Утверждаю
Начальник Управления начального
профессионального образования
Минобразования России
Е.Я.БУТКО
3 июня 1998 года
Согласовано
Директор ЦТТУ
Минобразования России
С.К.НИКУЛИН
2 июня 1998 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МАСТЕРОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
--------------------------------
<*> Методические рекомендации могут быть использованы при
проведении конкурсов по инициативе образовательных учреждений и
органов управления образованием (профобразованием).
1. Цели и задачи конкурсов
1.1. Конкурсы профессионального мастерства <*> мастеров
производственного обучения и обучающихся учреждений начального
профессионального образования Российской Федерации <**> проводятся
в целях определения уровня квалификации мастеров производственного
обучения и качества профессиональной подготовки молодых рабочих,
выявления их мастерства, широкой пропаганды среди молодежи рабочих
профессий, повышения их престижа в современных условиях.
--------------------------------
<*> Далее - конкурсы.
<**> Далее - образовательные учреждения.
1.2. Конкурсы призваны способствовать совершенствованию
подготовки рабочих кадров, развитию профессиональных умений и
навыков обучающихся, выявлению и внедрению в учебный процесс
прогрессивных инструментов и приспособлений, рациональных приемов
и методов труда.
2. Организация и проведение конкурсов
2.1. Конкурсы объявляются и проводятся под руководством
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации.
2.2. Конкурсы проводятся поэтапно: I этап - в учреждениях
начального профессионального образования, II этап -
территориальный, III - зональный, заключительный.
Конкурс мастеров производственного обучения может совмещаться
с конкурсом обучающихся.
2.3. I этап проводят образовательные учреждения, II - органы
управления образованием (профобразованием) субъектов Российской
Федерации <*> совместно с домами техники профтехобразования
(центрами технического творчества учащейся молодежи) с
привлечением заинтересованных предприятий, организаций, ассоциаций
и спонсоров. III этап организуется и проводится Управлением
начального профессионального образования Минобразования России,
Центром технического творчества учащихся Минобразования России,
органами управления образованием (профобразованием) с привлечением
заинтересованных министерств, ведомств, организаций, ассоциаций и
спонсоров.
--------------------------------
<*> Далее - органы управления образованием (профобразованием).
2.4. Для проведения III, заключительного, этапа органы
управления образованием (профобразованием) по поручению
Минобразования России формируют зоны с учетом географического
положения территорий и специфических особенностей профессий, по
которым проводится конкурс.
2.5. Для подготовки и проведения конкурсов в образовательных
учреждениях и органах управления образованием (профобразованием)
создаются оргкомитеты.
2.6. В состав оргкомитетов могут включаться руководители и
инженерно - педагогические работники образовательных учреждений,
представители органов управления образованием (профобразованием),
домов техники профтехобразования (ЦТТУМ), учебно - методических
подразделений, представители заказчиков рабочих кадров,
заинтересованных министерств и ведомств.
В оргкомитеты по проведению III этапа конкурса включаются
также руководители и специалисты Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации, Центра
технического творчества учащихся Минобразования России,
представители отраслевых министерств, ведомств и общественных
организаций.
2.7. В функции оргкомитетов входит: разработка и утверждение
условий конкурса с учетом специфических особенностей профессии;
установление сроков проведения конкурса; определение
образовательного учреждения, на базе которого будет проводиться
конкурс; разработка содержания теоретических и практических
заданий; организация подготовки рабочих мест для выполнения
заданий (в соответствии со спецификой профессии), технической и
технологической документации, средств контроля знаний, умений и
навыков; разработка критериев оценки конкурсных работ; проведение
жеребьевки; подведение итогов, определение победителей и призеров,
мер их поощрения; оформление и направление заявки на участие в
последующем этапе конкурса.
2.8. Оргкомитеты, кроме комитетов образовательных учреждений,
создают из своего состава мандатные комиссии для проверки
документации, представленной на участников. В мандатной комиссии
должно быть не менее 3 человек.
2.9. Для оценки знаний, умений и навыков участников конкурса
создаются жюри. В состав жюри включаются лучшие инженерно -
педагогические работники образовательных учреждений,
высококвалифицированные рабочие, представители органов управления
образованием (профобразованием), учебно - методических
подразделений, домов техники профтехобразования (ЦТТУМ),
министерств и ведомств.
2.10. На жюри возлагается оценка уровня теоретической
подготовки и практических работ в пределах, установленных
конкурсными заданиями. Члены жюри контролируют технологию и
качество работы, правильность трудовых приемов, время выполнения
задания, соблюдение правил безопасности труда участниками
конкурса.
2.11. За 30 дней до начала II этапа территориальные
оргкомитеты сообщают в образовательные учреждения, а оргкомитеты
зонального, заключительного, этапа конкурса - в органы управления
образованием (профобразованием) дату, адрес, место проведения
конкурса и регистрации участников, телефон для справок, способ
прибытия.
2.12. Подготовка материально - технической базы, технической и
технологической документации, средств контроля знаний, умений и
навыков, создание безопасных условий труда, а также поощрение
работников за активное участие в организации и проведении конкурса
обеспечиваются администрацией образовательного учреждения,
руководством органа управления образованием (профобразованием),
где проводится конкурс.
3. Участники конкурсов
3.1. В конкурсах, как правило, участвуют обучающиеся выпускных
групп независимо от сроков обучения, если учебными программами
установлен одинаковый уровень квалификации. Минимальный уровень
квалификации мастеров производственного обучения должен быть на
один - два разряда (класса, категории) выше установленного для
выпускников образовательного учреждения по данной профессии.
3.2. Для участия в территориальных этапах допускаются
победители I этапов конкурсов. Решение об увеличении числа
участников может быть принято оргкомитетом, исходя из местных
условий.
3.3. На III, заключительный, этап от каждого органа управления
образованием (профобразованием) направляется один участник,
занявший первое место на II этапе. Если в органе управления
образованием (профобразованием) имеется только одно
образовательное учреждение, участвующее в конкурсе, то на III этап
направляется победитель I этапа.
3.4. Образовательные учреждения, органы управления
образованием (профобразованием) не позднее чем за 15 дней до
начала последующего этапа конкурса представляют в соответствующий
оргкомитет заявку на победителя и призеров предыдущего этапа,
содержащую сведения:
- фамилия, имя, отчество;
- число, месяц, год рождения;
- индекс учебной группы, курс обучения, полное наименование
профессии, уровень квалификации по итогам поэтапной аттестации (на
обучающихся);
- профессия, уровень квалификации (на мастеров
производственного обучения);
- полное название образовательного учреждения, его почтовый
адрес; заказчик рабочих кадров, его подчиненность.
К заявке прилагается выписка из акта об итогах этапа конкурса.
В заявку включаются также фамилия, имя, отчество и должность
лица, сопровождающего обучающегося.
Паспорт и ученический билет предъявляются мандатной комиссии
участниками конкурса лично.
3.5. Сопровождающее лицо несет ответственность за поведение,
жизнь и безопасность обучающегося в пути следования и во время
конкурса.
3.6. Участники конкурса должны иметь свою спецодежду
(за исключением отдельных случаев).
3.7. Питание, проживание, культурное обслуживание, медицинская
помощь обучающимся обеспечиваются органом управления образованием
(профобразованием), на базе которого проводится конкурс, за счет
оргвзносов, перечисленных образовательными учреждениями,
представляющими участников конкурса, а мастеров производственного
обучения - участников конкурса и сопровождающих лиц - за счет
командировочных средств.
4. Содержание и порядок проведения конкурсов
4.1. Конкурсы включают выполнение теоретического и
практического заданий.
4.2. Содержание и сложность теоретического задания и
практической работы должны соответствовать:
- для обучающихся - учебным программам по профессии
применительно к периоду обучения;
- для мастеров производственного обучения - требованиям
квалификационной характеристики на один - два разряда (класса,
категории) выше установленного для выпускников образовательного
учреждения по данной профессии.
В теоретическое задание для мастеров включаются вопросы по
методике производственного обучения.
4.3. На выполнение теоретического задания отводится 1 -
2 академических часа, практического - не более 6 часов в день.
4.4. Конкурсные изделия (выполняемые работы) должны
подбираться с учетом их практической целесообразности.
4.5. Для выполнения практического задания всем участникам
конкурса по жребию предоставляются равноценные рабочие места
(станок, машина, агрегат, объект и др.) с необходимыми
материалами, сырьем, набором инструментов и приспособлений.
4.6. Теоретические задания оцениваются по пятибалльной системе
на основании результатов письменных работ. Проверка теоретических
знаний может проводиться с применением технических средств
контроля.
4.7. Общая оценка практического задания складывается из оценок
составляющих его элементов: качества работы, соблюдения
технических и технологических требований, выполнения трудовых
приемов и операций, норм времени (выработки), применения
рациональных приемов и методов труда, соблюдения правил
безопасности.
Каждый элемент задания оценивается в баллах в зависимости от
его значимости и сложности.
4.8. При несоблюдении условий конкурса, грубых нарушениях
технологии выполнения работы, правил безопасности труда участник
конкурса по решению оргкомитета отстраняется от дальнейшего
выполнения задания.
5. Подведение итогов, поощрение участников конкурса
5.1. Победители и призеры конкурсов определяются по лучшим
показателям выполнения конкурсных заданий.
5.2. Каждый член жюри составляет ведомость оценок выполнения
теоретического и практического заданий, подсчитывает
соответственно для каждого участника сумму баллов (Приложения N 1,
2).
Председатель жюри суммирует раздельно эти показатели и делит
полученный результат на число членов жюри. Итоговая оценка
заносится в сводную ведомость (Приложение N 3).
При равенстве показателей предпочтение отдается участнику,
имеющему лучшую оценку выполнения практического задания.
5.3. Итоги конкурсов оформляются актом (Приложение N 4). Акт
I этапа конкурса утверждается директором образовательного
учреждения, территориального и зонального, заключительного, -
руководством органа управления образованием (профобразованием), на
базе которого проводятся конкурсы. К акту прилагается сводная
ведомость оценок.
Акт заключительного этапа конкурса направляется в
Минобразование России, орган управления образованием
(профобразованием) по месту проведения и в Центр технического
творчества учащихся Минобразования России.
5.4. Сроки подведения итогов конкурса устанавливаются
соответствующими оргкомитетами.
5.5. Меры поощрения победителей и призеров конкурсов
устанавливаются образовательным учреждением, органом управления
образованием (профобразованием) и Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации.
5.6. Участникам конкурсов, показавшим высокие результаты в
решении отдельных задач (при выполнении всех требований конкурсных
работ), могут устанавливаться дополнительные поощрения.
5.7. Итоги конкурсов объявляются приказом: I этапа - по
образовательному учреждению, II и III этапов - по управлению
образованием (профобразованием). Результаты III, заключительного,
этапа объявляются также приказом министра общего и
профессионального образования Российской Федерации.
Информация о результатах заключительного этапа конкурса должна
доводиться до сведения органов управления образованием
(профобразованием) не позднее 2 месяцев, территориального
конкурса - до сведения образовательных учреждений не позднее
1 месяца после окончания конкурса.
5.8. Итоги конкурсов рассматриваются в образовательных
учреждениях, органах управления образованием (профобразованием) с
определением мер по улучшению качества профессиональной подготовки
обучающихся и повышению уровня квалификации мастеров
производственного обучения.
Приложение N 1
ВЕДОМОСТЬ
ОЦЕНОК ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
__________________________________________
(первого, территориального и т.д. этапа)
КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
__________________________________________
(полное наименование профессии)
Дата заполнения "__" ________ 199__ г.
Член жюри ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
----T----------------T------------------------------T------------¬
¦ N ¦Номер участника,¦ Номер вопроса ¦Сумма баллов¦
¦п/п¦ полученный при +---T---T---T---T---T---T------+ ¦
¦ ¦ жеребьевке ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦и т.д.¦ ¦
¦ ¦ +---+---+---+---+---+---+------+ ¦
¦ ¦ ¦ Оценка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ по пятибалльной системе ¦ ¦
+---+----------------+---T---T---T---T---T---T------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦и т.д.¦ 9 ¦
L---+----------------+---+---+---+---+---+---+------+-------------
_________________
(подпись)
Приложение N 2
ВЕДОМОСТЬ
ОЦЕНОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
____________________________________________
(первого, территориального и т.д. этапа)
КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
____________________________________________
(полное наименование профессии)
Краткое содержание задания ___________________________________
__________________________________________________________________
Дата заполнения "__" ________ 199__ г.
Член жюри ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
----T----------------T------------------------------T------------¬
¦ N ¦Номер участника,¦ Номер вопроса ¦Сумма баллов¦
¦п/п¦ полученный при +---T---T---T---T---T---T------+ ¦
¦ ¦ жеребьевке ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦и т.д.¦ ¦
¦ ¦ +---+---+---+---+---+---+------+ ¦
¦ ¦ ¦ Оценка ¦ ¦
¦ ¦ ¦ по пятибалльной системе ¦ ¦
+---+----------------+---T---T---T---T---T---T------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦и т.д.¦ 9 ¦
L---+----------------+---+---+---+---+---+---+------+-------------
_________________
(подпись)
Приложение N 3
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ОЦЕНОК ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЙ
___________________________________________
(первого, территориального и т.д. этапа)
КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
____________________________________________
(полное наименование профессии)
Город _______________________________
Дата заполнения "__" ________ 199__ г.
----T-----------T--------T-----------T------T------T-------T-----¬
¦ N ¦Номер ¦Фамилия,¦Орган ¦Оценка¦Оценка¦Итого- ¦Заня-¦
¦п/п¦участника, ¦имя, ¦управления ¦теоре-¦прак- ¦вая ¦тое ¦
¦ ¦полученный ¦отчество¦образова- ¦тичес-¦тичес-¦оценка ¦место¦
¦ ¦при жеребь-¦участни-¦нием (проф-¦кого ¦кого ¦(сумма ¦ ¦
¦ ¦евке ¦ка ¦образ.), ¦зада- ¦зада- ¦баллов)¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦образоват. ¦ния ¦ния ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦учр. ¦(в ¦(в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦балл.)¦балл.)¦ ¦ ¦
+---+-----------+--------+-----------+------+------+-------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
L---+-----------+--------+-----------+------+------+-------+------
Председатель оргкомитета _________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы)
Председатель жюри ________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы)
Члены жюри _______________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы)
Приложение N 4
Утверждаю
________________________
________________________
"__" __________ 199__ г.
АКТ
от "__"______________ 199__ года
__________________________________
(место проведения конкурса, этап)
Об итогах _________________________ конкурса профессионального
мастерства обучающихся учреждений начального профессионального
образования по профессии _________________________________________
__________________________________________________________________
Основание проведения конкурса ________________________________
__________________________________________________________________
(приказ, письмо, план)
Составлен:
Председатель оргкомитета _____________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
Члены оргкомитета ____________________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
Председатель жюри ____________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
Члены жюри ___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
__________________________________________________________________
Прибыли и допущены мандатной комиссией к участию в конкурсе
----T----------------------T----------------------T--------------¬
¦ N ¦Фамилия, имя, отчество¦Название и номер обра-¦Орган управле-¦
¦п/п¦ участника ¦зовательного учрежде- ¦ния образова- ¦
¦ ¦ ¦ния профессионального ¦нием (профоб- ¦
¦ ¦ ¦образования ¦разованием) ¦
+---+----------------------+----------------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L---+----------------------+----------------------+---------------
Конкурс проводился на базе ___________________________________
(название и номер образовательного
учреждения)
__________________________________________________________________
(город, поселок, село)
Оборудовано рабочих мест для выполнения практического задания:
__________________________________________________________________
(наименование, количество)
Теоретическое задание включало вопросы _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Анализ ответов _______________________________________________
__________________________________________________________________
(подробно указать положительные стороны и недостатки, причины
недостатков, рекомендации по их устранению)
__________________________________________________________________
Практическое задание включало ________________________________
__________________________________________________________________
(содержание работы, название объекта)
Анализ выполнения задания ____________________________________
__________________________________________________________________
(подробно указать положительные стороны, недостатки, причины
недостатков, рекомендации по их устранению)
__________________________________________________________________
Распределение мест
--------T----------------------T----------------T----------------¬
¦Занятое¦Фамилия, имя, отчество¦Название и номер¦Орган управления¦
¦ место ¦ участника ¦образовательного¦ образованием ¦
¦ ¦ ¦ учреждения ¦ (профобраз.) ¦
+-------+----------------------+----------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L-------+----------------------+----------------+-----------------
Краткие выводы о результатах конкурса, замечания и предложения
оргкомитета, жюри, участников конкурса и лиц, их сопровождающих,
по совершенствованию организации и проведения конкурсов __________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Составлен в трех экземплярах
1 экз. _______________________________________________________
(наименование организации, куда направлен акт)
2 экз. _______________________________________________________
3 экз. _______________________________________________________
Председатель оргкомитета _____________________________________
(подпись)
Члены оргкомитета ____________________________________________
(подпись)
Председатель жюри ____________________________________________
(подпись)
Члены жюри ___________________________________________________
(подпись)
М.П.
|