ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 1998 года
Дело N 30-г98-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Горохова Б.А.
рассмотрела в судебном заседании 2 июня 1998 г. кассационную
жалобу Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики на
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 27
февраля 1998 г., которым признан недействительным п. 4 ст. 14
Закона "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской
Республике" от 20 декабря 1996 г. в части права внесения проекта
устава муниципального образования жителями муниципального
образования, обладающими избирательным правом, а также
общественными и политическими объединениями граждан,
зарегистрированными на данной территории, и местными отделениями
общероссийских и региональных объединений и партий.
Заслушав доклад судьи В.И. Нечаева, заключение помощника
Генерального прокурора России Л.Л. Корягиной, полагавшей изменить
решение суда, исследовав материалы дела, коллегия
установила:
в п. 4 ст. 14 Закона "О местном самоуправлении в Карачаево-
Черкесской Республике" от 20 декабря 1996 г. установлено, что
правом внесения проекта устава обладают: жители муниципального
образования, обладающие избирательным правом; органы местного
самоуправления; общественные и политические объединения граждан,
зарегистрированные на данной территории, и местные отделения
общероссийских и региональных объединений и партий.
Прокурор Карачаево-Черкесской республики обратился в суд с
заявлением о признании недействительным п. 4 ст. 14 Закона "О
местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике" от 20
декабря 1996 г. в части права внесения проекта устава
муниципального образования жителями муниципального образования,
обладающими избирательным правом, а также общественными и
политическими объединениями граждан, зарегистрированными на данной
территории, и местными отделениями общероссийских и региональных
объединений и партий, ссылаясь на то, что названные жители,
объединения и отделения не являются субъектами права
законодательной инициативы по внесению проекта устава
муниципального образования.
Рассмотрев заявление, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе Председатель Народного Собрания Карачаево-
Черкесской Республики просит отменить решение суда, считая, что
Собрание вправе было принять п. 4 ст. 14 Закона "О местном
самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике" в редакции,
изложенной в Законе.
Обсудив доводы жалобы, коллегия находит решение суда подлежащим
изменению и в связи с этим исключению из решения указание на
недействительность п. 4 ст. 14 указанного Закона в части права
внесения проекта устава муниципального образования жителями
муниципального образования, обладающими избирательным правом.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" муниципальное образование - городское, сельское
поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная
настоящим Федеральным законом, в пределах которых, в частности,
осуществляется местное самоуправление.
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и
гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и
под свою ответственность деятельность населения по решению
непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
местного значения (п. 1 ст. 2 Федерального закона).
К вопросам местного значения относятся принятие и изменение
уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением
(подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона).
По смыслу приведенных нормативных положений население
муниципальных образований вправе решать непосредственно или через
органы местного самоуправления все вопросы местного значения, к
которым относится также и внесение проекта устава муниципального
образования.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции России установление общих
принципов организации системы органов государственной власти и
местного самоуправления находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст.
76 Конституции России).
Как видно из содержания Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", он не
предусматривает право общественных и политических объединений
граждан на правотворческую инициативу в вопросах местного
значения.
Между тем Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики
предусмотрело в оспариваемом пункте 4 ст. 14 Закона "О местном
самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике" право
общественных и политических объединений граждан,
зарегистрированных на данной территории, и местных отделений
общероссийских и региональных объединений и партий на
правотворческую инициативу в виде внесения проекта устава
муниципального образования.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 306, 311 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
изменить решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской
Республики от 27 февраля 1998 г., исключив из решения указание на
недействительность п. 4 ст. 14 Закона "О местном самоуправлении в
Карачаево-Черкесской Республике" от 20 декабря 1996 г. в части
права внесения проекта устава муниципального образования жителями
муниципального образования.
В остальной части решение суда оставить без изменения,
кассационную жалобу Народного Собрания Карачаево-Черкесской
Республики - без удовлетворения.
|