МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 8 июня 1998 г. N 30
О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В связи с многочисленными запросами образовательных учреждений
и органов управления образованием о статусе образовательных
учреждений, Минобразование России разъясняет.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"
в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательное
учреждение является юридическим лицом (ст. 12).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету
(ст. 48 ГК Российской Федерации).
Юридическое лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации (ст. 51 ГК Российской Федерации).
Образовательному учреждению для осуществления в полной мере
прав юридического лица необходимо иметь расчетный счет. Наличие
такого счета необходимо и для участия в судах в качестве истца или
ответчика, заключения договоров и в других случаях.
Для производства различного рода финансовых расчетов
образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате
бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с
централизованной бухгалтерией, если она является юридическим
лицом, или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия
является его структурным подразделением.
Образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического
лица, не может претендовать на получение лицензии на право ведения
образовательной деятельности и последующие аттестацию и
государственную аккредитацию.
Отсутствие у образовательного учреждения статуса юридического
лица может явиться основанием для отказа органов социальной защиты
засчитывать в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периода
работы в этих образовательных учреждениях, что приведет к
ущемлению прав педагогических работников.
Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении денежными средствами и
принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у
образовательного учреждения указанных средств субсидиарную
ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке,
определяемом законом (п. 9 ст. 39 Закона Российской Федерации "Об
образовании").
При этом важно иметь в виду два момента. Во-первых,
субсидиарная ответственность согласно абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК
Российской Федерации наступает в тех случаях, когда основной
должник (в данной ситуации - государственное или муниципальное
образовательное учреждение) либо отказался удовлетворить
требование кредитора (поставщика), либо не ответил на это
требование в разумный срок. Применительно к субсидиарной
ответственности собственников образовательных учреждений закон
выдвигает дополнительное условие - недостаточность находящихся в
их распоряжении денежных средств (а не только их полное
отсутствие). При подтверждении данного условия образовательное
учреждение перестает быть ответчиком, ибо возложить на него
имущественную ответственность действительно невозможно из-за
недостатка имущества, на которое по закону можно обратить
взыскание. Поэтому ответчиком становится учредитель - собственник
(который и должен привлечь основного должника - образовательное
учреждение - к участию в деле в соответствии с п. 3 ст. 399 ГК
Российской Федерации). Иск же предъявляется к такому собственнику,
а не к образовательному учреждению.
Во-вторых, следует иметь в виду, что в роли собственника -
учредителя выступают не органы государственной власти (ибо в
гражданско - правовых отношениях они сами являются учреждениями -
несобственниками), а соответствующие публично - правовые
образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты,
муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК
Российской Федерации). Следовательно, именно об их ответственности
идет речь. От имени публично - правовых образований в гражданском
обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции
(п. п. 1 и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК Российской
Федерации). Имуществом, предназначенным для удовлетворения
претензий кредиторов публично - правовых образований, является не
распределенное между государственными и муниципальными
юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего
публично - правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4
ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК Российской Федерации).
Подробнее о некоторых вопросах, связанных с применением
Гражданского кодекса Российской Федерации, изложено в письме
Минобразования России от 23.12.97 N 65.
Заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ
|