными фондами)
Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и во
внебюджетные фонды осуществляется в пределах сумм, зачисляемых в
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в
порядке и на условиях, которые определяются федеральным законом о
федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о
бюджетах субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления о местных бюджетах, в
соответствии с настоящим Законом.".
7. В статье 11:
пункт 1 дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"встать на учет в налоговом органе (за исключением физических
лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством не
возложена обязанность самостоятельно уплачивать налоги). Если у
налогоплательщика - физического лица в соответствии с действующим
законодательством возникает обязанность представить декларацию о
доходах, моментом постановки на учет в налоговых органах считается
момент представления декларации о доходах;";
дополнить статью новым пунктом 4 следующего содержания:
"4. Налог признается уплаченным со дня, когда налогоплательщик
предоставил банку надлежаще оформленное платежное поручение на
перечисление суммы налога в бюджет (во внебюджетный фонд) при
наличии на счете налогоплательщика, на который сдано платежное
поручение банку, денежных средств, достаточных для исполнения
указанного платежного поручения в полном объеме.
Налог не признается уплаченным в случае отзыва
налогоплательщиком или возврата банком в предусмотренных
действующим законодательством случаях не исполненного в
установленный срок платежного поручения на перечисление суммы
налога в бюджет (во внебюджетный фонд).
Уплатой налога признается также внесение налогоплательщиком
для перечисления в бюджет (во внебюджетный фонд) в установленный
срок причитающихся сумм налога наличными денежными средствами в
банк, кассу органа местного самоуправления, учреждение
Государственного комитета Российской Федерации по связи и
информатизации.
В случае направления излишне уплаченных или взысканных сумм
налогов в счет оплаты предстоящих налоговых платежей уплатой
налога налогоплательщиком признается произведенный налоговым
органом зачет таких сумм в счет предстоящих налоговых платежей.";
пункт 4 считать пунктом 5.
8. Статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Ответственность налогоплательщика за нарушение
налогового законодательства
1. Налогоплательщики несут в соответствии с пунктами 2 - 7
настоящей статьи финансовую ответственность за совершение
налоговых правонарушений.
2. За неуплату или уплату налога не в полном размере в
результате занижения налогооблагаемой базы (объекта
налогообложения) или неправильного исчисления суммы налога,
выявленные при проведении документальной проверки налоговым
органом, налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в
размере 30 процентов доначисленной суммы налога.
Повторная неуплата или повторная уплата налога не в полном
размере в результате занижения налогооблагаемой базы (объекта
налогообложения) или неправильного исчисления суммы налога,
выявленные при проведении документальной проверки налоговым
органом, влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере
60 процентов доначисленной суммы налога.
Налоговое правонарушение считается повторным при одновременном
наличии следующих признаков:
а) последующее правонарушение совершено тем же лицом, что и
предыдущее;
б) за предшествующее правонарушение лицо привлекалось к
ответственности, предусмотренной действующим законодательством;
в) последующее правонарушение совершено не позднее двух лет с
момента совершения предшествующего правонарушения;
г) последующее правонарушение было однородным и совершено в
отношении того же объекта, что и предшествующее.
В случае если налогоплательщик самостоятельно до проведения
проверки налоговым органом выявил факт неуплаты или неполной
уплаты налога, внес соответствующие исправления в бухгалтерскую
отчетность и расчеты по налогам и уплатил налог, предусмотренный
настоящим пунктом, ответственность в виде штрафа не применяется.
Если неуплата или неполная уплата налога явилась результатом
установленных судом умышленного сокрытия или занижения дохода
(прибыли) или иного объекта налогообложения, по иску налогового
органа или прокурора на налогоплательщика может быть наложен штраф
в порядке, установленном действующим законодательством.
Наложение штрафа не освобождает налогоплательщика от
ответственности, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.
3. Состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 настоящей
статьи, отсутствует, пеня не начисляется, а соответствующие меры
ответственности к налогоплательщику не применяются в случае:
его освобождения от уплаты налога;
если образовавшаяся за отчетный период недоимка по данному
налогу восполняется переплатой того же налога в предшествующие
периоды.
4. Нарушение установленных законами и принятыми в соответствии
с ними нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления о налогах сроков уплаты налогов влечет начисление
пени. Сумма соответствующей пени утрачивается дополнительно к
причитающейся сумме налога независимо от применения мер
ответственности.
Пеня начисляется за каждый день просрочки начиная со дня,
следующего за днем, установленным для уплаты налога, по день
уплаты или день взыскания недоимки и пени включительно, а при
обращении взыскания на иное имущество, за исключением денежных
средств, - по день ареста указанного имущества.
Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей в это
время ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации за каждый день просрочки.
5. За непостановку на учет в налоговых органах на руководителя
или иное должностное лицо налогоплательщика, на которое была
возложена обязанность по организации постановки на учет,
налагается штраф в размере стократной величины установленного
законом минимального размера оплаты труда.
6. В случае нарушения установленного порядка уведомления
налоговых органов об открытии счетов налогоплательщика в банках
или иных кредитных организациях на руководителей или иных
должностных лиц, на которых были возложены указанные обязанности,
налогоплательщика и банков налагается штраф в размере стократной
величины установленного законом минимального размера оплаты труда.
В случае проведения банком или небанковской кредитной
организацией операций по списанию денежных средств, находящихся на
счете налогоплательщика до его постановки на учет в налоговых
органах, на руководителя или иное должностное лицо банка или
небанковской кредитной организации, на которое были возложены
указанные выше обязанности, налагается штраф в размере стократной
величины установленного законом минимального размера оплаты труда.
7. За непредставление или несвоевременное представление в
налоговый орган документов по установленным уполномоченными
государственными органами формам, служащих основанием для
исчисления и уплаты налогов, организация - налогоплательщик
уплачивает штраф в размере десятикратной величины установленного
законом минимального размера оплаты труда за каждый
непредставленный или несвоевременно представленный документ.
На основании заявления налогоплательщика налоговый орган
вправе предоставить ему отсрочку представления указанных
документов на срок до 15 дней.
8. За отсутствие бухгалтерского учета, несоблюдение требований
его организации и ведения руководитель организации -
налогоплательщика или иное должностное лицо, на которое возложена
обязанность по ведению бухгалтерского учета, привлекается к
ответственности в виде штрафа в размере пятидесятикратной величины
установленного законом минимального размера оплаты труда.
Если нарушения, указанные в абзаце первом настоящего пункта,
не устранены в срок, который установлен налоговым органом и не
может быть менее одного месяца, налогоплательщик уплачивает штраф,
равный двойному размеру суммы штрафа, установленного абзацем
первым настоящего пункта.
9. Суммы штрафов и пеней, уплаченные в соответствии с
настоящей статьей, перечисляются в бюджеты всех уровней
пропорционально долям зачисления налогов в соответствующие
бюджеты.
10. Уплата или взыскание сумм штрафов и пеней, установленных
пунктами 2 - 7 настоящей статьи, не освобождает налогоплательщика
от обязанности уплатить налог и от других возложенных на него
обязанностей.
11. За нарушения налогового законодательства должностные лица
организаций - налогоплательщиков и физические лица -
налогоплательщики несут административную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях или уголовную ответственность в
соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
12. Налогоплательщик не привлекается к ответственности за
нарушение налогового законодательства, если это нарушение явилось
следствием одной из следующих причин:
а) арифметической (счетной) ошибки в предоставляемых в
налоговый орган по установленным уполномоченными государственными
органами формам документах, служащих основанием для исчисления и
уплаты налога;
б) выполнения налогоплательщиком указаний или разъяснений,
данных налоговым или другим уполномоченным государственным органом
или их должностными лицами в пределах их компетенции:
в) стихийного бедствия и других обстоятельств непреодолимой
силы.
Налогоплательщик не привлекается к ответственности за
нарушение налогового законодательства также в случае излишне
уплаченных сумм налогов, приведших к занижению размера
налогооблагаемой базы по другим налогам.
13. Предусмотренные настоящей статьей меры ответственности
применяются также в случаях нарушения налогоплательщиками
таможенных правил в части уплаты налогов, взимаемых таможенными
органами.".
9. В подпунктах "в" и "г" пункта 2 статьи 14 слова "кредитные
учреждения" заменить словами "кредитные организации" в
соответствующих падежах.
10. В статье 15:
в названии статьи слова "кредитных учреждений" заменить
словами "кредитных организаций";
в части первой слова "кредитные учреждения" заменить словами
"кредитные организации", слова "этих учреждений" заменить словами
"этих организаций";
в части второй слова "указанных учреждений" заменить словами
"указанных организаций";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Кредитным организациям запрещается задерживать исполнение
поручений налогоплательщиков либо инкассовых поручений налоговых
органов на перечисление налогов в бюджеты всех уровней или во
внебюджетные фонды. В случае установления таких фактов на
кредитную организацию налагается штраф в размере 50 процентов
суммы задержанного платежа, а также с кредитной организации
взыскивается в установленном порядке пеня в размере одной
стопятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации неуплаченной суммы налога
за каждый день просрочки платежа начиная со следующего дня после
установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога по
день уплаты включительно с привлечением руководителей этих
организаций к административной ответственности в виде наложения на
них штрафа в размере стократного установленного законом
минимального месячного размера оплаты труда. Взыскание штрафов и
пени не освобождает кредитную организацию от исполнения
обязательства по перечислению налогов.";
часть четвертую исключить;
части пятую - седьмую считать соответственно частями
четвертой - шестой;
в части пятой слова "кредитными учреждениями" заменить словами
"кредитными организациями";
дополнить статью частью седьмой следующего содержания:
"Юридические и физические лица, выплачивающие доходы в виде
дивидендов и процентов, а также производящие иные выплаты,
подлежащие налогообложению у источника, обязаны правильно
исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджеты всех уровней
или во внебюджетные фонды. Если по государственным ценным бумагам
Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов
Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам невозможно
определить у источника доходов сумму дохода, подлежащую обложению
налогом на доход, эти обязанности возлагаются на юридических лиц,
являющихся получателями дохода. В случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязанностей по правильному исчислению,
удержанию и перечислению налогов в бюджеты всех уровней или во
внебюджетные фонды указанные выше лица привлекаются к
ответственности в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.".
11. В статье 18:
подпункт "б" пункта 1 изложить в следующей редакции:
"б) налоги субъектов Российской Федерации (региональные
налоги);";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Вопросы налогообложения, отнесенные к компетенции органов
государственной власти и органов местного самоуправления,
определяются в соответствии с настоящим Законом и другими
федеральными законами о налогах.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления
не вправе устанавливать дополнительные налоги, не предусмотренные
настоящим Законом, равно как и завышать предельные ставки налогов,
установленные настоящим Законом и другими федеральными законами.".
12. В статье 19:
в пункте 1:
в подпункте "и" слова "в республиканский бюджет республики в
составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и
областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты
автономных округов" заменить словами "в бюджеты субъектов
Российской Федерации";
подпункт "р" изложить в следующей редакции:
"р) плата за пользование водными объектами.";
дополнить пункт подпунктами "т" и "у" следующего содержания:
"т) плата за право пользования объектами животного мира и за
право пользования водными биологическими ресурсами;
у) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот
этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.";
подпункты "р" - "у" дополнить предложением следующего
содержания:
"В целях налогообложения уплаченные суммы налога относятся
юридическими лицами на себестоимость товаров (работ, услуг).";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Все суммы поступлений от налогов, указанных в
подпунктах "а" - "ж" пункта 1 настоящей статьи, зачисляются в
федеральный бюджет, а все суммы поступлений от налогов, указанных
в подпунктах "р" - "у" пункта 1 настоящей статьи, зачисляются в
порядке и на условиях, которые предусмотрены законами Российской
Федерации об этих налогах.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" пункта 1
настоящей статьи, являются регулирующими доходными источниками, а
суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в бюджеты
субъектов Российской Федерации и бюджеты других уровней,
определяются при утверждении бюджетов субъектов Российской
Федерации.".
13. В статье 20:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Региональные налоги";
в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. К региональным налогам относятся:";
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) налог на имущество предприятий;";
подпункт "в" исключить;
подпункт "г" считать подпунктом "в";
в подпункте "в" слова "в республиканский бюджет республики в
составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и
областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты
автономных округов" заменить словами "в бюджеты субъектов
Российской Федерации";
в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Налоги, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1
настоящей статьи, устанавливаются законами Российской Федерации и
взимаются на всей территории Российской Федерации. При этом
конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов
Российской Федерации, если иное не установлено законами Российской
Федерации.";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Сбор, указанный в подпункте "в" пункта 1 настоящей статьи,
устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Ставки
сбора не могут превышать 1 процента годового фонда заработной
платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на
территориях субъектов Российской Федерации.".
14. В статье 21:
в пункте 1:
слова "представительными органами власти - местными Советами
народных депутатов", "местными Советами народных депутатов" и
"местных органов государственного управления" заменить словами
"органы местного самоуправления" в соответствующих падежах;
подпункт "п" исключить;
подпункты "р" - "ч" считать соответственно подпунктами "п" -
"ц";
в пункте 2 слова "законодательными актами республик в составе
Российской Федерации или решениями органов государственной власти
краев, областей, автономной области, автономных округов, районов,
городов и иных административно - территориальных образований"
заменить словами "законами субъектов Российской Федерации или
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
районов, городов и иных муниципальных образований";
в пункте 3 слова "органами государственной власти" заменить
словами "органами местного самоуправления";
в пункте 4 слова "представительных органов власти - местных
Советов народных депутатов" заменить словами "органов местного
самоуправления".
15. В статье 24:
в части третьей слова "в республиканский бюджет" заменить
словами "в федеральный бюджет";
дополнить статью частями четвертой и пятой следующего
содержания:
"В случаях, когда наложение финансовых и административных
санкций может привести к прекращению деятельности
налогоплательщика, органы Государственной налоговой службы
Российской Федерации предоставляют отсрочки и рассрочки уплаты
начисленных пеней и штрафов за нарушения налогового
законодательства.
Списание долгов, невозможных ко взысканию по федеральным
налогам, начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового
законодательства, производится в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, а по региональным и местным
налогам, начисленным пеням и штрафам, - органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.".
16. Статью 26 исключить.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Пеня за просрочку исполнения налогового обязательства, а также
штрафы за нарушение налогового законодательства, начисленные
налоговыми органами до дня вступления в силу Федерального закона
"О федеральном бюджете на 1998 год", но не уплаченные
налогоплательщиком и (или) не взысканные в порядке,
предусмотренном действующим законодательством, уплачиваются
(взыскиваются) в следующих размерах:
сумма пени, подлежащая перечислению, уменьшается в 7 раз;
сумма штрафов, подлежащая перечислению, уменьшается в 7 раз.
Пеня за просрочку исполнения налогового законодательства, а
также штрафы за нарушение налогового законодательства, уплаченные
налогоплательщиком и (или) взысканные в предусмотренном законами
порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,
не подлежат пересмотру и пересчету.
Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской Федерации
|