ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 1998 г. N С5-7/УЗ-406
О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке
информации сообщает, что в апреле 1998 года Государственной Думой
принят Градостроительный кодекс Российской Федерации, подписанный
Президентом Российской Федерации 7 мая 1998 г. (N 73-ФЗ).
Градостроительный кодекс Российской Федерации опубликован в
"Российской газете" 14 мая 1998 г. N 91.
Предлагается обратить внимание на некоторые положения
Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее -
Кодекс) определяет компетенцию органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических
лиц в области градостроительной деятельности, роль
градостроительной документации и градостроительных регламентов в
регулировании использования территории Российской Федерации, а
также ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации о градостроительстве (преамбула).
2. Пунктом 5 статьи 3 Кодекса установлено, что споры,
возникающие при осуществлении градостроительной деятельности,
рассматриваются федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, судом в пределах их компетенции.
3. Главой II Кодекса регулируются вопросы обеспечения прав
граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.
В частности, в статье 18 Кодекса установлено, что граждане, их
объединения и юридические лица Российской Федерации имеют право на
достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды
жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях и иную информацию
о градостроительной деятельности, за исключением информации,
содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным
законом (п. 1).
Предусмотрено, что до утверждения градостроительной
документации граждане Российской Федерации и их объединения могут
проводить независимые экспертизы указанной документации за счет
собственных средств. Независимые экспертизы градостроительной
документации могут использоваться для обжалования в суд или
арбитражный суд заключений органов государственной экспертизы
градостроительной и проектной документации (п. 4).
Граждане Российской Федерации и их объединения в случаях, если
градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют
право: требовать в административном или судебном порядке отмены
решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции
или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения
законодательства Российской Федерации о градостроительстве, а
также требовать в административном или судебном порядке
ограничения, приостановления или прекращения деятельности
предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется
с нарушением законодательства Российской Федерации о
градостроительстве; обжаловать в суд заключения органов
государственной экспертизы градостроительной и проектной
документации; предъявлять в суд иски о возмещении вреда,
причиненного здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением
законодательства Российской Федерации о градостроительстве;
требовать в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных
в нарушении законодательства Российской Федерации о
градостроительстве (п. 6).
4. Статьей 39 Кодекса определено, что правила застройки
являются нормативным правовым актом органа местного
самоуправления, устанавливающим порядок осуществления
градостроительной деятельности на соответствующих территориях
городских и сельских поселений, в том числе на территориях
закрытых административно - территориальных образований (п. 1).
При этом предусмотрено, что правила застройки могут быть
обжалованы в суд проживающими на соответствующих территориях
гражданами, а также собственниками и иными владельцами объектов
недвижимости, права и законные интересы которых оказались нарушены
(п. 8).
5. В статье 51 Кодекса предусмотрено, что государственные
градостроительные нормативы и правила являются составной частью
системы нормативно - технических документов в строительстве
(п. 1).
Государственные градостроительные нормативы и правила являются
основанием для вынесения решений органами государственной власти и
органами местного самоуправления, государственными органами,
осуществляющими контроль в области градостроительства,
правоохранительными органами по вопросам прав собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов в области
градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических
лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения
государственных градостроительных нормативов и правил (п. 3).
6. Статьей 62 Кодекса определено, что разрешение на
строительство выдается на основании заявлений заинтересованных
физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права
на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной
документации строительство (п. 2).
Орган местного самоуправления может отказать в выдаче
разрешения на строительство в случаях: несоответствия проектной
документации разрешенному использованию земельного участка;
несоответствия проектной документации строительным нормам и
правилам (п. 6).
Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе
в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд
(п. 7).
7. Главой XIII Кодекса предусмотрен контроль за осуществлением
градостроительной деятельности и ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации о градостроительстве. В
частности, установлено право должностных лиц органов архитектуры и
градостроительства в пределах их компетенции предъявлять иски в
суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в
случае, если градостроительная деятельность осуществляется с
нарушением законодательства Российской Федерации о
градостроительстве. Действия и решения указанных должностных лиц,
проводящих контроль за осуществлением градостроительной
деятельности, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке
(п. 3 ст. 65).
Граждане и юридические лица, причинившие вред среде
жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности
с нарушением законодательства Российской Федерации о
градостроительстве, обязаны возместить причиненный ими вред в
полном объеме. Порядок возмещения вреда определяется гражданским
законодательством Российской Федерации (ст. 67).
8. Статья 72 Кодекса определяет порядок введения его в
действие.
Кодекс вводится в действие со дня его официального
опубликования (п. 1).
Законы и иные нормативные правовые акты в области
градостроительства, действующие на территории Российской
Федерации, применяются, если они не противоречат названному
Кодексу (п. 2).
Кодекс применяется к правовым отношениям в области
градостроительной деятельности, возникшим после введения его в
действие. К правовым отношениям в области градостроительной
деятельности, возникшим до введения Кодекса в действие, названный
Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут
после введения его в действие (п. 3).
9. Статьей 73 Кодекса признаны утратившими силу: Закон
Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской
Федерации"; Федеральный закон "О внесении дополнений в статью 5
Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в
Российской Федерации"; Постановление Верховного Совета Российской
Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об
основах градостроительства в Российской Федерации" (п. 1) и
внесены изменения в статью 143 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, которая излагается в следующей редакции:
"Статья 143. Строительство объектов недвижимости
без разрешения на строительство
Строительство объектов недвижимости без разрешения на
строительство (самовольная постройка) -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати
минимальных размеров оплаты труда".
Настоящая информация направляется для сведения и использования
в работе.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|