ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 1998 года
Дело N 48-Г98-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Зайцева В.Ю.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 9 июня 1998 года
кассационный протест прокурора Челябинской области и кассационные
жалобы Законодательного Собрания Челябинской области и У. на
решение Челябинского областного суда от 24 апреля 1998 г. по иску
С. к администрации и Законодательному Собранию Челябинской
области, У. о признании незаконным нахождения У. в должности
первого заместителя главы администрации области - председателя
правительства Челябинской области, признании незаконным его
нахождение на государственной службе г. Копейска Челябинской
области.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., объяснения С.,
согласившегося с решением суда, и представителя Законодательного
Собрания Челябинской области и У. Саломагина А.В., поддержавшего
кассационные жалобы, а также заключение помощника Генерального
прокурора Российской Федерации Корягиной Л.Л., не поддержавшей
кассационный протест прокурора и полагавшей, что судебное решение
подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия
установила:
22 декабря 1996 г. У. был избран главой г. Копейска, а
постановлением главы администрации Челябинской области от 30
января 1997 г. с согласия Законодательного Собрания Челябинской
области он был назначен на должность первого заместителя главы
областной администрации - председателя правительства Челябинской
области (л.д. 7, 5 - 6).
С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным
нахождения У. в должности первого заместителя главы администрации
области - председателя правительства Челябинской области, а также
незаконным нахождение его на государственной службе главы г.
Копейска, утверждая, что действующим законодательством такое
совмещение должностей не предусмотрено. Допущенное отступление от
закона нарушает его конституционные права на участие в управлении
делами государства.
Решением Челябинского областного суда от 24 апреля 1998 г.
признано незаконным нахождение У. в должности первого заместителя
главы областной администрации - председателя правительства
Челябинской области.
В остальной части заявления отказано.
В кассационных жалобах областное Законодательное Собрание и У.
просят об отмене решения соответственно в части и полностью по тем
основаниям, что судом неправильно истолкован п. 5 ст. 14
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления", согласно которому является недопустимым
осуществление местного самоуправления органами государственной
власти и государственными и должностными лицами путем их
вмешательства в компетенцию муниципальных органов, тогда как У.
такого вмешательства в деятельность соответствующих органов г.
Копейска не допускалось.
У. принимал участие в местном самоуправлении как житель и глава
г. Копейска, правительства Челябинской обл.
Кроме того, У. был вынужден совмещать работу в муниципалитете,
т.к. с его намерением сложить с себя полномочия главы города
Копейска жители этого города не были согласны.
Одновременно на решение суда подан и кассационный протест
участвующего по делу прокурора областной прокуратуры Лебедева
П.В., по мнению которого назначение У. на государственную
должность в областной администрации произведено в соответствии с
действующим законодательством, каких-либо препятствий к нахождению
его на этой должности судом не установлено, а потому
постановленное им решение о незаконности нахождения У. в должности
первого заместителя главы областной администрации - председателя
правительства Челябинской области подлежит отмене как не
основанное на законе.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив
доводы кассационных жалоб и протеста и изучив материалы дела,
оснований к отмене судебного решения не находит.
Обсуждая вопрос о правомерности совмещения У. исполнения
государственных служебных обязанностей с участием в выборном
органе местного самоуправления, суд, исходя из положения п. "п"
ст. 72 Конституции Российской Федерации о разграничении
компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам
правового статуса должностных лиц органов государственной власти
субъекта Российской Федерации, муниципальных служащих и выборных
лиц местного самоуправления и приоритета федерального
законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта
Российской Федерации обоснованно пришел к выводу, что его
нахождение на должности первого заместителя главы областной
администрации председателя правительства Челябинской области
противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г.
N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
государственные служащие не могут заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой
деятельности; быть депутатом представительных органов
государственной власти и местного самоуправления.
Данные ограничения статьей 60 Федерального закона от 28 августа
1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" до принятия
соответствующего федерального закона были распространены и на
муниципальных служащих и закреплены впоследствии в ст. 11
Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации".
Таким образом, федеральным законодательством для
государственных и муниципальных служащих установлен запрет на
совмещение исполнения служебных обязанностей с участием в выборных
органах государственной власти и местного самоуправления.
Нарушение этого запрета влечет за собой увольнение служащего с
работы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности нахождения
У. в должности первого заместителя главы администрации Челябинской
области - председателя правительства Челябинской области с
одновременным участием в выборном органе местного самоуправления
главы г. Копейска является правильным.
Данный вывод кассаторами по существу не оспаривается, о чем
свидетельствует последующее исполнение У. судебного решения: 28
апреля 1998 г. он освобожден от должности первого заместителя
главы администрации области - председателя правительства
Челябинской обл., а 29 апреля 1998 г. досрочно прекратил свои
полномочия главы г. Копейска (л.д. 142, 145).
Доводы кассационных жалоб о противоречии судебного решения в
части признания незаконным нахождения У. в государственной
должности областной администрации и правомерности нахождения его в
должности главы г. Копейска являются ошибочными.
Нахождение на каждой из этих должностей само по себе
противоправным не является.
Вместе с тем совмещение названных должностей, как указывалось
выше, не основано на законе.
Поэтому, обсуждая вопрос о признании незаконным нахождения У. в
должности первого заместителя главы областной администрации -
председателя правительства Челябинской обл., суд обоснованно,
руководствуясь ст. 34 Гражданского процессуального кодекса РСФСР,
исходил из заявленного требования С. о незаконности занятия У.
должности органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, будучи выборным лицом местного самоуправления.
Оснований для удовлетворения другого требования заявителя о
признании незаконным нахождения У. на государственной службе главы
г. Копейска у суда не было, т.к. запрещенное законом совмещение им
обязанностей государственного должностного лица в исполнительном
органе государственной власти Челябинской обл. с обязанностями
выборного должностного лица местного самоуправления судом
устранено, а каких-либо иных оснований освобождения его и от этой
должности С. не заявлялось, равно как и требований о признании
недействительными постановлений о назначении У. на соответствующие
должности.
Вывод суда о нарушении незаконным совмещением У. должностей
субъективных прав С. к осуществлению права участвовать в
управлении делами государства путем поступления на государственную
должность или путем реализации права избирать и быть избранным в
органы местного самоуправления Челябинской обл. основан на
положениях Конституции Российской Федерации, гарантирующей и
защищающей права и свободы граждан Российской Федерации (ст. 32),
Федерального закона от 28.08.95 "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 3) и
Федерального закона от 31.07.95 "Об основах государственной службы
Российской Федерации" (ст. 11).
Решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм
материального и процессуального права не допущено, а потому
оснований для его отмены по доводам кассационных жалоб и
кассационного протеста в соответствии со ст. 306 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311, п.
1 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 24 апреля 1998 г.
оставить без изменения, кассационный протест прокурора, а также
кассационные жалобы У. и Законодательного Собрания Челябинской
области - без удовлетворения.
|